Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / О национальной идее / Мероприятия
Европу и Азию свяжет российский Дальний Восток
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 17-08-2012

Всего две недели осталось до начала саммита АТЭС-2012 во Владивостоке. Впервые его столицей стал российский город. По мнению организаторов, это не просто важная веха в отношениях России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, но и хороший импульс для развития Дальнего Востока и привлечения инвестиций. Эксперты и аналитики изучают возможности, которые открываются перед этим регионом.

В Торгово-промышленной палате РФ прошел круглый стол «Актуальные вопросы развития Сибири и Дальнего Востока в контексте предстоящих саммита АТЭС и Байкальского экономического форума». Участники высказали свое видение наиболее важных сторон хозяйственного освоения региона и взаимодействия с зарубежными партнерами.

Генеральный директор Международного центра развития регионов Игорь Меламед считает, что среди приоритетных направлений работы в регионе – синхронизация темпов транспортного, энергетического и социального развития. «Вопросы обеспечивающего контура вышли на первый план», – отметил Игорь Меламед.

В частности, для разработки Ильгинского месторождения построено 312 км частной железной дороги, однако проблемы энергетической и транспортной обеспеченности мешают проекту действовать в полную силу. В то же время уже сегодня на Дальнем Востоке реализуется множество крупных проектов. В частности, в Амурской области строится космодром Восточный, площадь которого сопоставима с Москвой. Сегодня над его созданием работают 17,5 тысячи человек, всего же в проекте будет задействовано 50 тысяч строителей, силами которых будет возведено около 3 тысяч объектов. Оборонные предприятия, которые уже считали потерянными для отрасли, например Арсентьевский вертолетный завод, сегодня полностью загружены госзаказом.

Председатель комитета ТПП РФ по логистике Олег Дунаев считает, что развитие Сибири и Дальнего Востока, как и переход России на инновационную модель, зависит во многом от того, сможет ли страна интегрироваться в евроазиатскую систему через АТЭС.  По его мнению, транспортно-логистическим вопросам в различных стратегиях развития Дальнего Востока уделяется недостаточно внимания, а ведь именно разветвленная транспортная сеть нужна для интеграции Европы, России и стран АТР. «По логистике у нас масса вопросов, ведь это вопрос издержек, а их сокращение – один из главных критериев инвестирования», – отметил Олег Дунаев. Развитие транспортно-логистических коммуникаций потянет за собой и человеческие ресурсы, и научно-промышленные кластеры.

По мнению Олега Дунаева, необходимо сместить экономический центр ближе к Дальнему Востоку, для чего региону нужны крупные города с высокой привлекательностью для жизни.

Его поддерживает генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев. Он уверен, что на Дальнем Востоке должен быть создан  финансово-экономический центр, который поможет России занять пока пустующие ниши на мировом рынке. В частности, давно звучала идея создать международную водную биржу, поскольку питьевые ресурсы все чаще признают стратегическими. По данным ООН, 80% населения Земли испытывают нехватку чистой воды. И богатый водными артериями Дальний Восток смог бы стать центром «водного рынка».

Сейчас, считает эксперт, регион подошел к своему Рубикону, и, если  Россия не обозначит свою позицию по собственному видению развития Дальнего Востока, это может  вызвать у части стран желание самим вмешаться в этот процесс. В качестве примера Сергей Гриняев привел политические проблемы, возникшие при разграничении северных территорий и борьбу за богатый углеводородами арктический шельф.

В то же время сопредседатель НП «Национальный союз общественных экспертов» Александр Простов обеспокоен тем, что, по его мнению, Дальний Восток может превратиться в перевалочный пункт для доставки ресурсов из России в страны АТР. Однако не следует забывать, что рынки азиатских стран довольно сильно отличаются от европейских, и, таким образом, региональные особенности Дальнего Востока могут быть использованы как преимущество в торговле с государствами АТР.

Анастасия Казимирко-Кириллова, ТПП-Информ


Источник: http://www.tpp-inform.ru/global/2618.html


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение