Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / О национальной идее / Статьи
Уровень и качество жизни населения – основные агрегатные показатели эффективности долгосрочной государственной политики в сфере национальной безопасности
Материал разместил: Фомин АлександрДата публикации: 15-07-2005

Проведение осмысленной государственной политики невозможно без применения обобщенных показателей (агрегатных индикаторов) эффективности системы государственного управления. Такими обобщенными показателями, определяющими цель государственного управления в долгосрочной перспективе, являются уровень и качество жизни населения. Понятно, что в краткосрочные периоды (перед очередными парламентскими и президентскими выборами, во время чрезвычайных ситуаций или войны) возможно применение и на других агрегатных показателей (ожидаемых рейтингов, предотвращенного ущерба).

Но при стратегическом планировании развития страны и демократического государства, формирования ее системы безопасности от внутренних угроз, объективными агрегатными показателями могут быть только показатели типа уровня или качества жизни. В определенном смысле можно сказать, что даже национальная идея любой такой страны  может быть наиболее четко сформулирована как повышение качества жизни граждан.    

В настоящее время осуществляются попытки создания системы стратегического государственного планирования на основе применения указанных агрегатных показателей. Но для этого, прежде всего, необходимо определиться в том, как рассчитывать величины этих показателей, какие основные факторы они должны учитывать. В этом направлении также проводится  определенная работа – даже созданы специальные научные учреждения. Однако, приходится констатировать, что  в настоящее  время еще нет четкого и однозначного понимания этой проблемы. Более того, результаты расчета величин некоторых показателей по различным известным методикам часто обнаруживают большой разброс (в 1,5-1,8 раз).

При реформировании и развитии Вооруженных Сил данный вопрос также чрезвычайно актуален, особенно в связи с переводом их на контрактную систему комплектования и введением новой  несбалансированной системы оплаты труда военнослужащих и гражданского персонала МО РФ. Необходимо таким образом определить рациональные уровни денежного довольствия разных категорий военнослужащих по контракту и гражданского персонала, чтобы, с одной стороны, обеспечить их заинтересованность в прохождении службы и в работе, постоянном повышении боевой готовности, а с другой – чрезмерно не увеличить требуемые уровни общего финансирования Вооруженных Сил. При этом следует также определиться и с рациональным размещением «контрактных» войсковых частей с тем, чтобы, использую региональный фактор, максимизировать положительный эффект от введения нового принципа комплектования.

Не менее важно повысить уровень и качество жизни работников оборонных отраслей промышленности, от которых зависит возможность перевооружения российской армии и флота. В настоящее время в них находится только около 20% современного вооружения. Поэтому актуально стимулирование труда занятых в производстве нового вооружения рабочих, конструкторов, ученых - в первую очередь, конечно, через улучшение их жизненных условий, которые сегодня неоправданно занижены.      

Для того, чтобы корректно решить указанные вопросы, необходимо применение  количественных показателей уровня и качества жизни. Можно сказать более определенно: в современных условиях успешно проводить масштабные социальные реформы, в том числе – реформу Вооруженных Сил, без ориентации на повышение жизненного уровня населения не возможно в принципе.  

При этом следует понимать различия в терминах «уровень жизни»,  «качество жизни»,  четко определить взаимосвязь этих показателей с такими понятиями, как минимальная продуктовая корзина, потребительская корзина, прожиточный минимум.

Задача настоящей статьи состоит  в изложении существа этих понятий с объективной точки зрения. В результате проведенного исследования параллельно удалось  получить ряд важных выводов и закономерностей, которые, по нашему мнению, могут иметь фундаментальное значение для дальнейшего строительства ВС РФ и государства в целом.

 

Скачать статью полносью в pdf (263Кб)

Скачать файлы:

734.pdf (263 Кбайт)


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение