Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Будущее России и мира: оценки и прогнозы / Мероприятия
Будущее России и Евроазиатские транспортные коридоры
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 16-04-2009

16 апреля 2009 г. в Центре социально-консервативной политики прошло обсуждение проблем развития транспортной системы в России. В ходе заседания участникам был представлен мегапроект «Евроазиатские транспортные коридоры», который, по мнению авторов, обеспечит коммуникативную согласованность государства и его ближайших партнеров и единое экономическое пространство на всем своем протяжении.

Открывая дискуссию, заместитель секретаря Президиума Генсовета «Единой России» сказал: «Сегодня многие зарубежные страны открыто выражают сомнение в том, что Россия в состоянии контролировать собственную территорию, природные ресурсы. Поэтому мы должны четко осознавать, каким образом государство будет управлять своими богатствами».

Председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев сказал, что побоялся выносить обсуждение мегапроекта на заседание собственного комитета в силу революционности и даже в некоторой степени фантастичности документа. Представил мегапроект «Евроазиатские транспортные коридоры» президент Фонда развития России Евгений Гринев. Он сразу подчеркнул, что многие зарубежные партнеры напротив считают «Евроазиатские транспортные коридоры» вполне реалистичным и актуальным на сегодняшний день проектом: «Он состоит из трех взаимоувязанных частей. Новая стратегия интеграции и развития России и Евразии в целом, механизмы прогнозирования и планирования государственного и международного развития, новые принципы институционального развития России, структурирования власти, бизнеса и общества».

То, что проект действительно имеет право носить приставку «мега» объясняется даже тем фактом, что он состоит из 16 томов и включает период реализации 15-18 лет.

Идея проекта состоит в том, чтобы объединить все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, авиационный, речной и морской, нефте-, газопроводы, продуктопроводы (продукты переработки нефти и газа), транспорт информации (с учетом систем управления, спутниковых и иных мониторинговых систем), транспорт электроэнергии (в том числе атомной и возобновляемой).

Ключевой для дискуссии темой стала стоимость данного проекта, которая оценивается в районе 3 триллионов долларов США. Кроме того, сомнения вызвали и некоторые другие цифры, связанные с перспективами проекта. Так, по словам Гринева, реализация поставленных задач приведет к возможностям перемещения со средней скорости железнодорожного транспорта до 250-300 км/час, а автомобильного до 200-220 км/час.

Председатель правления ОАО «Фондовая Биржа «Российская торговая система» Олег Сафонов, в частности, задался вопросом, какими средствами можно обеспечить реализацию проекта. По его словам, России вряд ли удастся найти необходимое количество денег. Но в осуществлении проекта, продолжил эксперт, заинтересованы и страны постсоветского пространства. Также необходимо найти возможности для привлечения средств мирового капитала.

Тезисы выступления Олега Сафонова «Будущее Росси и евразийские транспортные коридоры»:

Макротехнология — это совокупность всех технологических процес­сов по созданию определенного вида продук­ции с заданными параметрами. Например, макротехнологии в авиации — это комплекс около 600 технологий.

В своих работах академик Дмитрий Семенович Львов указывал, что по состоянию на начало XXI века всего семь высокоразвитых стран владели 46 из 50 известных нашей цивилизации макротехнологий, а весь остальной мир только 3-4 макротехнологиями.

Из 46 макротехнологий, которыми оперируют 7 высокоразвитых стран, на долю США приходится 20-22, по которым они или разделяют или держат лидерство, на долю Германии — 8-10, Японии — 7, Англии и Франции — 3-5, Швеции, Норвегии, Италии, Швецарии — по 1-2.

Экономическое "чудо" Сингапура, Тайваня, Гонконга произошло в первую очередь из-за того, что в них имплантировали по 1-2 макротехнологии. Так, в частности, Сингапур владеет всего лишь одной макротехнологией — микроэлектроникой — и получает от нее обо­рот около 7 млрд. долларов в год.

В силу своего географического положения Россия имеет реальные возможности стать обладателем перспективной и конкурентоспособной макротехнологии — комплекса международных транспортных коридоров «Восток-Запад», «Север-Юг», а также транспортного коридора «Северный морской путь».

Актуальность создания транспортных коридоров обусловлена резким увеличением объемов товарообмена между государствами, регионами и континентами. В настоящее время около 60% мирового валового продукта создается в Азиатско-Тихоокеанском регионе, общая стоимость мировых перевозок оценивается в $3-5 трлн., причем значительная часть этих перевозок производится морским путем за длительные сроки.

При этом около 80% общей протяженности потенциально оптимальных по экономическим параметрам международных коридоров широтного направления от Восточной Азии до Атлантики составляют транспортные сети России.

Благодаря наиболее выгодному географическому положению, наличию мощного транспортного комплекса, Россия в перспективе способна переключить на себя значительную часть евроазиатских товарных потоков.

Даже при 50% российской доле в доходах транспортных систем это составит $1,5-2,5 трлн. — больше, чем современный российский ВВП.

На пути транспортных магистралей могут быть построены несколько современных городов с населением 1-2 млн. человек, что позволит разгрузить крупные мегаполисы в европейской части России и оживить малонаселенную Сибирь.

Перевозка грузов для строительства может быть произведена речным транспортом, который идеально приспособлен именно для этих задач. Разветвленная сеть сибирские рек представляет собой практически идеальные транспортные артерии.

В результате реализации этих проектов предполагается сближение сырьевых и промышленно-развитых регионов России, развитие производственных комплексов и социально-экономической сферы на обширных восточных территориях. Могут получить интенсивное развитие железнодорожная, металлургическая отрасли, горнорудная промышленность, речное судостроение и судоходство, технологии энергосбережения, космические средства навигации, газовая промышленность, лесопромышленный комплекс, телекоммуникационные и многие другие технологии.

Авиаперевозки могут осуществляться отечественными самолетами: при полетах над Сибирью не так важны уровень шума и другие экологические характеристики, как при полетах в густонаселенной Западной Европе. С масштабных государственных заказов на российские самолеты может начаться возрождение и модернизация отечественной авиапромышленности. Не исключен также ренессанс дирижаблестроения на новой технологической основе.

Возможно решение проблемы энергетической безопасности Дальнего Востока, улучшение демографической ситуации Восточных районов России. Перемещение акцентов экономического развития в Сибирь позволит создать миллионы новых рабочих мест и попутно решить важные проблемы обеспечения национальной безопасности на востоке и юго-востоке России.

Появляется возможность обеспечить инвестирование потенциально высокоэффективного, масштабного проекта, в том числе — за счет привлечения иностранного, например, японского и китайского капитала.

Большую роль в реализации идеи создания транспортных коридоров могут сыграть страны СНГ. Это послужит мощным стимулом к интеграции, созданию прочного экономического союза и формированию единого экономического пространства на территории стран содружества.

По существу впервые в российской истории могут быть созданы реальные предпосылки для масштабного транспортного, промышленного и социального освоения Сибири и Дальнего Востока.

Для финансовой поддержки функционирования транспортных коридоров потребуется создание одного или нескольких финансовых центров типа «транспортный узел», которые могут быть локализованы в существующих или новых крупных городах. Представляется вполне логичным и целесообразным использование в проводимых финансовых операциях российского рубля, как региональной валюты.

Не является ли все это фантастикой?

По нашему мнению — не является. Мы вообще считаем, что в России никакого экономического кризиса (т.е. масштабного объективного негативного процесса) нет. Хотя бы потому, что экономика страны все еще развита слабо и однобоко, большая часть населения живет от зарплаты до зарплаты, а финансовые рынки пока не выполняют своей функции привлечения масштабных инвестиций. А то, что умудрились набрать внешних долгов больше, чем находится средств в международных российских резервах — так это не кризис.

Но существует реальная проблема, связанная со снижением мировых цен на российское сырье, прежде всего — на нефть. Однако — и это, скорее не объективный, а управляемый процесс. И когда цены начнут подниматься (а это произойдет обязательно), нужно уже быть готовым, чтобы опять «не наступить на те же грабли» — не продолжать инвестировать в американскую экономику, а вкладывать средства в развитие отечественной экономики. И, по нашему мнению, одно из перспективных направлений внутренних инвестиций — транспортные макротехнологии.

Формирование системы транспортных коридоров является важнейшим шагом грандиозного проекта планетарного масштаба, транспортного, промышленного и социального освоения Сибири и Дальнего Востока.

Россия, обеспечив целостность своей территории от восточных до западных рубежей, будет способствовать транспортному объединению всего Евроазиатского континента. Возможно, кто-то и назовет это имперскими устремлениями; по-нашему — это экономическое сотрудничество на региональном уровне стран, имеющих давнюю совместную историю.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение