Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Российско-армянское партнерство / Статьи
Евразийская интеграция: прагматизм и реалии
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 25-04-2013

Трезвая оценка происходящих в мире глобальных процессов приводит к однозначному выводу: противостоять в одиночку объективным глобализационным процессам, пусть и с некоторой субъективной направленностью, нереально. Очевидно, что перспективам вовлечения стран в интеграционные процессы нет альтернативы.

Интеграционные проекты как объективные факторы современной реальности открывают широкие возможности для экономического роста в условиях продолжающегося экономического кризиса, некоторое смягчение которого отнюдь не исключает рецидивов.

В начале 90-х годов прошлого века перед постсоветскими республиками стояли определенные задачи – политическая и экономическая самостоятельность. Понадобилось более двадцати лет, чтобы разграничить представляемую реальность и реальность фактическую, чтобы осознать наличие общих угроз и необходимость широкого экономического сотрудничества без границ. В результате чего пришло понимание необходимости объединения, хотя на это понадобилось много времени, и очевидно, что ждать более – нецелесообразно.

Сегодня трезвая оценка происходящих мировых процессов, осознание необходимости перемен и решимость реализовать их актуализируют сопоставление усилий в формате нового современного объединения, способного стать привлекательным для суверенных государств как объединение стран на принципах равенства и уважения суверенитета. В свете сегодняшних реалий активизация на постсоветском пространстве интеграционных процессов, объединяющей силой которых выступает единство экономических интересов, своевременна. В период рецессии и финансово-экономического кризиса весьма привлекательны выгодность экономического сближения, создание Евразийского банка и антикризисного фонда, возможность вхождения в Евразийскую ассоциацию телевидения и радио.

Важным аспектом взаимодействия стран-участниц данных обсуждений является взаимный учет стратегических интересов дружественных государств, а также сопряжение усилий при решении ряда нерешенных вопросов, в том числе и регионального значения. Евразийский союз, как отметил президент РФ В.Путин, будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов; решение о членстве в ЕврАзЭС должно быть решением суверенного государства, принятым исходя из долгосрочных национальных интересов.

Вместе с тем наличествует ряд факторов, усложняющих интеграцию в Евразийском пространстве. Так, с 90-х годов наша страна находится в транспортной блокаде. Неоднократно подчеркивался факт отсутствия общей границы между Арменией и Россией, не действует некогда рентабельная железная дорога, связывающая наши страны, что на сегодняшний день делает членство в Таможенном союзе малопривлекательным. В целом остается открытым вопрос: какие перспективы для Армении обещает вхождение в новое образование со сформированным ядром – Таможенным союзом, ведь наша страна – активный член ОДКБ, Национальным собранием РА ратифицировано Соглашение о зоне свободной торговли со странами СНГ, между Арменией и Россией уже длительное время действует безвизовый режим. Нельзя не учитывать также, что новое объединение, несущее с собой углубление взаимодействия экономических субъектов, расширение связей между ними, перспективу широкой интеграции, выдвигает на первый план проблему выбора, который отразится не только на экономических, но и на политических отношениях.

В последнее время при сближении позиций по решению различных вопросов особо подчеркивается прагматизм. И это понятно, ведь разразившийся кризис в первую очередь имеет долговой и социальный характер, что не могло не отразиться на социально-экономическом положении людей. Однако любые проекты, доминантой которых становятся сугубо экономические отношения, с трудом принимаются в обществе, особенно с учетом того, что в быстро меняющемся современном мире ни одна из ниш долго не пустует.

Экономический прагматизм, заложенный в основу широкого сотрудничества, не может не учитывать сегодняшние реалии и, будучи привлекательным для бизнеса, он не перевесит риски без гарантированной стабильности, в том числе и на Южном Кавказе, поскольку развитие торговых и производственных связей предполагает наличие прочной базы, вне зависимости от перепадов политической конъюнктуры.

Мы не раз отмечали, что наше общество мало информировано как о сути происходящих процессов, так и об ожидаемых перспективах. Преимущества интеграционного объединения неясны значительной части населения, в обществе преобладают смутные представления о самом проекте, нет четкого видения экономических перспектив, отсутствует достаточно весомая аргументация «за» и «против». На сегодняшний день преобладают комментарии о необходимости сделать выбор в пользу Евросоюза. В целом аргументация в пользу данной позиции сводится к следующему: Евросоюз – это функционирующее на основе демократических ценностей объединение, в котором, благодаря действующим законам и их неукоснительному выполнению, государствам-участникам ЕС удалось достичь ощутимых результатов в плане обеспечения определенного жизненного уровня населения своих стран. О кризисе и серьезных проблемах в Еврозоне умалчивается, а определенные пустоты с учетом «мягкой интервенции» оперативно заполняются теми участниками различных интеграционных проектов, которые предлагают широкий спектр услуг, в том числе гуманитарных, социальных и образовательных. Сегодня представителями ЕС сформулирована и озвучена четкая позиция по отношению к Еревану: «большее – за большее».

На сегодняшний день необходимо предоставить убедительные аргументы в пользу выбора Евразийского вектора, подтвержденные конкретными предложениями. Инициаторам и участникам интеграционного проекта предстоит проделать серьезную работу, чтобы и сама идея объединения, и перспективы, и осязаемые преимущества, которые получат от этих новаций рядовые граждане, стали более привлекательны. Вполне естественны ожидания людей: время уже не то, и мы не те. Необходимо внести ясность в стратегическое видение интеграционного будущего на основе национальных интересов наших стран, нужно раскрыть возможности и пути практической реализации проекта и, наконец, нужны реальные шаги.

Отметим также, что обсуждение столь важных вопросов целесообразно проводить при прямом участии общественных организаций как мобильных структур и представителей широкого спектра коллективных и общественных целей с качественно более интенсивными возможностями. Ресурс общественных организаций может стать важным фактором, который окажет позитивное влияние на процесс.

Исторические, культурные связи между нашими народами глубже и выше прагматичных экономических интересов и законов рынка. Наша общая история, дружба между нашими народами – это наш не подвергаемый инфляции капитал, та побудительная сила, которая удовлетворяет потребности людей в общении, духовности, которой порой нам так недостает. Мы всегда открыты для диалога и честны в отношениях. В фундамент объединяющей Евразийскую интеграцию силы должны быть положены равноправное партнерство, ответственность за принятые решения, единство экономических интересов, в основе которых лежит положительный исторический опыт, общечеловеческие ценности, и важно, чтобы данное понимание сути проекта легло в основу общественной поддержки нового начинания.

 

Тигран Хачатурович Уриханян


Источник: http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=7034


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение