Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Российско-армянское партнерство / Статьи
Сергей Гриняев: Санкции Запада крайне позитивны для проекта Евразийского союза
Материал разместил: Гриняев СергейДата публикации: 05-08-2014

Интервью генерального директора российского Центра стратегических оценок и прогнозов Сергея Гриняева информагентству АрмИнфо.

Противостояние Запад-Россия в Украине усугубляется день ото дня. И, судя по всему, Запад в своих санкциях против Москвы уже применяет реально жесткие меры даже в отношении собственных компаний, работающих в России, что уже привело к бегству капитала и технологий из России. Оцените возможное влияние санкций на российскую экономику в будущем.

Сам вопрос содержит в себе неоднозначность ситуации, которую настоятельно требуется менять. В вопросе явно звучит «противостояние Запад-Россия»… Трагично, но Россия вновь, как и в августе 2008 г., в одиночку сражается с западным миром, полным аморальными явлениями современной цивилизации. Именно с целью единства борьбы создавался Евразийский Союз, как трансформация вялого и безынициативного СНГ. К сожалению, как и в случае с Южной Осетией и Абхазией, независимость которых так и не спешат признавать наши союзники, Россия сегодня одна борется за общее безоблачное будущее. Вновь союзников нет рядом. Лишь Минск, спустя несколько месяцев, выразил желание выступить посредником в переговорах между Киевом и народными республиками. Голос остальных опять не слышен.

Теперь по сути вопроса. Да, действительно, санкции Запада неприятны для российской экономики. Основная проблема в том, что последние десятилетия под влиянием либеральных кругов в российском руководстве мы слишком много внимания уделяли интеграции в глобальный мир. Собственно, сегодня и пожинаем плоды этой политики. В иных условиях России, как и ранее Советскому Союзу, санкции были бы не страшны – уровень нашей экономики позволяет обеспечить собственные потребности более чем на две трети. Однако мы не в иных условиях, а в тех, которые есть сейчас. А сейчас у нас достаточно серьезная зависимость, прежде всего, от иностранных технологий. Об этом говорилось не один год, что невозможно развивать экономику без собственного машиностроения, без собственной радиоэлектроники и многих других отраслей, которые сегодня почти полностью замещены импортной продукцией. Взять, хотя бы, гражданскую авиацию, которая для нашей страны, протяженностью более девяти часовых поясов жизненно важна, сегодня полностью во власти “боингов” и “эйрбасов”. Стоит Западу ввести запрет на поставки запчастей к самолетам и последствия могут быть далеко не безболезненными.  Но у России есть свои совершенные и сверхнадежные “илы” и “туполевы”. Сегодня они забыты в угоду “щедрым” коммерсантам из Боинга и Эйрбас, но их производство может быть восстановлено, и для нас окажется намного эффективнее и востребованнее “отверточной” сборки западного автомобильного лома. Безусловно, проблема также и в том, что даже важнейшие оборонные отрасли оказались зависимы от иностранной продукции. Существенная доля кредитов крупных компаний взята у западных банков и они, скорее всего, потребуют досрочного их погашения. Это крайне плохо, но это было ожидаемо. Хотя, как и во многих других случаях, ситуация была ровно такой, как в русской пословице, что “пока гром не грянет – мужик не перекрестится”. Дождались – гром грянул и рак на горе свистит уже во всю. Пора принимать меры. Мы уже сталкивались с подобным в условиях острой фазы глобального финансового кризиса. И тогда совершенно ясно осознали, что без собственной национальной и мощной экономики мы не сможем обеспечить собственной безопасности. Именно тогда и зародился проект Таможенного союза. Понимая, что реализация этого проекта нанесет удар по его властной монополии, Запад стремится сегодня задушить Россию в тисках экономических санкций. Но сам Запад уже далеко не тот: он размяк под гнетом глобального кризиса, он не монолитен, не един в своих решениях, и это говорит о конечной неэффективности предпринятого деструктивного шага. Посмотрите, как сегодня крутится Европа: Франция извивается, пытаясь сохранить контракт по поставкам мистралей, опасаясь потерь и социальных последствий разрыва контракта; Польша уже заявляет о возможном резком падении ВВП страны, и требует от Брюсселя компенсаций своей «лояльности» против России; сам Брюссель пытается санкционировать только российскую нефтяную промышленность, избежав при этом санкций против промышленности газовой, чтобы не оставить ЕС без российского газа осенью и зимой 2014/15 годов. Сразу после «второго пакета» санкций акции европейских компаний на бирже упали на 15%... Так против кого санкции? То, что Запад не один на планете, что есть еще и Восток, есть еще и Южная Америка, теперь знают уже почти все. Вполне вероятно, что Россия и далее будет переориентировать поставки своего углеводородного сырья из Европы в Азию и иные регионы планеты, снижая до минимума поставки в Европу. Полагаю, что тогда опыт Минска по закупкам нефти в Венесуэле окажется для Брюсселя весьма полезным – покупки газа «за три моря» низведут экономику Европы на уровень развивающихся стран.

Способны ли адресные санкции Запада против России повлиять на формирование Таможенного и Евразийского Союза, учитывая, что остальные страны СНГ -потенциальные участники, к примеру та же Армения, тесно связаны с Россией экономическими узами? Не приведет ли международная изоляция России к “дезертирству” из ее интеграционных проектов? 

Все будет зависеть от самих членов и потенциальных членов Таможенного союза. Окажутся ли они готовы вместе с Россией преодолеть возникшие трудности? Или «завибрировав» переметнутся к нашему противнику? Скажу одно, идея Евразийского союза сегодня актуальна как никогда. Рост экономики государств азиатского  региона, прежде всего Китая и Индии, требует расширения экономической связности этого региона с остальным миром. Наиболее эффективно и безопасно такие связи могут быть проложены через континентальный «Великий шелковый путь» из Китая через Крым и черноморские проливы в Африку и через Минск – в Западную Европу, а также Северным морским путем из Китая также в Европу и США. Именно эти транспортные коридоры обеспечат жизнеспособность евразийского финансового центра. И тут уж каждый из членов Союза должен определиться со своим «местом в строю». Собственно, считаю, что нынешние санкции крайне позитивны для всего проекта Евразийского союза. Лучше сегодня, на ранней стадии его реализации, пока Россия еще не взвалила на себя бремя поддержки экономик партнеров, определиться кто на чьей стороне. Если уж побегут, то пусть бегут сейчас, а не потом. Наиболее яркий пример тут Украина – эта страна многие годы пыталась усидеть на двух стульях, раздавая обещания всем и получая поддержку, как от Москвы, так и от Брюсселя. Но так не бывает, и крах этой стратегии сегодня нагляден и очевиден.

Существует мнение что, Крым очень скоро превратиться для России в очередную дотационную “черную дыру” наподобие Чечни, в которую вбухиваются миллиарды российских налогоплательщиков. Не является ли это, на Ваш взгляд, чересчур высокой ценой за “возвращение Крыма в родную гавань?”

Ни в коем случае. Крым – это огромный потенциал. Как я уже говорил выше, именно через Крым пройдет один из «рукавов» Великого шелкового пути, который далее проследует через черноморские проливы в Средиземноморье и в Африку, которая так интересна сегодня Китаю. С возвращением Крыма Россия получила в свое распоряжение, фактически, еще одно внутреннее море – оказать сколько-нибудь серьезное противодействие на Черном море нам вряд ли кто сможет. Да, первое время будет сложным. И Крыму, как и всей России, придется «переболеть» этап объединения. Но, повторюсь, это крайне перспективно для России и всего Евразийского союза. Подчеркну, что сегодня уже даже Чечню я бы не стал называть «черной дырой». Постепенно, тяжело, но ситуация меняется к лучшему. И уж точно она никак не соотносится с ситуацией и перспективами Крыма.

Принесет ли России реальные проблемы исключение из G-8?

Нет. «Восьмерка» для России с момента ее создания была лишь символом вовлеченности в мир западной цивилизации. Россия так и не была допущена к наиболее значимым вопросам принятия решений и распределения финансов в рамках этой структуры. Несмотря на появление G8, формат так и остался G7 +1 . Да, безусловно, любая площадка есть позитивный инструмент для диалога, но если этот инструмент становится инструментом давления, то с ним необходимо не задумываясь распрощаться. Считаю, что спустя некоторое время Россия будет восстановлена вG8 по приглашению лидеров G7 (хотя тогда нам надо будет крепко подумать, а принимать ли их приглашение), поскольку без России просто невозможно сегодня говорить о формировании эффективной политики управления современным глобальным миром. Также считаю, что Россия усилит свое влияние в рамках G20 и в других международных структурах, что окажется намного эффективнее помпезной, но бесполезной G8.

Многие эксперты усматривают связь между эскалацией конфликта на юго-востоке Украины и обострением ситуации на линии соприкосновения азербайджанских и карабахских войск. Просматривается ли связь между этими двумя геополитическими площадками в партии Россия-Запад, на Ваш взгляд? 

Да, я склонен согласиться с мнением тех экспертов, которые связывают обострение карабахского конфликта с обострением обстановки в иных регионах планеты. О том, что следует ожидать именно такого развития событий, мы также заявляли неоднократно. С тем, чтобы противостоять негативному развитию событий, нам сегодня необходимо выступать с единых позиций по наиболее острым геополитическим вопросам: Армении активнее содействовать российской политике в Сирии, в Закавказье и на Юго-Востоке Украины, а Москве активнее содействовать урегулированию Карабахского конфликта.

Вместе у нас появляются совершенно иные возможности противостоять западному давлению, нежели если мы останемся в одиночку перед этим хитрым и изворотливым противником.

Беседовал Давид Степанян


Источник: http://arminfo.am/index.cfm?objectid=8E354660-1BEE-11E4-B4C20EB7C0D21663


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение