Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Россия - Германия: новый союз? / Статьи
Политика Германии на постсоветском пространстве
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 23-05-2017

Интересы Германии на постсоветском пространстве приобрели приоритетный характер для внешней политики этого государства уже в первые месяцы после ликвидации СССР. Это подчеркивалось во многих официальных документах ФРГ. Значительное внимание в них уделялось тем рискам и угрозам, которые нес распад Советского Союза для безопасности и самой Германии, и ее союзников. С учетом высокой степени актуальности эта проблема неоднократно затрагивалась в публикациях различных авторов.

В своей внешней политике, в том числе и на постсоветском пространстве, Германия использует не только традиционные дипломатические методы. Важнейшей составной частью немецкого внешнеполитического инструментария являются национальные неправительственные организации, которые могут быть использованы государством для достижения своих целей там, где применение средств традиционной дипломатии может оказаться неэффективным. Германия обладает наиболее мощным неправительственным внешнеполитическим инструментарием среди государств ЕС.

На постсоветском пространстве представлены фонды пяти германских политических партий, некоторые из которых, в частности – фонд Эберта и фонд Аденауэра, начали свою работу ещё до развала СССР.

Работа политических фондов в странах постсоветского пространства варьировалась в зависимости от характера германских внешнеполитических концепций по отношению к этим странам.

Но не во всех странах представлены все фонды одновременно. В ряде стран фонды делят сферы влияния между собой, чтобы охватить весь политический спектр. Например, фонд Белля в России (партия «Зелёных» ФРГ) изначально делал упор на сотрудничество с российскими правозащитными и экологическими НКО, в то время, как фонды партий, несущих правительственную ответственность, не исключают сотрудничества с организациями, близкими к властным структурам.

Фонд Эберта и фонд Аденауэра, два фонда больших так называемых «народных» партий ФРГ – СДПГ и ХДС, ведут наиболее масштабную работу на постсоветском пространстве. В силу их величины они получают и больше средств для работы, как глобальных (бюджетных), так и целевых (министерских).

Фонды не просто «связаны», а являются «близкостоящими» к политическим партиям, этот статус зафиксирован решением Федерального Конституционного Суда от 1986 г. Это дает право на финансирование из госбюджета помимо политических партий и в то же время в связи с ними. То есть фонд Аденауэра близок ХДС по своему официальному статусу, как и остальные фонды – к своим партиям.

Фонды – не инструменты своих партий, они самостоятельны в своих решениях, это – предпосылка их финансирования отдельно от партий. Но поскольку в фондах работают люди, принадлежащие к данным партиям, нередко – бывшие политики, отошедшие от активной работы, это отражается на характере принимаемых решений и проектов.

Основным источником ресурсов «мягкой силы» Германии выступает гражданское общество. Политическая элита страны стремится использовать его при проведении внешнеполитических акций, поскольку оно легитимизирует ее действия, а также является источником доверия к политике ФРГ со стороны других государств. Особенность «мягкой силы» ФРГ состоит и в том, что гражданское общество является и объектом «мягкого» воздействия со стороны своего государства, что стало особенностью применения концепции Германией, поскольку обычно «мягкая сила» воспринимается как инструмент исключительно внешней политики. Ее направленность «вовнутрь» определяется тем, что для эффективного использования концепции необходимо обеспечить соответствие между тем, какая ситуация царит внутри страны, и тем, что государство транслирует на международной арене. Апеллируя к тому, что права человека являются основной ценностью и страны обязаны их соблюдать, ФРГ обеспечивает защиту прав и интересов немецких граждан внутри государства. Правительство стремится заручиться поддержкой своего политического курса гражданским обществом также и, для того чтобы мотивировать его в продвижении политики «мягкой силы» за рубежом.

Большинство немецких организаций, занимающихся реализацией задач политики «мягкой силы», имеют статус неправительственных организаций. Часть из них созданы и функционируют посредством гражданской инициативы. Несмотря на то, что организации финансируются государством, они все же являются гражданскими структурами, поскольку при реализации задач пользуются большой свободой действий. В свою очередь, государство заинтересовано в том, чтобы сохранить их неправительственный статус, поскольку он помогает избегать обвинений в пропаганде, поэтому не стремится установить над ними контроль.

С помощью инструментов «мягкой силы» государству удалось достичь определенных результатов. Политика по созданию целостного образа привлекательности, охватывающего сразу все сферы жизни от экономики до культуры, привела к тому, что ее социально-экономическая система стала приниматься за образец. Многие государства мира стали более открыты «мягкой силе» ФРГ, рассчитывая на то, и им удастся наладить эффективную систему государственного управления по ее образцу. Особенно, это касается стран восточной Европы, которые признали, что ее модель привлекательна и предпочтительна для них, за это они получили поддержку Германии в вопросах членства в Европейских структурах. В то же время, в других регионах, имеющих свою специфику, обусловленную цивилизационными особенностями, продвижение «мягкой силы» ФРГ затруднено. В частности, на обширный регион постсоветского пространства направлены большие усилия, но пока они не очень увенчиваются успехом, поскольку Россия – основная цель воздействия «мягкой силы», несмотря на некоторые подвижки, свой политический строй менять не спешит.

Фонды получают глобальные средства из бюджета и целевые – от министерств. Внешнеполитические проекты финансирует, как правило, МИД, проекты из сферы политики развития – Федеральное министерство сотрудничества и развития.

Размер глобальных средств зависит от того, как представлена соответствующая партия в бундестаге. Если она долгое время не набирает 5%, фонд может получить проблемы с финансированием.

Целевые средства выделяются под проекты. В годовых сообщениях фондов указывается, какие проекты как финансировались. На постсоветском пространстве это (для всех фондов) – политический диалог. Остальные проекты варьируются от страны к стране в зависимости от специфики фонда.

Формирование имиджа других стран не входит в задачи германских политических фондов. Работая в этих странах, они привносят вклад в создание имиджа Германии и Евросоюза. Имидж России и ЕАЭС в Германии и в других странах ЕС следует укреплять самим – создав организации, аналогичные германским политическим фондам и отправив их – на основаниях паритета – работать в Германию и заниматься там тем же самым, чем их организации занимаются у нас.

Акимова Ксения


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение