Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Российско-армянское партнерство / Статьи
Армения–Польша: заигрывание с потенциальным противником
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 16-05-2013

В последние несколько лет наблюдается непрерывный процесс нарастания противоречий между военно-политическими блоками НАТО и ОДКБ. При этом одним из основных «раздражителей» в этих отношениях является постоянная конфронтация между Польшей и Россией, которые являются активными участниками данных организаций.

Регулярные необоснованные заявления польской политической элиты об угрозе со стороны Москвы для Польши и стран Балтии приводят к необходимости ответных действий со стороны Кремля. Кроме того, Варшава, используя программу «Восточное партнерство», официальной целью которой является сближение ЕС с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Молдовой, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Беларусью, в действительности стремится ослабить влияние России не только в Восточноевропейском регионе, но и на Кавказе. В частности, взгляды поляков обращены на Армению, которая является единственным союзником Кремля в регионе. При этом официальный Ереван не прочь продемонстрировать Москве свою «независимость» во внешнеполитических отношениях.
 
Следует отметить, что с начала текущего года военно-политическое сотрудничество Варшавы и Еревана значительно активизировалось. В марте, в рамках визита секретаря Совета национальной безопасности Армении Артура Багдасаряна в Польшу, было подписано соглашение о создании совместного армяно-польского предприятия между компанией «Любава» и Чаренцаванским станкостроительным заводом Минобороны Армении. Кроме того, в ходе встречи с главой Бюро национальной безопасности Польши Станиславом Козеем было обсуждено сотрудничество двух стран в оборонной сфере, а также широкий круг вопросов региональной и международной безопасности, в том числе оказание Польшей содействия Армении в процессе евроинтеграции и сотрудничества в рамках «Восточного партнерства».
 
Более того, в конце апреля в прессе появились статьи со ссылкой на источники в Министерстве обороны Армении о планах масштабной модернизации вооруженных сил страны. При этом особое внимание уделялось намерениям провести усовершенствование армянской бронетехники с участием предприятий польского ВПК. В начале мая данную информацию в своем заявлении подтвердил Министр обороны Армении Сейран Оганян. Он сообщил, что согласно концепции развития военной промышленности, одобренной правительством страны, Минобороны составило список предприятий, которые примут непосредственное участие в модернизации вооружения и военной техники. В частности, на совместном с польским концерном «Бумар» предприятии будет начат капитальный ремонт и модернизация танков Т-72.
 
Необходимо обратить внимание на то, что Армения является государством-членом ОДКБ и планы по модернизации вооруженных сил страны с участием Польши идут в разрез с одним из принципов военного строительства в рамках Организации по унификации вооружений. Особенно удивляет следующее: неужели российские и белорусские предприятия ВПК, способные модернизировать советский танк Т-72, уже не внушают доверия партнеру по ОДКБ?
 
Выбор Еревана не оправдан и с практической точки зрения. Согласно заявленной программе, модернизация Т-72 до уровня РТ-72U будет включать в себя замену силовой установки, монтаж дополнительной бронезащиты. Также танки получат усовершенствованные системы наблюдения и связи. Польский вариант модернизации значительно уступает предложениям предприятий российского и белорусского ВПК. В частности, вариант борисовского 140-го ремонтного завода по модернизации танков Т-72 выгодно отличается от польского предложения. Белорусское предприятие, не считая вышеперечисленного, располагает дополнительными возможностями по улучшению динамических характеристик ходовой части танка, повышению его боевой эффективности за счет установки тепловизионных приборных комплексов и прицелов, что обеспечивает обнаружение и распознавание целей днем и ночью на дальностях до 4-5 км. Кроме того, борисовский завод имеет опыт работы по послегарантийному обслуживанию бронетанковой техники в различных странах, а также возможность эффективного обучения специалистов заказчика и обеспечения обслуживающих организаций оборудованием и технологиями. Дополнительно, для сопровождения бронетехники на протяжении всего эксплуатационного цикла, белорусы могут разработать и построить на территории заказчика Центр логистической поддержки и сервисного обслуживания.
 
Сотрудничество с предприятиями белорусского ВПК было бы дополнительным шагом для укрепления союзнических отношений между странами в рамках ОДКБ. Но, к сожалению, следует констатировать, что в данной игре присутствует не здравый разум армянских оборонщиков, а скрытое стремление североатлантических политиков внести раскол в Организацию, набирающую авторитет на постсоветском пространстве. Подобные соглашения с государством-членом Североатлантического альянса являются, мягко говоря, странными, особенно в свете обвинений, высказываемых Ереваном в адрес Беларуси в связи с продажей вооружений и военной техники Азербайджану.
 
Рассматривая планы Армении по модернизации своего парка боевых машин с участием Польши, можно говорить о попытке Еревана уйти от исключительной ориентации на страны ОДКБ в сфере военно-технического обеспечения своих вооруженных сил. Кроме того, подобное заигрывание с потенциальными противниками однозначно негативно скажется на отношениях с другими государствами-членами Организации и идет в разрез с принципами союзнической политики.
 
Сергей Марков


Источник: http://www.belvpo.com/ru/26477.html


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение