Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Будущее России и мира: оценки и прогнозы / Статьи
Эволюция российско-туркменских отношений в 2007-2019 гг.
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 11-11-2019

Туркменистан является одним из наиболее сложных для изучения стран на постсоветском пространстве, что исключительно обусловлено его крайней замкнутостью и изолированностью от внешнего мира. Вместе с тем с течением времени он стал играть все большую роль в международных делах, так как данное государство занимает четвёртое место в мире по запасам природного газа, что не могло не привлечь внимание и создать интерес у ведущих внерегиональных игроков (России, США, ЕС, Китая, Турции, Ирана). С момента распада СССР Москва придавала особое значение развитию связей с Ашхабадом, и эта тенденция остается неизменной.

Говоря о туркменском государстве, стоит отметить тот факт, что Туркменистан в современных его границах появился на мировой карте в связи с распадом Советского Союза. Однако для того, чтобы выделить особенности сформировавшегося режима, нам стоит обратиться к туркменской истории: к 1920-ым гг. на территории проживания туркмен была сформирована Туркменская ССР, которая на протяжении всей истории СССР считалась дотационной республикой, сугубо зависящей от воли центра в Москве. Данная республика не имела ни плодородных земель Узбекистана, ни промышленно развитых регионов Казахстана, ни горной местности Киргизии и Таджикистана, где строились гидроэлектростанции. Однако, вместе с тем, Туркменистан буквально лежал на огромных месторождениях газа, что делало его одним из перспективных центров разработки природных ресурсов.

Картина изменилась к концу 1991 года, когда Туркменистан обрёл статус независимого государства, вместе с независимостью Ашхабад получил целый ряд нерешённых проблем. Первая проблема заключалась в клановой разобщённости туркменского общества, так как издавна на территории туркменских степей проживали различные кочующие племена, вскоре сложившиеся в несколько племенных группировок, из которых в будущем сформировалось пять основных кланов (ахалтекинцы, йомуды, эрсары, салырцы, човдуры).

Второй проблемой независимого Туркменистана стала ухудшающаяся экономическая ситуация: основной проблемный вопрос заключался в нарушении экономических связей на постсоветском пространстве; вследствие провозглашения независимости постсоветские государства ввели таможенные тарифы, снизившие экспорт и импорт всех стран внутри региона; Туркменистан лишился значительной части бюджетных поступлений по той причине, что Ашхабад финансировался из центрального бюджета, что в ситуации преобладания монокультуры хлопка значительно сократило доходы государства; на территории Туркменистана, как и на территории всего центральноазиатского региона, наблюдался значительный рост населения в 1980-1990 гг. К примеру, по данным Всесоюзной переписи населения 1959 года население Туркменской ССР составляло 1,5 миллиона человек, а по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года население приблизилось к 3,5 миллионам человек. Такая ситуация вызвала быстро растущую безработицу, сильнее всего коснувшуюся молодёжи, что, в свою очередь, вызвало рост в этой среде экстремистских идей ваххабитского и националистического толка, направленных против нетуркменского населения региона.

Вместе с этим, у страны на момент обретения независимости отсутствовали собственные вооружённые силы, что в условиях существования широкой границы с Афганистаном являлось одним из основополагающих факторов, влияющих на безопасность туркменского государства, так как в Ограниченном контингенте советских войск в Афганистане служило большое количество этнических туркмен. Также туркмены живут на территории северного и северо-западного Афганистана, сложившаяся ситуация говорит о том, что военнослужащие из Туркменской ССР в основном выполняли роль переводчиков. После падения режима Наджибуллы в Кабуле захватившие власть моджахеды заявили, что следующим их шагом будет месть тем солдатам, которые воевали в Афганистане в составе контингента СССР.

Данные проблемы не могли быть полностью решены без Российской Федерации, которая стала позиционировать себя как “государство-правопреемник СССР”, такое положение обозначило тот факт, что между Российской Федерацией установились не только военно-политические, но и экономические связи, несмотря на то, что Ашхабад всячески пытался и пытается ограничить связи с внешним миром, примером чего является принятие резолюции на уровне Организации Объединённых Наций, согласно которой Туркменистан обретал статус постоянно нейтрального государства.

Несколько ситуация изменилась после смерти первого и пожизненного президента Туркменистана С. А. Ниязова в 2006 г., когда во главе туркменского государства встал Г. М. Бердымухамедов, незамедлительно объявивший о сохранении наследия С. А. Ниязова, тем самым новый туркменский лидер объявил о продолжении политического курса, сформированного при Туркменбаши, но с некоторыми изменениями: во внутренней политике эпоха “Золотого века туркменского народа”, о которой говорилось в трактате “Рухнама” С. А. Ниязова, сначала была переименована в “Эпоху великого Возрождения”, а затем трансформирована в “Эпоху могущества и счастья”. Здесь следует отметить интересную особенность, заключающуюся в том, что, исходя из сказанного выше, именно Г. М. Бердымухамедову Туркменистан обязан вступлением в новую эпоху развития, что уже говорит об отличиях правления С. А. Ниязова и Г. М. Бердымухамедова, иными словами, данный факт возвеличивает второго президента Туркменистана над первым.

Однако вместе с борьбой с культом личности С. А. Ниязова, Г. М. Бердымухамедов начал проводить в государстве демократические реформы. В первую очередь, новый глава государства сосредоточился на проведении реформы в сфере образования, которая позволила бы продемонстрировать мировому сообществу “...повышение качества человеческого капитала. Образовательный, интеллектуальный и кадровой потенциал Туркменистана – это стратегический ресурс страны, поэтому государство предпринимает все необходимые меры для того, чтобы модернизировать системы образования, науки, культуры, здравоохранения”.

Исходя из этого, во внутренней политике новый президент сосредоточился на проведении “демократических” реформ: была введена многопартийная система, в государстве наравне с правящей Демократической партией Туркменистана к сегодняшнему дню существуют Партия промышленников и предпринимателей Туркменистана и Аграрная партия Туркменистана. При этом обе эти партии представляют собой аффилированные с властью проекты, что, впрочем, не сказалось на том, что 15 декабря 2013 г. в Туркменистане прошли первые парламентские выборы на альтернативной основе: в Меджлис баллотировались представители от профсоюзов, Союза женщин и молодёжной организации имени Махтумкули. Несмотря на то, что формально выборы могут считаться альтернативными, на самом деле, все перечисленные партийные и общественные движения всячески зависят от правящего режима в Туркменистане. Следовательно, признаки многопартийности не означают то, что на территории Туркменистана по-настоящему гарантируются политическая свобода и плюрализм мнений, а тем более укоренение демократических прав и свобод. Такая политика была направлена не столько на внутреннюю политику, сколько на внешнеполитических акторов, которые могли бы предложить Туркменистану кредиты. Так как реализуемое строительство газопровода в Китай через территорию других центральноазиатских республик, в целом, экономически оставалось не особо выгодным, потому что ветки газопровода строились за счёт китайской стороны, что отражается на ценах туркменского газа. Реакция же стран Запада на данные шаги являлась сдержанной, так как государства Европы и США так и не увидели реальных попыток Туркменистана встать на путь демократии.

Таким образом, к концу 2000-х гг. политическая ситуация заметно изменилась из-за кончины С. А. Ниязова, нынешний президент сосредоточился на видимых преобразованиях во внутриполитической жизни, что нашло отклик у западного истеблишмента и привело к встрече Дж. Буша и Г. М. Бердымухаммедова, что разительно контрастирует с политикой С. А. Ниязова, не поддержавшего США в Афганистане. Однако потенциальное улучшение отношений со странами Запада не состоялось, так как Запад не увидел реальных шагов туркменского истеблишмента по строительству демократии. Однако ореол демократа и либерала, насколько это было возможно в туркменском обществе, стал прочно ассоциироваться с Г. М. Бердымухамедовым, что нашло своё отражение в наращивании связей с Д. А. Медведевым. Однако первый год своего президентства Г. М. Бердымухамедов взаимодействовал с В. В. Путиным, что вылилось в визит В. В. Путина в Ашхабад в первой половине мая 2007 г. Равным образом глава Туркменистана совершил официальный визит в Россию в апреле 2007 г., что является его вторым официальным визитом на посту президента туркменского государства после визита в Саудовскую Аравию, совмещённого с хаджем. Такое положение дел, с одной стороны, говорит о том, что Российская Федерация не являлась в то время государством, контакты с которым будут ставиться в приоритеты туркменской внешней политики, однако, с другой стороны, позиция Москвы по тем или иным вопросам находила отклик у Ашхабада. По итогам встречи президентов в Туркменистане было опубликовано Совместное заявление, согласно которому страны планировали укреплять политические связи, углублять межрегиональное взаимодействие, расширять сотрудничество в нефтегазовой и транспортной сферах экономических отношений.

Именно в тот момент развернулось строительство Каспийского газопровода, цель строительства которого заключалась в том, чтобы создать объединённую систему газопроводов из Туркменистана в Россию, так как Москва являлась основным потребителем туркменского газа. Равным образом благодаря строительству этого газопровода Москва стремилась максимально связать с собой и поставить под собственный контроль потоки всего добываемого в центральноазиатском регионе газа, тем самым РФ стремилась отрезать Ашхабад и Астану от платёжеспособных стран Европейского союза.

Несмотря на это, представители Туркменистана провели ряд переговоров со представителями европейских государств, Индии и Китая, пытаясь найти в них потенциальный рынок сбыта, что, однако, не вызвало отрицательной реакции со стороны Москвы, которая понимала зависимость Ашхабада от транзитной роли Кремля.

Первым официальным визитом Д. А. Медведева в Туркменистан можно считать его поездку в июле 2008 г. в рамках которого главы государств заявили о том, что они хотят развивать двусторонние отношения, прежде всего, в экономической (газовый сектор, увеличение авиаперевозок, наращивание железнодорожного сообщения) и гуманитарной сферах. Равным образом в рамках данной встречи президентами было принято Совместное заявление, в котором отмечалось, что отношения между Москвой и Ашхабадом имеют стратегический характер, что говорит об улучшении отношений между странами в целом, что особенно контрастирует с заявлениями, озвученными в период президентства С. А. Ниязова. Вместе с тем, главы государств отметили роль российских регионов в улучшении отношений между странами, среди них особо подчеркнули роль Республики Татарстан, Астраханской области и Санкт-Петербурга.

В августе 2008 г. состоялась встреча Г. М. Бердымухамедова с первым заместителем председателя Правительства РФ В. Я. Зубкова, в ходе переговоров стороны обсудили развитие экономического и гуманитарного сотрудничества, в результате чего было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, закрепившее положения Совместного заявления президентов РФ и Туркменистана.

Вскоре состоялся первый официальный визит Г. М. Бердымухамедова в Москву (24-25 марта 2009 г.), Кремль имел большие надежды на этот визит и стремился отменить визовый режим между Москвой и Ашхабадом. Однако в рамках визита были подписаны следующие документы:

  • Соглашение о взаимном признании документов об образовании;
  • Соглашение о сотрудничестве между ФСБ России и Государственной пограничной службой;
  • Соглашение об организации прямого железнодорожного и паромного сообщения через порты Махачкалы, Астраханского воднотранспортного узла и Туркменбаши между правительствами двух стран;
  • Совместное заявление президентов РФ и Туркменистана.

Совместное заявление президентов концентрировалось на вопросах взаимодействия государств в экономической и гуманитарной сферах, тем не менее, характер отношений между государствами из стратегических стал отмечаться как “прочные дружественные отношения”.

Однако основных целей Москва не сумела добиться, что в будущем привело к “газовой войне” из-за проблем со строительством Транстуркменского газопровода, что привело к тому, что “Газпром” заявил о готовности закупать лишь 10% газа из Туркменистана.

Данная ситуация привела к тому, что 9 апреля произошёл взрыв на газопроводе “Средняя Азия - Центр-4”, в результате чего Ашхабад полностью прекратил поставки газа на территорию РФ и возложил вину за данный инцидент на российский “Газпром”, к действиям которого не был готов “Туркменгаз”, не успевший снизить давление в трубах, что привело ко взрыву. Эта авария заставила руководство Туркменистана создать межведомственную группу, ответственную за поиск новых рынков сбыта туркменского газа, что о снижении взаимодействия между Ашхабадом и Москвой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что туркменское руководство сделало ставку на развитие проекта “Набукко” по сбыту энергоресурсов в Европу через территорию Турции, что вызвало отрицательную реакцию со стороны Кремля, что нашло своё отражение в Совместном российско-туркменском заявлении 2009 г.

Такая ситуация привела к тому, что в сентябре 2009 г. в Ашхабад с официальным визитом прибыл президент РФ. В рамках переговоров стороны отмечали развитие гуманитарных отношений и воздерживались обсуждения вопросов энергетики.

Вскоре состоялся очередной визит Д. А. Медведева в Ашхабад, во время которого стороны обсудили вопросы политики и экономики, по итогу президенты заявили, что основной целью государств является обеспечение безопасности и стабильности в регионе Центральной Азии и Каспийского бассейна; в области экономики главы государств отметили взаимодействие в транспортной сфере, сотрудничество в области связи и телекоммуникаций, сельского хозяйства. Вместе с тем, президенты договорились о том, что поставки газа по газопроводу “Средняя Азия - Центр-4” возобновятся, однако в это же время на центральноазиатский рынок выходит Китай, который стремительно перехватывает место основного потребителя газа у Российского Федерации.

Следующий визит Д. А. Медведева состоялся в октябре 2010 г. в г. Туркменбаши, в ходе него представители государств обсуждали вопросы гуманитарного и экономического сотрудничества, а также заявили о том, что отношения двух находятся в состоянии долгосрочного стратегического сотрудничества и отличаются стабильностью и взаимопониманием. Тон заявлений президентов говорит о том, что обе страны сумели нормализовать отношения после инцидента 2009 г.

Однако на фоне нормализующихся отношений туркменские власти приостановили работу компании Barash Communications Technologies - предприятия, связанного с российским МТС, чьи имущество было национализировано, а российский персонал вывезен на родину. После этого случая контакты между властями государств практически были сведены к нулю.

В августе 2011 г. были проведены телефонные переговоры между президентами, в ходе которых они обсудили актуальные вопросы российско-туркменистанского сотрудничества, а также итоги состоявшихся в последнее время значимых двусторонних мероприятий в различных областях.
В следующем месяце в Ашхабаде был проведён III Российско-туркменский экономический форум, который организовали Торгово-промышленная палата России и Торгово-промышленная палата и Союз промышленников и предпринимателей Туркменистана. В октябре 2011 г. Д. А. Медведев направил поздравительное послание Г. М. Бердымухамедову по случаю двадцатилетия независимости Туркменистана; в послании президент говорит, что “в настоящее время среди важнейших задач – поддержание атмосферы взаимопонимания и доверия, которая во многом определяет дальнейшее развитие двусторонних отношений”. Такой двусмысленный посыл нашёл отклик у туркменского руководства, что вынудило главу Туркменистана совершить визит в Москву, в ходе которого сторонам не удалось прийти к каким-либо договорённостям. По итогам данного визита РФ не увеличила закупки туркменского газа, а Ашхабад не смог договориться о планах диверсификации газотранспортных путей.

В феврале 2012 г. Д. А. Медведев поздравил Г. М. Бердымухамедова с победой на президентских выборах и высказал ожидания о том, что между РФ и Туркменистаном будут наращиваться отношения.

Однако несмотря на эти надежды, свой первый визит Г. М. Бердымухамедов совершил в Турцию, что свидетельствовало о том, что туркменский президент не только ставит отношения с Турцией выше, чем отношения с Россией, но и сохраняет попытки по строительству газопровода с территории Туркменистана через территорию Турции в Европу, что не нашло положительного отклика у российских властей.

В это же время в РФ происходит смена власти, и к власти вновь приходит В. В. Путин, который уже имел опыт работы с Г. М. Бердымухамедовым. Вместе с этим, в отношениях наметился положительный сдвиг, так как в информационной сфере появились новости о том, что компания МТС может вернуться на туркменский рынок после полуторалетнего перерыва.

Говоря о политике РФ в Центральной Азии, необходимо сказать, что В. В, Путин сконцентрировался на том, чтобы создать новую рабочую организацию, способную объединить постсоветское пространство наподобие ЕС. В результате чего 29 июня 2012 г. был проведён телефонный разговор с Г. М. Бердымухамедовым, который должен был принять заседание Совета глав государств СНГ на своей территории в конце 2012 г. В беседе В. В. Путин поздравил своего туркменского коллегу с 55-летним юбилеем и отметил его вклад в развитие двусторонних отношений. Этому вопросу был посвящён ещё один телефонный разговор 15 октября 2012 г. Однако на самом заседании президент РФ сосредоточился на контактах с президентами Казахстана и Украины. В тот период был заключён контракт на строительство двух танкеров для Туркменистана ОАО ”Заводом ”Красное Сормово”.

К марту 2013 г. в российских СМИ увеличиваются сообщения о строительстве Транскаспийского трубопровода в Европу в обход России, что увеличивает напряжённость в отношениях между двумя странами. Однако в связи с разработки технологии добычи сланцевого газа практически все проекты по строительству газового коридора из Туркмении в Европу стали неактуальны.

Также в этот увеличивает информационный накал вокруг решения проблемы Каспийского моря; два этих вопроса вынуждают президента РФ провести телефонный разговор с главой Туркмении, в ходе этой беседы был поднят вопрос о лицах с двойным гражданством, что вскоре вылилось в переговоры на уровне министров иностранных дел государств; российская сторона желала добиться продления статуса бипатридов (по российским данным 134 тысячи человек в Туркменистане), туркменская хотела, чтобы “Газпром” увеличил закупки туркменского газа. По итогу переговоров источник в МИДе сообщил, что “прогресс наметился, что уже хорошо: тема крайне чувствительная”.

Несмотря на долгие переговоры и телефонные звонки на высшем уровне, стороны сумели прийти к компромиссу, согласно нему заграничный паспорт нового образца получили не только граждане Туркменистана, но и те жители, которые имели и туркменский, и российский паспорта. Взамен этого российская сторона обязывалась внести на рассмотрение Государственной Думы Протокол о прекращении действия соглашения 1993 г. о двойном гражданстве. Таким образом к августу 2013 г. была урегулирована проблема лиц с двойным гражданством.

Говоря об отношениях между государствами в 2014 г., следует то, что украинская проблема практически никак не сказалась на взаимоотношениях Москвы и Ашхабада, так как, с одной стороны, у Туркмении и России не было совместной границы (ни водной, ни сухопутной), русскоязычное население Туркменистана оставалось небольшим, с другой стороны, в 2013 г. были урегулированы вопросы о двойном гражданстве в Туркмении, что однозначно благоприятно сказалось на развитии двусторонних отношений, примером чего служит то, что туркменский президент был приглашён на празднование 70-й годовщины победы в Великой Отечественной войне. Наиболее важным вопросом во взаимоотношении Москвы и Ашхабада оставалась неурегулированная проблема разграничения Каспийского моря-озера.

В рамках решения данный проблемы в Астрахани в конце сентября 2014 г. состоялась встреча глав государств “Каспийской пятёрки”; в рамках этой саммита состоялась двусторонняя встреча Г. М. Бердымухамедова и В. В. Путина, в ходе переговоров стороны обсудили проблему Каспийского моря. Г. М. Бердымухамедов выразил следующее мнение: “Действительно, сегодня был очень хороший саммит, подписаны хорошие соглашения, которые, я думаю, будут именно на пользу и благо наших государств и народов. Надо, я думаю, в этом темпе и продолжать, потому что, как Вы знаете, всё‑таки геополитика мира сегодня очень быстро меняется, а Каспийское море, наоборот, как бы становится эпицентром, экономическим эпицентром, особенно на евразийском пространстве.”

В целом, работу данного саммита можно положительно оценить, так как “Каспийская пятёрка” приняла документы о том, что на территорию в границах 15 морских миль и акваторию в 10 морских миль распространяется суверенитет государств “пятёрки”, однако “Конвенции о правовом статусе Каспийского моря” подписано не было в связи с наличием ряда вопросов по разграничению дна Каспия, особо здесь стоит отметить, проблему между Ашхабадом и Баку вокруг газового месторождения Кяпаз.

На следующей личной встрече во время визита в Иран В. В. Путин на встрече с президентом Туркменистана поднял вопрос о терроризме в мире, его туркменский коллега заявил о том, что Туркменистан является нейтральным государством. Проанализировав данную речь, можно сделать вывод, что Москва начала всяческим образом воздействовать на Ашхабад по военным вопросам, со своей стороны Туркменистан старался максимально абстрагироваться от каких бы то ни было заявлений и ссылаться казахстанских властей, у которых запуск с акватории Каспийского моря вызвал недоумение.

Для оказания давления на туркменское руководство российские власти прибегли к газовому давлению, что выразить в то, что к началу 2016 г. “Газпром” резко снизил закупку туркменского газа и вышел из 25-летнего газового договора 2003 г., тем самым, повторив собственные действия семилетней давности. Позже руководство “Газпрома” заявило, что берёт двухлетний перерыв во взаимоотношениях с Туркменией для переговоров и анализа ситуации. Вместе с решением проблемы Каспия Кремль таким образом попытался вовлечь Туркмению в военное сотрудничество. Туркменскому руководству пришлось пойти на уступки, так как основный закупщик газа в лице Пекина лишь гасил выданные им кредиты, а “Газпром” расплачивался реальными деньгами.

В конце января Ашхабад с рабочим визитом посетил глава МИДа РФ С. В. Лавров, который провёл переговоры с туркменскими власти по поводу газового конфликта и разъяснил позицию Москвы относительно войны в Сирии и использования вооружения Каспийской флотилии для уничтожения террористических образований. Вместе с тем, российский министр иностранных дел предложил туркменской стороне кредит на 10 млрд. рублей и провёл разговор об туркмено-турецких отношениях, в которых Кремль видел угрозу собственному региональному влиянию.

1 ноября состоялась встреча туркменского президента с президентом РФ в рамках рабочего визита Г. М. Бердымухамедова в Россию. Встреча была посвящена экономическим и гуманитарным вопросам, также В. В. Путин упомянул, что двусторонние отношения будут строиться относительно принятого в 2009 г. Договора, где отношения между двумя странами определялись как стратегические.

В середине февраля 2017 г. в Туркменистане состоялись третьи альтернативные выборы, на которых безоговорочную победу одержал Г. М. Бердымухамедов, ставший президентом в третий раз. В связи с этим, его российский коллега поздравил его с победой и пожелал ему успешной работы, также руководители двух стран подтвердили намерения развивать отношения и расширять взаимовыгодное сотрудничество.

К июню 2017 г. президентом Туркменистана были отменены льготы для всего населения, введённые Туркменбаши, это было вызвано газовым конфликтом с РФ. Вместе с тем, российская сторона была представлена председателем Совета Федерации В. И. Матвиенко на V Азиатских играх в Ашхабаде.

В октябре 2017 г. президент РФ совершил официальный визит в Туркменистан, в ходе переговоров были обсуждены газовая и афганская проблемы. По итогам переговоров лидеры двух стран подписали Совместное заявление Президента Российской Федерации и Президента Туркменистана, а также Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о стратегическом партнёрстве. Кроме того, в рамках визита подписан пакет межправительственных, межведомственных документов о сотрудничестве.

К августу 2018 г. стороны подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря совместно с Азербайджаном, Ираном и Казахстаном, согласно которому Каспий делился особым образом. В начале 2019 г. “Газпром” вновь начал закупать туркменский газ, также Ашхабад в феврале 2019 г. посетил глава российского МИДа С. В. Лавров.

В октябре 2019 г. состоялась встреча президентов Туркмении и РФ перед началом заседания Совета глав государств СНГ, по итогам этой встречи было принято Совместное заявление, в котором особую роль уделили вопросам международной безопасности.

В выводе следует отметить, что отношения между государствами претерпевали различные трансформации, прежде всего из-за газовой проблемы (развитие параллельных для РФ проектов поставки газа в Европу), наряду с этим, российская и туркменская несмотря на экономические пересуды развивали политическое сотрудничество и пытались совместно решать проблемы Афганистана и разделения Каспия, данная работа осложняется тем, что Туркменистан официально является нейтральным государством.


Библиография

  1. Большинство противоречий в ходе Каспийского форума снять не удалось [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2579676?query=%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BA%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD (дата обращения 27.10.2019)
  2. Встреча с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым 23 ноября 2015 г [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/catalog/countries/TM/events/50767 (дата обращения 27.10.2019)
  3. Встреча с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/14111 (дата обращения 27.10.2019)
  4. Встреча с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым 1 ноября 2016 г [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/catalog/countries/TM/events/53178 (дата обращения 27.10.2019)
  5. Встреча с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым 29 сентября 2014 г [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/catalog/countries/TM/events/page/3 (дата обращения 28.10.2019)
  6. Всю Туркмению заняли спортом [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3384386?query=%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BA%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD (дата обращения 10.11.2019)
  7. В Туркмении с официальным визитом находится Дмитрий Медведев [Электронный ресурс]. URL: https://www.1tv.ru/news/2008-07-04/185499-v_turkmenii_s_ofitsialnym_vizitom_nahoditsya_dmitriy_medvedev (дата обращения 26.10.2019)
  8. Газоразвод Средняя Азия—Центр [Электронный ресурс] // “Коммерсантъ” - 2009 – 13 апреля. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1154911 (дата обращения 29.10.2019)
  9. ”Газпром” сделал паузу в споре с Туркменистаном [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3089757?from=doc_vrez (дата обращения 28.10.2019)
  10. Гриб, Н. Туркмения протянет Ирану газопровод [Текст] / Н. Гриб, О. Гавриш // Там же. – 2009. – 14 августа.
  11. Демоскоп. Национальный состав населения Туркменистана по Всесоюзной переписи 1959 года и 1989 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_59.php?reg=12 (дата обращения 26.10.2019)
  12. К газовому конфликту подошли дипломатично [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2902822 (дата обращения 28.10.2019)
  13. Куликов, С. Туркменского газа хватит всем [Текст] / С. Куликов // Независимая газ. – 2008. – 15 октября.
  14. МТС возвращается в Туркмения [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1928359?query=%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BA%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD (дата обращения 27.10.2019)
  15. МТС вывезла домой из Туркмении всех российских сотрудников своей “дочки“ BCTI [Текст] // Forbes – 2011 – 16 марта
  16. Начало российско-туркменских переговоров [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/6428 (дата обращения 27.10.2019)
  17. Начало российско-туркменских переговоров в расширенном составе [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/9318 (дата обращения 26.10.2019)
  18. Начало российско-туркменистанских переговоров в расширенном составе [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/ transcripts/5455 (дата обращения 27.10.2019)
  19. Никаноров, С. Сотовая связь по-туркменски [Текст] / С. Никаноров // Независимая газ. – 2011. – 1 апреля.
  20. Поздравления Гурбангулы Бердымухамедова с победой на выборах президента Туркменистана [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/catalog/countries/TM/events/53866 (дата обращения 29.10.2019)
  21. Поздравления президенту Гурбангулы Бердымухамедову [Электронный ресурс]. URL: http://special.kremlin.ru/catalog/countries/TM/events/13242 (дата обращения 27.10.2019)
  22. Почему произошла авария на САЦ-4 [Текст] // Коммерсант-daily. – 2009. – 13 апреля.
  23. Президент Гурбангулы Бердымухамедов: десятилетие реформ и свершений [Электронный ресурс]. - Золотой век. URL: http://turkmenistan.gov.tm/?id=14099 (дата обращения 10.11.2019)
  24. Президент Туркменистана объявил о вступлении страны в Эпоху могущества и счастья - Голос ислама [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2012/02/29/epoch/ (дата обращения 10.11.2019)
  25. Расов С. “Многопартийный” Туркменистан. - Хроника Туркменистана [Электронный ресурс]. URL: https://www.hronikatm.com/2013/06/mnogopartiynyiy-turkmenistan/ (дата обращения 10.11.2019)
  26. Резолюция Генеральной Ассамблеи 50/80 [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/50/80&referer=/english/&Lang=R (дата обращения 26.10.2019)
  27. Российско-туркменские переговоры [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/55747 (дата обращения 10.11.2019)
  28. Саммит независимых государей [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2083536?query=%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BA%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD (дата обращения 27.10.2019)
  29. Сергеев, М. Китай оставляет газопровод Nabucco без газа [Текст] / М. Сергеев // Независимая газ. – 2009. – 17 декабря.
  30. Совместное заявление Президента Российской Федерации В.В.Путина и Президента Туркменистана Г.М.Бердымухамедова о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/supplement/5445 (дата обращения 10.11.2019)
  31. Совместное заявление президентов Российской Федерации и Туркменистана от 11 мая 2007 г [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/supplement/3751 (дата обращения 26.10.2019)
  32. Совместное российско-туркменское заявление от 25 марта 2009 г [Электронный ресурс]. URL: http://archive.kremlin.ru/text/ docs/2009/03/214311.shtml (дата обращения 26.10.2019)
  33. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о торгово-экономическом сотрудничестве [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902125310 (дата обращения 26.10.2019)
  34. Телефонный разговор с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/catalog/countries/TM/events/15810 (дата обращения 27.10.2019)
  35. Телефонный разговор с Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/12350 (дата обращения 27.10.2019)
  36. Туркмении предложено сохранить российский паспорт [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2162374?query=%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BA%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD (дата обращения 27.10.2019)
  37. Туркменский гамбит [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2889638 (дата обращения 27.10.2019)

Хайбуллин Т.Р


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение