Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / О национальной идее / Статьи
Точка зрения: куда пропали неформалы с городских улиц
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 25-06-2017
В далеком 2007 году, задолго до появления песен Скриптонита, шоу Юрия Дудя и подворотов на джинсах российские подростки жили в эпоху субкультур: красили волосы в черный и розовый, плакали под музыку Animal ДжаZ, гуляли по кладбищам и романтично рассуждали о смерти. В нашем материале мы рассуждаем о том, куда пропали все неформалы и смогут ли они вновь возродиться в условиях современной России.

Кажется, что всех длинноволосых неформалов, надевающих мрачные футболки с изображением Tokio Hotel и вставляющих пирсинг в любую видную для окружающих часть тела, смыло волной из бородатых хипстеров и юных школьников, не выпускающих из рук «айфон». Сложно поверить, что субкультуры, которые так старательно выстраивали свою идеологию и породили столько музыкальных групп, внезапно исчезли, даже не успев объясниться перед своими почитателями. Суровые неформалы, казавшиеся агрессивными и необщительными, так и не смогли найти общий язык с людьми в подворотах и ушли в подполье.

Расцвет субкультур пришелся на 2007-2008 годы – время, когда почти в каждом российском дворе можно было встретить грустных эмо-боев, впадающих в депрессию по любому поводу, а среди подростков наблюдалась большая любовь к вещам из черно-белой клетки (главная расцветка субкультуры «ска»), песням Аврил Лавин и черепам на рюкзаках. При этом, несмотря на большую любовь к мрачным вещам, такие неформалы жили обычной жизнью: ходили на учебу, работу, концерты любимых групп, наслаждались курсом доллара в 30 рублей и кушали дешевые гамбургеры в «Макдональдс».

Это было вполне себе обычное время, когда подростки, параллельно с учебой и подготовкой к тогда еще менее суровому ЕГЭ, грустили о неразделенной любви под «Три полоски» Animal ДжаZ и «Осень» группы «Китай», не думали о незаконных митингах и смене власти, а также жили без видоблогеров на Youtube.

Поколение нежных и чувственных подростков жило и грустило в стране, в которой на тот момент все было хорошо: никаких санкций, высокого курса доллара и евро, свободный въезд в Киев и полная гармония на Украине. На фоне российской стабильности меланхоличные эмо и агрессивные готы смотрелись довольно смешно, но в этой псевдоинтеллектуальной грусти и выражался их протест старшему поколению, наслаждавшемуся счастливыми временами.

Прошло несколько лет и депрессивным подросткам стало некогда грустить: стабильность в России была подорвана, начался экономический кризис, а юные эмо, покинув школу, оказались в реальном мире, где у взрослых людей, как оказалось, практически нет времени на меланхолию. Выкинув из гардероба мрачные вещи и стерев из своего телефона все песни в жанре альтернативы, бывшие неформалы погрязли в будничных делах вроде получения диплома, поиска работы и личного счастья.

Вчерашние неформалы превратились во вполне себе обычных людей, утопающих в проблемах и скрывающих свою грусть за кружкой пива в вечер пятницы.

Оказавшись во взрослой жизни, бывшие эмо и готы поняли, что их идеология не приносит никакой пользы российскому обществу, и тем самым навсегда похоронили любую идею о возрождении этих субкултур. Эмо, готы, «ска» и панки были убиты меньше, чем за год своими создателями, решившими забыть о своем подростковом прошлом.

Нельзя сказать, что неформалы полностью покинули российскую действительность. Конечно, в прошлое ушла мода на черно-розовую одежду, длинные челки и пирсинг по всему лицу. Теперь неформалы по-другому выражают свою приверженность определенной субкультуре и, как правило, не особо акцентируют внимание на своем внешнем виде в угоду общественным правилам (ты можешь быть абсолютным панком в душе, но на работу тебе все равно придется ходить в костюме).

Зато российские неформалы с удовольствием посещают концерты альтернативных рок-групп, репертуар которых почти не изменился с 2007 года, и иногда достают из шкафа патрули с черепами, ностальгируя по прошлому. И хотя кажется, что количество неформалов за пару лет заметно сократилось, депрессивные эмо и готы по-прежнему живут и здравствуют: заказывают одежду в «Неформаркете» (магазин, который знает каждый ярославский неформал), ходят на концерты группы «Слот» и AMATORY и пересматривают канонические фильмы неформальной культурой (вроде «Реквиема по мечте» или депрессивных фильмов Бергмана).

Точка зрения

Начнем с того, что есть понятие «субкультура», а есть понятие «неформал». Сейчас в России правят балом две субкультуры — рэперы и хипстеры. Но неформалами они не являются, т.к. у хипстоты в основе ретро-стилистика (а это в обществе считается нормальным, т.к. все носили эти шмотки когда-то), а рэперы просто вызывают смех и не считаются чем-то уникальным для нашего общества.

У неформалов по большей части 4-5 основных направлений: панки, готы, эмо, риветхыды и т.д. Собственно, само понятие неформал пошло от того, что эти люди, как минимум, выглядят не как все, т.к. чтобы принадлежать этим стилистикам, надо носить спецэффичный мерч/образ. У панков — косухи и ирокезы, у металлистов — длинные волосы и металл, у готов – черная одежда и мрачный макияж.

Сейчас настоящие неформалы ушли в прошлое. Разумеется, есть много людей, которые поддерживают идеи неформалов и слушают соответствующее музло, но выглядят они как все. Я бы даже сказал, что это современный тренд. Если посмотреть фотки нынешних панк-исполнителей, то можно заметить, что они выглядят как обычные люди. Сейчас у людей все меньше потребностей в том, чтобы выделяться из толпы, все больше стираются грани между стилями, поэтому со временем настоящих готов/эмо/панков все меньше и меньше.

Я, например, не помню, когда последний раз видел вживую трушного нефора, хотя нефоров «духовных» знаю кучу. Я знаю огромное количество людей, поддерживающих панк направление. Среди моих знакомых есть готы, эмо. Просто сейчас что в России, что в мире, нет потребности носить нефорский мерч.

/Алексей Федоров, видеограф/

То, что неформалов стало меньше, очень заметно. Сейчас уже фактически не встретишь на улице гота, эмо и специфически ярких представителей других субкультур. Сама эстетика субкультур осталась в творчестве, музыке, ещё в каких-то сферах жизни, но в одежде и в быту всё это сейчас не особо модно.

Кто был неформалом 10-20 лет назад, теперь, как правило, вырос, обзавёлся семьёй, и весь этот стиль считает чем-то «не по возрасту». Или оставляет какие-то отдельные детали — длинные волосы, аксессуары по мелочи. Зато иногда бывшие нефоры приводят к нам детей и радостно покупают им атрибутику с разными группами. Клиенты у нас самые разные, без ограничений: от детей до пенсионеров. Больше всего, пожалуй, школьников, но так всегда было и, видимо, будет.

Правда, среди нашей клиентуры остались люди, которым нравится выглядеть ярко и интересно. Просто теперь к нам приходят купить не белой пудры и не шипастые наручи по локоть, а стильные, жанровые, но гораздо менее броские кольцо или браслет. Их на улице не будет видно за километр.

Сами течения неформалов давно смазались и превратились по большей части во что-то вроде простого увлечения музыкой или пирсингом, аниме или стимпанком, да чем угодно. Сейчас видимо просто нет нужды одеваться «субкультурно», вычурно и как-то особо характерно. Скорее всего, большая часть внешних атрибутов ушла с улиц на фестивали.

А что до идейной составляющей субкультур — идеи-то многие остались. Та же готика, всю эту тёмную эстетику очень многие любят. Панк вообще вечен — это и музыка, и философия своего рода. Рок и металл тоже слушают, да ещё как.

Сами субкультуры в том виде, в каком их понимали, скажем, 10-15 лет назад, как явление, наверное, просто слегка исчерпали себя сейчас.

Лис Никанор


Источник: http://yaroslavl-room.ru/tochka-zreniya-kuda-propali-neformaly-s-gorodskih-ulits-27709/ 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение