Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Будущее России и мира: оценки и прогнозы / Статьи
Роль таможенного союза в современной геополитической реальности
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 09-11-2014

Благодаря процессам глобализации внешняя торговля становится наиболее важным направлением внешней политики государств, в связи с этим достижения и препятствия в формировании и процветании регионального межгосударственного сотрудничества привлекают все больше внимания.

Для обеспечения более крепкой взаимосвязи национальных экономик различные группировки государств предпринимают попытки создания разнообразных интеграционных проектов. Но эффективность всевозможных региональных интеграционных объединений не всегда одинакова.Такие формы сотрудничества, как зона свободной торговли и таможенный союз составляют основу большинства блоков.Они обеспечивают торговлю между странами-участниками на более выгодных условиях или же без каких-либо ограничений. Прямое влияние на результативность интеграции оказывают особенности взаимодействия национальных экономик.В условиях глобализации усиливается конкуренция, в результате которой, развитые страны вынуждены интегрироваться, чтобы минимизировать издержки, увеличить масштаб производства и расширить научно-технологические базы.  Исторический опыт свидетельствует, что в таможенные союзы объединяются страны ориентировочно с похожим уровнем развития экономик против государств, которые имеют гораздо более значительное экономическое влияние на международной арене. По этой причине страны с менее устойчивой экономикой объединяются в единый таможенный союз, защищая своих производителей таможенными пошлинами, транспортными тарифами и ограничениями.

Таможенный союз – это тип международной интеграции, который предполагает соглашение странами-участницами союза об отмене национальных таможенных тарифов, образование единой таможенной территории и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.

Создание таможенного союза на территории бывших стран СССР оказалось сложным и запутанным. Начало было положено в январе 1995, когда Российская Федерация, Беларусь, Казахстан и Киргизия подписали Соглашения о Таможенном союзе. В 1999 году к ним присоединился Таджикистан.

Спустя десятилетие после распада СССР образование и развитие Таможенного союза на постсоветском пространстве является значительным геополитическим достижением, которое обеспечивает экономики интегрируемых государств определенными выгодами. Воссоздание сотрудничества в производственной сфере путем отказа от таможенных пошлин активизирует и поднимет на принципиально новую ступень ранее сложившиеся экономические связи. Появление Таможенного союза предполагает значительное снижение затрат, увеличение масштабов производства и усиление конкурентоспособности национальных экономик, которые объединяются в единую таможенную территорию.

Для улучшения уровня сотрудничества выше перечисленных стран 10 октября 2000 г. в столице республики Казахстан Астане был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) президентами Беларусии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Договор был заключен как раз между теми странами, которые были наиболее готовы как политически, так и экономически к тесному взаимодействию.

ЕврАзЭС- это межгосударственная структура, главной задачей которой является достижение глубокой экономической интеграции. Чтобы ее осуществить необходимо пройти три этапа: создание территории свободной торговли, формирование Таможенного союза и строительство Единого экономического пространства.

Успешное развитие Сообщества способствовало принятию главами государств в августе 2006 года решения о создании Таможенного союза и Единого экономического пространства. На начальном союзе Таможенный союз формируют Беларусь, Казахстан и Россия. Включение в его состав Киргизии, Таджикистана и Узбекистана будет зависеть от степени готовности их экономики.

Ключевыми точками в работе по созданию Таможенного союза являются: 1 января 2010 года, 1 июля 2010 года и 1 июля 2011 года.

К 1 января 2010 г. в основном сформирована правовая база Таможенного союза и принято более 40 международных договоров, введены единые для трех стран таможенно-тарифное и нетарифное регулирование торговли товарами с третьими странами, Комиссии Таможенного союза переданы функции по определению параметров таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

С 1 июля 2010 года начал функционирование второй этап: Беларусь, Казахстан и Россия формируют единую таможенную территорию, на которой действует Таможенный кодекс Таможенного союза. Знаковым событием в этом плане стало подписание главами государств 5 июля 2010 года в г. Астане пакета документов, в числе которых Совместное заявление президентов Беларуси, Казахстана и России о вступлении в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза для трех стран с 6 июля 2010 года.

1 июля 2011 года - это завершающий элемент формирования единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное перемещение как товаров, произведенных в странах Таможенного союза, так и товаров, происходящих из третьих стран.

Объединяясь в Таможенный Союз, государства ЕврАзЭС уже имеют за плечами многолетнюю историю кооперации и сотрудничества.[1] Экономики этих стран взаимодополняют друг друга и в то же время объединены большим количеством общих воспроизводственных контуров. Например, стоимость готовой белорусской продукции наполовину складывается из российских комплектующих и материалов.

Таможенный союз для стран-участниц — это способ получения доступа на российский рынок и изменение торгово-экономических отношений с ведущими странами мира с помощью российского экономико-политического потенциала и влияния.Говоря об ЕврАзЭс, следует отметить что единое экономическое пространство не впервые формируется, а восстанавливается, хотя и на инновационных принципах конкурентной экономики. Поэтому этот процесс протекает с «высокой» скоростью, так как преодолеваемые трудности носят не столько объективный, сколько субъективный характер. Основные из них – это интересы национальной бюрократии, которые теряют суверенную самостоятельность ведомств и монополий, стремящихся к ограничению конкуренции. Следовательно, политической воли лидеров государств достаточно для того, чтобы запустить интеграционный процесс.

Сторонники Таможенного союза считают, что участие в интеграционных проектах с участием России является для Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана единственной возможностью войти в мировое интеграционное пространство, в мировую экономику. Участие в региональной интеграции в долгосрочной перспективе предоставит странам-участницам доступ к ресурсам объединенного внутреннего рынка, мировым рынкам и защиту инвестиций. Комиссия Таможенного союза ведет переговоры с Европейским союзом и Европейской ассоциацией свободной торговли о формировании ассоциации с Таможенным союзом и Единым экономическим пространством.[2]

С помощью интеграции страны Таможенного союза смогут противостоять экспансии внерегиональных акторов. Для России Таможенный союз это способ укрепления своего экономического и политического влияние на территории стран-участниц,  а также продажи своих товаров и услуг и доступа к их ресурсам, укрепление и улучшение своего имиджа на международной арене как страны-лидера. Россия, как региональный политический и экономический лидер, заинтересована в ускорении и укреплении экономической интеграции на основе взаимовыгодности и равноправия и согласна вкладывать больше ресурсов в развитие Таможенного союза, если политика союзников по данному объединению окажется адекватной.

К 2015 году планируется создание инструментов регулирования внешнеэкономической политики стран союза. С 2015 года созданный на базе Таможенного союза Евразийский экономический союз в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана будет проводить на мировом рынке единую внешнеэкономическую политику, что образует предпосылки для согласования и укрепления как внешней, так и внутренней политики всех стран-членов. Для обеспечения защиты на мировом рынке с 2011 года в главных российских государственных органах началась разработка нормативно-правовой базы на основе соответствующих баз ЕС и ВТО. Члены Всемирной торговой организации поначалу негативно отреагировали на формирование и довольно быстрое оформление Таможенного союза. Более того присутствовали опасения по поводу того, что правила Таможенного союза не будут отвечать правилам ВТО. Но Россия смогла защитить свои интересы, отказав требованиям Финляндии по пошлинам на лес и изделия из дерева, а также отклонив претензии Европейский стран по пошлинам на автомобили и комплектующие. Россия отстояла свои права на достаточно медленное снижение пошлин и относительно крупных пособий во множество отраслей экономики в течение 7 лет.

К октябрю 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в соответствие с нормами ВТО. Помимо этого, было определено, что нормы ВТО будут иметь большую силу, чем нормы Таможенного союза, в случае вступления в эту организацию. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. Результатом этого явилось практически полное соответствие норм Таможенного союза условиям вступления в ВТО России.

Что касается либерализации торговли с другими странами, то можно отметить, что Евразийская экономическая комиссия и страны Таможенного союза проводят с рядом стран и торговых организаций консультации и переговоры которые связаны с вопросами возможности заключения соглашений о свободной торговле.

Возможность расширения состава Таможенного союза отчасти будет определять его ближайшие перспективы. Чтобы достичь максимальной экономической результативности, организации нужно повысить число своих граждан. Вполне логично, что это возможно достичь только путем вступления в организацию новых членов.

Больше шансов на вступление в Таможенный союз было у Армении.  Хотя, ее экономическое положение не так уж привлекательно (с точки зрение интеграционных усилий), и также отсутствуют общие границы со странами Таможенного союза. Это не препятствовало подписанию 10 октября 2014 года соглашения о том, что 1 января 2015 года Армения присоединится к Евразийскому экономическому союзу.

Вступление Армении в Таможенный союз обеспечит его как политическими, так и экономическими выгодами. Помимо этого, ещё до вступления в ЕврАзЭС страна получила ряд важных скидок: новое соглашение с РФ сохранит на пять лет цены на газ для жителей Армении в районе 6 000 руб за тысячу кубометров вместо 8 600, а также позволит получать алмазы и нефтепродукты без наценок.

Еще одним кандидатом на вступление в Таможенный союз является Киргизия. Разумеется, ей нужна поддержка в связи с геополитическими последствиями вывода войск западной коалиции из Афганистана.[3] Но также нужно принимать во внимания и другие факторы. В стране присутствует фрагментация власти, и часто местная власть имеет гораздо более значительное влияние. Также имеются проблемы с культурой труда, для Таможенного союза киргизский рынок менее значим, чем, например, армянский. Более того вопрос об отношении в стране к иностранным инвестициям остается спорным. Несмотря на то, что руководство Киргизии начало переговоры с Таможенным союзам раньше, чем Армения, достигло оно меньшего. Основная проблема заключается в том, что Бишкек хочет деньги и всевозможные привилегии и льготы, а позиция лидеров стран союза на эту тему крайне ясна, государства вступают в союз добровольно, и никому раздавать «бесплатные конфеты» не будут.

«Дордой», «Кара-Суу» и «Мадина» являются крупными киргизскими мегарынками, они имеют огромное значение и обеспечивают жизни большей части жителей Бишкека. Но несмотря на это, участники Таможенного союза вряд ли не примут во внимание предстоящий вал контрабанды через Киргизию и будут игнорировать перспективы увеличения наркоторговли. Бишкек лоббирует создание фонда поддержки предпринимателей для своих граждан, но Россия уже вложила крупную сумму денег в развитие экономики Киргизии, причем положительные результаты от этих вложений пока отчетливо не заметны.

Таким образом, учитывая все вышеперечисленные факты, можно сделать вывод, что перспективы вступления Киргизии в Таможенный союз высоки, но скорее всего это осуществится не в ближайшие годы.

Также было множество споров о возможности вхождения Украины в Таможенный союз. Очевидно, что она нуждается в экономической интеграции, но в связи с последними политическими событиями, эта интеграция если и произойдет, то точно не с Таможенным союзом.

Китай является главным соперником России на рынке «таможенной тройки». Качество российской продукции часто уступает качеству похожей китайской продукции. Китай не только занимает место российской продукции в Казахстане, но и делает неконкурентоспособной продукцию белорусский предприятий на российском рынке. Поэтому экспортный потенциал Таможенного союза пока ограничен.[4]

В настоящее время главной ориентацией стран союза являются тактические, а не стратегические цели, что служит риском. Получение российских энергоносителей по заниженным ценам и  решение транзитных проблем являются тактическими целями.

Но Россия, в отличие от остальных партнеров ставит перед собой стратегические цели участия в глубокой экономической интеграции, потому что она заинтересована как в собственном экономическом развитии, так и в создании зоны экономико-политической стабильности и благополучного развития по территории своих границ и на всем постсоветском пространстве. И зачастую тактические интересы союзников противоречат стратегическим интересами России.

Финансово-экономических и политических ресурсов достаточно для развития и укрепления интеграции на территории бывших стран СССР. Стратегическая обстановка, которая характеризуется низким после мирового финансового кризиса уровнем активности внерегиональных акторов и объективные потребности стран-участниц союза способствуют дальнейшему развитию Таможенного союза.

Таким образом, создание Таможенного союза в условиях современной глобализации будет способствовать развитию конкурентоспособности стран-участниц. Но это возможно только в том случае, если страны будут проводить грамотную политику. Стратегическими целями должны являться развитие и процветание страны, а не социально-экономическая деградация. Также следует отметить, что очевидную пользу глобализации получили только страны, создавшие собственные условия для адаптации этих процессов и придавшие им особый, постепенный темп и порядок

 

Емелина Д.А.

 

Список литературы

  1. Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела и пути их решения: сборник материалов Международной научно-практической конференции / М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010 Ч.2. - 178 с.
  2. Богомолова А.А. Таможенное право: конспект лекций / А.А. Богомолова - М.: Юрайт, 2010 - 176 с.
  3. Кенчинбаев Р.Р. Концепция построения механизма таможенного регулирования участников таможенного союза // Вестник Российской таможенной академии. 2010.- № 7- 146 с.
  4. Толкушкин А.В. Таможенное дело: учебник /А.В. Толкушкин- М.: Юрайт - Издат, 2009 - 315 с.

 -------------

[1] Кенчинбаев Р.Р. Концепция построения механизма таможенного регулирования участников таможенного союза. // Вестник Российской таможенной академии. 2010.- № 7- 146 с.
[2] Богомолова А.А. Таможенное право: конспект лекций / А.А. Богомолова - М.: Юрайт, 2010 - 176 с.
[3] Толкушкин А.В. Таможенное дело: учебник /А.В. Толкушкин- М.: Юрайт - Издат, 2009 - 315 с.
[4] Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела и пути их решения: сборник материалов Международной научно-практической конференции / М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010 Ч.2. - 178 с.

 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение