Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Будущее России и мира: оценки и прогнозы / Статьи
Африканский миграционный процесс: угроза или благо мировому сообществу?
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 06-04-2020
Политические и экономические трансформации современного мира привели к существенному усилению миграционных процессов, которые еще во второй половине прошлого века приобрели массовый характер, став предметом «высокой политики» [2]. Сегодня миграции можно наблюдать во всех регионах планеты: они являются не только следствием поисков «лучшей жизни» выходцев из многих стран, так называемого «третьего мира», но и важным ресурсом обеспечения трудовой занятости населения государств, рынок труда которых характеризуется диспропорцией между спросом и предложением рабочей силы. Кроме того, увеличивается число тех, кто вынужден покидать прежние места проживания вследствие вооруженных конфликтов и негативного воздействия различных экологических факторов.

Существуют мнения о том, что перечисленные явления носят техногенный характер, вследствие чего возникает вопрос: возможно ли прекратить стимулируемый ими миграционный процесс и какие последствия несут за собой все новые потоки мигрантов из африканских стран?

По данным ООН, в 2019 году общее число мигрантов в мире составило 272 млн человек, из которых на долю выходцев из африканских стран пришлось 26,5 млн человек [4]. С учетом нелегальной миграции, указанное число может значительно возрастать.

Последствия африканской международной миграции достаточно неоднозначны как для стран-реципиентов, так и для стран-доноров. Первыми выступают обычно урбанизированные высокоразвитые государства, чья экономика имеет перманентную потребность в притоке дешевых трудовых ресурсов. Основные миграционные потоки из Африки направлены в передовые государства с высоким уровнем развития образования, науки, торговли и бизнеса. В первую очередь – это Франция, США, Великобритания [1]. Стоит отметить появление и образование африканской диаспоры в Китае, Индии, России, что, в свою очередь, способствует развитию партнерских афро-евразийских отношений.

В краткосрочной перспективе подобная вовлеченность африканских стран в международный миграционный процесс несет ряд экономических выгод для принимающих сторон. Очевидно, что развитые страны заинтересованы в первую очередь в привлечении высококвалифицированных кадров и обеспечении им достойных условий труда и жизни, поскольку это позволит не только стимулировать рост национальных экономик, но и сократить затраты на подготовку собственных молодых кадров. Однако реалии таковы, что лишь около 20 тысяч высококвалифицированных мигрантов покидают африканский континент ежегодно. Остальные беженцы из Африки, в особенности «нелегалы», которые составляют половину всех проживающих на территории стран Запада африканских мигрантов, становятся «бременем» для стран-реципиентов: расходы на их прием и содержание значительно выше тех налогов, которые они способны выплачивать в период своего проживания. Кроме того, приток незаконных мигрантов способствует росту социальной напряженности, увеличению веса ультраправых партий в политической жизни страны-реципиента. В связи с этим сегодня вопросы миграционной политики становятся одним из центральных «болевых» мест во взаимоотношениях Запада с государствами африканского континента.

Негативные последствия усиления миграционных процессов из Африки в европейские государства привели к тому, что сегодня большинство европейцев не готовы мириться с бесконтрольными передвижениями африканских мигрантов внутри ЕС, из-за чего правительства вынуждены ужесточать миграционную политику [3]. Так, в мае 2016 года Европейская комиссия выдвинула предложение об изменении условий миграции на территорию ЕС [3]. Согласно новой схеме, около 40 тысяч беженцев должны были быть расселены по европейским странам. Предложенные квоты по состоянию на 2016 год выглядели следующим образом: Германия – 8763 чел. (ок. 22%), Франция – 6752 чел. (ок. 17%), Испания – 4283 чел. (ок. 11%) [3]. Значительное число мигрантов предполагалось разместить также в Италии и Греции. Предложение вызвало широкое недовольство европейской общественности и усугубило отчужденность меньшинств, что в свою очередь привело к краху социокультурной интеграции мигрантов в принимающие страны и попыткам реализации политики мультикультуризма.

Несмотря на сложившуюся напряженную ситуацию страны-доноры по-прежнему заинтересованы в поддержании миграционного процесса, в то время как Африка продолжает оставаться одним из наиболее бедных и конфликтных регионов планеты. Закономерным следствием является желание африканцев покинуть неблагополучный регион, обеспечив себе более достойные условия проживания. Помимо этого, в миграциях заинтересованы также правительства африканских государств, для которых вовлеченность в данный процесс обеспечивает, во-первых, появление дополнительного источника пополнения государственных бюджетов за счет выплат, регулярно поступающих от мигрировавших африканцев и, во-вторых, разрешение проблем безработицы и социальной напряженности.

Таким образом, представляется обоснованным предположить, что африканский миграционный процесс несет в себе как позитивные, так и негативные последствия для стран-реципиентов и стран-доноров, а значит, может расцениваться и как благо, и как угроза стабильности развитых государств, в которые устремляются основные потоки африканских мигрантов. Учитывая, что Африка является одним из главных источников обеспечения человеческих ресурсов, исключать ее из всемирного процесса миграции не представляется возможным. Однако рост миграционных потоков требует от правительств разработки адекватных законов, правил и мер их эффективного регулирования. В противном случае африканская миграция может привести к повсеместному нарушению человеческих прав и росту социальной напряженности в различных регионах мира.

Екатерина Зеризер

 

Список используемых источников и литературы

  1. Дейч Т.Л., Корендясов Е.Н. Африканская миграция: влияние на международные отношения стран Африки // Восток (Oriens). 2015. №6. С. 175.
  2. Коммегни Фонганг Д.П. Вынужденная миграция в странах Африки южнее Сахары // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2019. Т.19. №2. С. 264.
  3. Droits amputés // Libération. 5 novembre 2019. Режим доступа: https://www.liberation.fr/france/2019/11/05/droits-amputes_1761791
  4. Migration // United Nations. Режим доступа: https://www.un.org/en/sections/issues-depth/migration/index.html

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение