Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Будущее России и мира: оценки и прогнозы / Статьи
Оценки западных экспертов влияния кризиса на развитие отношений России и стран СНГ
Материал разместил: Гриняев СергейДата публикации: 27-10-2009

Аналитик Института Центральной Азии и Кавказа (Central Asia-Caucasus Institute) М.Ларюэль считает, что экономический кризис не ослабляет, а усиливает влияние России в «ближнем зарубежье». Это вызвано экономическим положением ослабленных кризисом стран на постсоветском пространстве, что позволяет России использовать свои финансовые и геополитические преимущества для усиления контроля над этими государствами. Для достижения своей главной цели Россия решила инвестировать значительные суммы в укрепление своей сферы влияния в СНГ, невзирая на экономическую конъюнктуру в мире.

Поэтому надежды некоторых западных наблюдателей на то, что затронувший Россию эко­номический кризис начнет ослаблять ее и в геополитическом отношении и позволит другим международным игрокам, в особенности Соединенным Штатам, присутствовать на евра­зийской сцене, не оправдались.

В настоящее время Россия предпринимает все необходи­мые меры, чтобы закрепиться на этом пространстве и сделать его своим стратегическим оплотом перед Западом. Россия уже добилась «изгнания» американских военных с авиабазы «Манас» в Киргизии, планирует создать на Южном Кавказе три военные базы для противодействия присутствию США в регионе и американо-грузинскому сотрудничеству. Кроме то­го, она стремится поближе подобраться к экспортным мар­шрутам энергоносителей, ведущим на Запад и в Турцию. Аналитик полагает, что, с учетом повышения стратегическо­го значения Черного моря как одного из маршрутов экспорта углеводородов, Россия сделает все возможное, чтобы сохра­нить свое присутствие в этом бассейне, несмотря на истече­ние в 2017 г. срока действия российско-украинского согла­шения об аренде военно-морской базы в Севастополе.

М.Ларюэль определяет потенциальные последствия кризиса, который «парадоксальным образом позволит России усиливать свои экономические позиции» надолго. В под­тверждение этого вывода упоминается, что Россия исполь­зовала сильное падение курсов национальных валют стран СНГ и предложила создать общий стабилизационный фонд в 10 млрд дол., который она обязалась профинансировать на 3/4. Этой российской финансовой помощью сумеют вос­пользоваться те страны, которые пойдут ей на политические уступки. Данный фактор гарантирует России контроль над определенными высокодоходными секторами в странах СНГ и открывает перед ней такие инвестиционные возможности, каких не было долгое время.

В заключение американский аналитик приходит к вы­воду, что за крупномасштабную помощь России ее соседи внесут геополитическую плату и теперь «…все решения будет принимать Москва на том законном основании, что она явля­ется спонсором…». В сложившейся ситуации страны СНГ огра­ничены в своем маневре и у них нет другого выбора, так как ни ЕС, ни США, ни Китай не предложили своей финансовой помощи для стабилизации их национальных экономик.

Сходного мнения придерживается и О. Мэтьюс (Owen Matthews) из Newsweek, который отмечает, что хотя кризис и разрушает российскую экономику, он принес и определенные геополитические выгоды. Россия возвращает свое господство над постсоветскими странами, которые не так давно добились независимости от нее. В результате глобального кризиса Рос­сия, по сравнению со своими соседями, в экономическом плане выглядит намного лучше.

Она не упускает шанс, чтобы воспользоваться этим пре­имуществом, предлагая деньги и кредиты старым союзни­кам. И многие из них уже сделали заявки на финансовую помощь. Такая политика, по мнению аналитика, начинает приносить свои плоды. В частности, отмечается, что после выделении кредитов Белоруссии и Киргизии руководители этих государств пошли России навстречу: подписано согла­шение, предоставляющее ей право разместить на белорусской территории объекты противоракетной обороны; принято ре­шение о выводе американской авиабазы из аэропорта «Манас». Кроме того, Россия использует кризисную ситуацию для военного цементирования СНГ путем создания совмест­ных войск быстрого реагирования.

Евросоюз пытается «противодействовать российской экспансии», предложив Программу восточного партнерства (Eastern Partnership Program), которая предполагает уста­новление более тесных связей с Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдавией и Украиной путем облегчения визового режима и торговых отношений. К программе планируется подключить и Белоруссию, которой предложена финансовая помощь в 350 млн евро. Однако ЕС занят спасением эконо­мик своих членов и не может пока более результативно влиять на страны СНГ, что способствует их дальнейшему сближению с Россией. Например, президент Молдавии В. Воронин уже отказался присоединиться к этому партнер­ству, назвав его «заговором с целью окружить Россию».

В отношении Белоруссии О.Мэтьюс считает, что «рос­сийские деньги и бряцание оружием могут оказаться громче европейской дипломатии», так как экономика этой страны очень сильно зависит от дешевого российского газа, а ее долг России составляет более 15 млрд дол. Украина находится в состоянии, близком к банкротству, а ее национальная газо­вая компания в любой момент может объявить дефолт по выплатам российскому «Газпрому». Запад не в состоянии решить украинскую финансовую проблему в условиях гло­бального кризиса, и правительство Украины вынуждено было обратиться за помощью к России.

Однако, как заключает американский аналитик, амби­циозная стратегия России зависит от ее платежеспособности, которая в 2009 г. может закончиться, но она так просто не откажется от своих планов на постсоветском пространстве. В связи с этим он высказывает пугающее предположение раз­вития событий: «если у России закончатся деньги, чтобы по­купать влияние, она может быть вынуждена начать воевать за него».

Сергей Гриняев


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение