Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Теория и практика информационной войны / Статьи
Информационная война: политико-философский анализ
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 29-10-2016
Тема настоящего исследования представляется актуальной по ряду причин. Общество сегодня живет в эпохе активного информационного развития. Каждой его сферы в той или иной мере коснулось повсеместное внедрение коммуникативных нововведений, за счет которого образуется огромное поле взаимодействия информации разного рода. Особый интерес вызывает  политическая информация, в частности та, которая после распространения сильнее всего воздействует на население, немаловажны ее истоки, цели, последствия и методы противодействия в том случае, если исходит со стороны агрессора, оказывается ложной и может вызвать волнения. Связано это с тем, что для многих государств сегодня военные столкновения не имеют смысла, представляются лишь источником  ненужных материальных затрат и потерь.

Рассмотрение исторического аспекта информационных войн в данном исследовании позволяет понять их опасность, дает ответы на вопрос о том, в какой мере может существовать сравнение с войнами физическими, стоит и возможно ли предотвращение.

Чрезвычайно актуальными оказываются вопросы о том, как информационное воздействие и противоборство влияет на идеологию, которая активизирует граждан для реализации целей тех, кто внедряет идеи в общество, и, следовательно, может ли идеология оказаться подавленной и потерять свою силу, подорвать единство.

Концептуальный и исторический аспекты

Появление информационного пространства приводит к появлению тех, кто желает контролировать его и управлять им. Несмотря на то, что в настоящее время еще не существует универсального понятия информационной войны, можно выделить базовую дефиницию. Безусловно, это невозможно без предварительного определения информационного общества, которое в "Новейшем политологическом словаре" определяется как "существующая в современной науке концепция, используемая для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции"…"Характерными чертами информационного общества выступают: возрастание роли информации и знаний в жизни общества;…создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективный доступ к различным информационным ресурсам с целью удовлетворения потребностей людей в информации и информационных услугах. Создание концепции "информационного общества" было призвано дать теоретический инструмент для объяснения сущности и анализа содержания глубинных социальных процессов, происходивших на Западе в середине - конце XX в."1. Очевидно, что данное определение тесным образом связано с определение информационной войны в качестве "действий, предпринимаемых для достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой нашей собственной информации и информационных систем"2. Заметны общие условия и принципы обоих терминов, главным среди которых оказывается особое состояние и этап развития общества. В совокупности другие определения информационной войны дают ее ключевой и первоначальный принцип, а именно акт дезинформации, который является составной частью рассматриваемого вида войны, наряду с мерами безопасности, психологической операцией и т.п.

В период второй мировой войны пропаганда применяется с широким смыслом и размахом. Успехи проведения пропагандистских кампаний можно объяснить порой слабым моральным состоянием противника, которого легко сломить, в том числе и ложной информацией. Однако во время война она оказывалась эффективной недолго, до момента, пока другая радиочастота не освещала правду. Например, прием советских специалистов синхронного вещания позволял им вторгаться в германские радиопередачи, излагать свою точку зрения и таким образом оказывать воздействие на радиослушателей.

Для понимания содержания понятия пропаганда обратимся к толковому словарю. Пропаганда ‒ "Распространение в обществе и разъяснение каких-нибудь воззрений, идей, знаний, учений, агитация"3.

Изучение ее начиналось с положений и событий второй мировой войны, когда на новом уровне применяется радиопропаганда. Одни из первых теоретических разработок в данной области изучения провели П.Лазарсфельд и Г.Лассвелл. СМИ с помощью пропагандистских действий присваивают конкретный статус насущным проблемам, личностям и вопросам. Так, легитимность может получить сомнительная личность или организация, которая впоследствии проследует и далее ‒ к законному статусу, что может привести к серьезным результатам, негативно сказаться на настроении общества, а в случае войны ‒ решить судьбу целого государства4.

Вообще термин война означает "вооруженную борьбу между государствами и народами, между классами внутри государства"5. Одно из отличий информационной войны ‒ оружие, то есть методы, имеющее ряд преимуществ: не приводит, что важно, к физическому уничтожению людей, обладает относительной дешевизной, чаще оказывается эффективной.

Важным признается атакующее информационное оружие: компьютерные вирусы, программные закладки, средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, фальсификация информации в каналах государственного и военного управления, средства нейтрализации тестовых программ, различного рода ошибки, сознательно вводимые в программное обеспечение объекта6. Так, задача информационного оружия ‒ последовательные наступательные действия для достижения цели. Объем передаваемой информации становится мерой агрессивности, от которой будут зависеть ответные шаги.

Другим оружием является мирная пропаганда собственного образа жизни, его достоинств. Пропаганду достоинств западной цивилизации и западного образа жизни, включая бескорыстную помощь не западным народам планеты в их добровольном развитии в направлении западного образца общественного устройства, А.Зиновьев определил термином «западнизация».

Если в вооруженной, захватнической войне победителем оказался тот, кто превзошел по мощи, количеству солдат и т.д., то стать победителем в информационной войне ‒ понять, какую информацию обрабатывать при получении, какую ‒ нет. С. Расторгуев называет это процессом обработки входных данных.

Соотношение понятий «информационная война» и «идеология»

Как было сказано, информационная война ‒ это всегда столкновение интересов и противоборство. Суть подобного столкновения раскрывает период Холодной войны 1946-1989 годах между СССР и США. Главной составляющей противостояния была идеологическая борьба ‒ социалистической системой с одной стороны и капиталистической- с другой. Происходили гонки разного рода: от политической до – вооруженной.

Чтобы точнее обозначить роль политической идеологии, представляется необходимым обратиться к понятию идеологии как таковому.

В современной политической науке под идеологией (от греч. Ιδεα – идея, представление и λογος – слово, учение) понимается «система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики – классов, наций, общества, политических партий, общественных движений – и выступает формой санкционирования или существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии), или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движений). Идеология и форма общественного сознания – составная часть культуры, духовного производства».

В контексте настоящего исследования важно отметить специфику механизма функционирования идеологии, исходя из приведенного определения. Идеология, с одной стороны, появляется по причине необходимости заручиться поддержкой наибольшего числа людей, вовлечь в ряды своих адептов. Вместе с тем формирование идеологии невозможно без осознания властью настроений, общественно-политических интересов, идеалов, бытующих в обществе. Таким образом, процесс функционирования идеологии является двусторонним.

Общественные настроения формируются на основе определенных идей, теорий, идеалов, ценностей, символов. Данные компоненты являются структурными элементами политической идеологии. Оказывается, что наряду с достоверной информацией идеология включает в себя недостоверные знания и представления. Известно, что термин «идеология» был введен в научный оборот французским мыслителем Антуан Дестют де Траси в работе «Элементы идеологии». В интерпретации де Траси идеология представляет собой учение об идеях, благодаря которым появляется возможность формулировать основы этики и политики. Подобная трактовка близка интерпретации Э. Б. Кондильяка, а также представителей школы идеологов. Вместе с тем стоит отметить противоположную точку зрения, согласно которой понятие идеологии имеет негативное смысловое наполнение. Такое понимание идеологии выразилось в трактовке Наполеона, который характеризовал идеологию как совокупность идей, которые невозможно применить к практике политической реальности.

К.Маркс и Ф.Энгельс в «Немецкой идеологии» отождествили идеологию с превращенными формами сознания, которым присущи: 1) трактовка мира как воплощения идей, 2) иллюзии об абсолютной самостоятельности идей, 3) конституирование мнимой реальности. Идеологии марксисты противопоставляли социальную науку, а главным критерием идеологии считали ее неадекватность действительному положению вещей, ее иллюзорность и ложность7.

Фундамент идеологии обусловлен конфликтологической природой политики, наличием в ней сторонников и противников (буржуа и пролетариат), то есть моделью "друг – враг". Так К. Маркс и Ф. Энгельс видят сущность политики, государства, истории. Для них сплоченность социальных групп ‒ подробное изучение идеологического противника. Встречаются следующие понимания идеологии у мыслителей:

  • "идеалистическая концепция, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей и принципов",
  • "тип мыслительного процесса, когда его субъекты – идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определенных классов и объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей";
  • "сопряженный метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности, которая выдается за саму действительность"8.

К.Маркс определяет ее как "ложное сознание, выражающее специфические интересы определенного класса, выдающиеся за интересы всего общества"9.

Анализируя данные определения, можно заметить, что всех их объединяет одно основное и ключевое понятие – понятие действительности. С одной стороны, на ее изменение направлена деятельность идеологии, но с другой стороны оказывается, и Маркс говорит об этом, что "действительность предстает в зеркале идеологии в искаженном и перевернутом виде". Энгельс трансформировал понимание идеологии из "иллюзорного сознания" в ложное, которое в марксизме и закрепилось. Оно порождается "классовым интересом господствующих классов, стремящихся представить его интересом всего общества".

Маркс и Энгельс представили идеологию как некую последовательную систему, созданную не в результате свободного творчества всех людей, а, напротив, принудительно им навязанную. Идеология организует отношения людей, принадлежащих к той или иной общественной структуре. Следовательно, ее содержание определяется интересами господствующего класса.

Таким образом, говоря о соотношении идеологии и информационной войны, можно констатировать, что они всегда выступают как своего рода звено, единый элемент, части которого дополняют друг друга. Если цель ‒ подавление идеологии, то на помощь приходят оружия и методы информационной войны. Если же цель ‒ информационное внедрение в сознание ‒ "под рукой" всегда идеологические компоненты мотивации.

Возникает вопрос, а можно ли противостоять внедрениям? По мнению ряда специалистов ‒ можно. Для этого достаточно «закрыть глаза» на данные, которые подаются на вход противной стороной. Причем, что характерно, во многих странах данный способ защиты населения и страны закреплен законодательно. «Даже в 70-е годы, когда Америка увязла в войне во Вьетнаме, американские СМИ, критикуя эту войну, «торпедируя» ее, не позволяли себе использовать съемки телеоператоров, работавших со стороны Вьетнама. Более того, в той же Америке, а также Англии, Франции и еще десятке стран существует строжайший законодательный запрет на использование любых кино, фото; видео и печатных материалов, снятых или написанных на стороне тех, кто ведет боевые действия против армий этих стран, и даже просто имеющих сочувственные «врагам» интонации или же идеи»10.

Манипуляция сознанием как главный элемент информационного противоборства

В работе "Манипуляция сознанием" С.Г. Кара-Мурза пишет о формах и методах манипуляции сознанием. Это очень емкий и насыщенный труд, содержащий множество интересных фактов, теорий, ярких примеров. Конечно же, интересна логика рассуждений автора и стиль написания, который не отягощает при чтении и во многом позволяет воспринимать текст не просто как научно сухой.

Кара-Мурза рассматривает метафору ловкости рук при обращении с предметами и переносит ее на ловкое управление людьми, тем самым выводит определение манипуляции, где манипуляторы – все же метафоричные руки. Метафора манипуляции – программирование мнений и устремлений масс теми, кто владеет средствами манипуляции.

Обратимся к некоторым другим источникам определения манипуляции. По психологическому словарю она ‒ ручная операция, ручное действие, в частности демонстрация фокуса, основанного на ловкости рук. 2. Махинация, обман, жульничество, мошенничество. 3. Коммуникативное воздействие, которое ведет к актуализации объектом воздействия определенных мотивационных состояний (а вместе с тем и чувств, аттитюдов, стереотипов), побуждающих его к поведению, желательному (выгодному) для субъекта воздействия; при этом не предполагается, что оно обязательно должно быть невыгодным для объекта воздействия11.

В Большом энциклопедическом словаре манипуляция ‒ действие рукой или руками при выполнении какой-либо сложной работы; сложный прием в ручной работе. В переносном смысле ‒ проделка, махинация12.

Анализируя приведенные определения, можно выделить три признака манипуляции. Первое ‒ вид психологического воздействия; второе ‒ скрытое воздействие, которое не должно быть замечено объектом манипуляции и третье ‒ манипуляция недоступна любому человеку, она требует значительных знаний и навыков.

С.Г. Кара-Мурза также выделяет аналогичные признаки манипуляции, добавляя к ним некоторые приемы. Подробнее остановимся на них.

1. Язык слов. Он ‒ самое главное средство подчинения. Внушаемость посредством слова ‒ глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению13. В ходе рассуждения и примеров автор дает понять, что сила слова не пустое место, а то, что с начала истории человечества именно оно приводит в движение все сферы общества. Человек всегда подчинялся, и будет подчиняться в огромной мере за счет могущества слова.

2. Язык образов. "Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия: наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату "закодированный" сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Это скрытое воздействие опирается на "неявное знание", которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение. Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия"14.

Так, образы порождают цепную реакцию воображения. Примером служат комиксы, которые в свое время обладали наивысшим процентом захвата читательской аудитории и карты, использующиеся нацистской Германией в качестве идеологического приема.

Сегодня подобным языком образа обладает реклама, главная цель которой ‒ манипуляция сознанием.

3. Иные знаковые системы. Данный пункт включает Музыку, числа, которые, как принято считать обладают магической силой, акусферу ‒ мир звуковых форм культуры, что воздействует на чувства, а не на разум. Пример: знакомый и привычный голос радио в СССР. Обучение ведущих в школе радиовещания стало особого рода культурой, создавшей и продвигающей собственные ритмы и тональности, эволюция которых наблюдается в современном телевидении и других СМИ.

4. В отдельный прием автор выводит тишину. "На мышление, сознание и подсознание человека действует именно чередования звука и тишины - со своим ритмом, интенсивностью. Ницше не раз возвращался к глубокой мысли: "великие события случаются в тишине" ("приходят на голубиных лапках"). Если же речь идет о взаимосвязи бытия и политики (а именно здесь лежит проблема манипуляции сознанием), то роль тишины возрастает еще больше. Хайдеггер, который продолжил мысль Ницше об аристократии сильных, посвященных, призванных управлять массой, даже поставил вопрос о создании сигетики ‒ техники молчания. Это ‒ "тихая", более или менее подсознательная коммуникация среди посвященных посредством умолчания. Напротив, чтобы предотвратить возможность зарождения собственных групп элиты (интеллигенции) в массе управляемых, ее нужно полностью лишить тишины"15.

5. Метафоры и социальные стереотипы. "Метафоры ‒ это готовые штампы мышления, но штампы эстетически привлекательные. Это ‒ выраженные художественно стереотипы. Одним из главных "материалов", с которым орудует манипулятор, являются социальные стереотипы.

В словарях указывается: "Социальный стереотип ‒ устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта, так и с помощью многообразных источников информации. Сквозь призму стереотипов воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие лица. Стереотипы ‒ неотъемлемые компоненты индивидуального и массового сознания. Благодаря им происходит необходимое сокращение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в сознании...".

Обычно стереотипы включают в себя эмоциональное отношение человека к каким-то объектам и явлениям, так что при их выработке речь идет не только об информации и мышлении, а о сложном социально-психологическом процессе"16.

6. Чувства. Чувства ‒ первая сфера, на которую воздействует манипуляция. Так как они ближе всего к внешнему миру, то и реагируют быстрее и менее опосредованно, чем мышление. "Поэтому общей принципиальной установкой в манипуляции массовым сознанием является предварительное "раскачивание" эмоциональной сферы.

Главным средством для этого служит создание или использование кризиса, аномальной ситуации, оказывающей сильное воздействие на чувства. Это может быть крупная технологическая катастрофа, кровавое насилие (акция террористов, преступника-маньяка, религиозный или национальный конфликт),резкое обеднение больших групп населения, крупный политический скандал и т.д."17.

7. Воображение. Служит "…для контроля за поведением людей очень важно влиять на оба процесса ‒ выработки образов исходя из реальности и выработки стратегии и тактики поведения исходя из возникших в сознании образов"18.

8. Память. Для того, чтобы манипулятор лучше справился с задачей, заранее сообщается информация с целью ее запоминания объектом манипуляции, убеждение этого объекта в правильности и необходимости информации, а в дальнейшем ‒ припоминается и срабатывает под лозунгом "убедительно то, что остается в памяти".

9. Внимание. Процесс, аналогичный работе с памятью.

Помимо вышеперечисленных приемов манипуляции, С.Г. Кара-Мурза добавляет такие, которые повышают эффективность воздействия СМИ: фабрикация фактов, отбор событий реальности для сообщений, черная пропаганда, большие психозы.

Автор подчеркивает, что его работа построена на примере школы русского типа, где бытует особый народ и тип культуры. Безусловная положительная черта ‒ сопротивляемость, стремление человека массы не стать частью мозаичной культуры. Корни, которые ушли далеко вглубь, еще долго нельзя будет вырвать, в чем помогают методы борьбы против манипуляторов.

Завершается книга интересным советом от автора: "Главный совет ‒ думать. И думать усиленно, трудно, как землекоп копает тяжелую глину"19.

Проведенное исследование подтвердило необходимость изучения такого феномена, как информационная война. Очевидна важность профессионального подхода к вопросу с целью раннего распознания признаков начавшегося процесса противостояния.

Разные аспекты рассмотрения данного понятия показали, насколько многие сферы общественной и политической жизни связаны с элементами информационных противостояний. Не поддается сомнению существование современного общества в условиях тотального информационного пространства.

Рассмотрение исторической составляющей темы исследования позволило выявить закономерности зарождения, развития и борьбы с войнами информационного типа, что, безусловно, актуально на сегодняшний день в условиях конфронтации на международной арене.

Особое место в исследовании было отведено изучению понятия «манипуляции». Оно обратило внимание на то, что каждый человек в той или иной мере может стать объектом манипуляции, но в то же время в его распоряжении все средства для сопротивления ей.

Таким образом, факт существования и преобладания информационных войн сегодня неоспорим, однако в полной мере не изучен.

Многое в области разработки исследований уже сделано. Ясно, что они будут еще долго вестись, приумножаться, эволюционировать, меняться в том направлении, в каком будет меняться само общество.

Список использованной литературы

  1. Алексеев А. Безопасность промышленных систем управления // Информационная безопасность. 2016. №1. С.18.
  2. Белозеров В. К. Военная безопасность России как объект государственного регулирования. 2008- №1.
  3. Большой энциклопедический словарь. URL: http://www.vedu.ru/bigencdic/
  4. Дмитриев А.Н. Опыт сотрудничества П.Лазарсфельда и Т.Адорно в исследовании массовой коммуникации // Социологический журнал. 1999. № 3.
  5. Кара-мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм. 2000.
  6. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. URL: https://www.marxists.org/russkij/marx/1845/german_ideology/
  7. Ожегов С.И. Толковый словарь // URL: http://www.ozhegov.org/index.shtml
  8. Панарин И. Информационная война и геополитика. М.: Поколение. 2006.
  9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М.,1990.
  10. Погорелый Д.Е., Фесенко В.Ю., Филиппов К.В. Новейший политологический словарь. М.,2010.
  11. Нуйкин А. Современные угрозы для индустриальных сетей и способы борьбы // Информационная безопасность. №1. 2016. С. 12 -13.
  12. Расторгуев С.П. Информационная война. М.,1999.
  13. Соловьев А.В. Информационная война: понятие, содержание, проспектива // Пространство и время. 2010. № 2. С. 75 – 81.

Ссылки

  1. Погорелый Д.Е., Фесенко В.Ю., Филиппов К.В. Новейший политологический словарь. М., 2010.
  2. Расторгуев С.П. Информационная война./гл.6.И: Радио и связь.М.,1999.С.18.
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь// URL: http://www.ozhegov.org/index.shtml (дата обращения: сентябрь 2016).
  4. Дмитриев А.Н. Опыт сотрудничества П.Лазарсфельда и Т.Адорно в исследовании массовой коммуникации // Социологический журнал.1997. №3. С.12.
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь // URL: http://www.ozhegov.org/index.shtml (дата обращения: сентябрь 2016).
  6. См.: Расторгуев С.П. Информационная война. М.,1999. С.19.
  7. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. URL: https://www.marxists.org/russkij/marx/1845/german_ideology/ (дата обращения: сентябрь 2016).
  8. Там же.
  9. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. URL: https://www.marxists.org/russkij/marx/1845/german_ideology/(дата обращения: сентябрь 2016).
  10. Расторгуев С.П. Информационная война. М.,1999.С.41.
  11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М.,1990. С.492.
  12. Большой энциклопедический словарь. URL: http://www.vedu.ru/bigencdic/ (дата обращения: апрель 2016).
  13. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. URL: http://lib.ru/POLITOLOG/karamurza.txt (дата обращения: март 2016).
  14. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. URL: http://lib.ru/POLITOLOG/karamurza.txt (дата обращения: март 2016).
  15. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. URL: http://lib.ru/POLITOLOG/karamurza.txt (дата обращения: март 2016).
  16. Там же.
  17. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. URL: http://lib.ru/POLITOLOG/karamurza.txt (дата обращения: март 2016).
  18. Там же.
  19. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. URL: http://lib.ru/POLITOLOG/karamurza.txt (дата обращения: март 2016).

Коротеева Полина


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение