Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Будущее России и мира: оценки и прогнозы / Статьи
Сценарии развития ЕАЭС к 2030 году
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 12-04-2021

В прошлом году ЕАЭС отметил своё пятилетие и продемонстрировал свою состоятельность в качестве перспективного регионального союза. Однако, не смотря на явные экономические успехи, ЕАЭС за последний год столкнулся с рядом серьёзных вызовов. Среди них можно выделить экономические санкции, различные дипломатические конфликты и попытки дестабилизации социально-политической ситуации в странах-участницах.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) включает в себя пять государств с общим населением 186 миллионов человек и совокупным ВВП по итогам 2020 года в 2,15 триллиона долларов [1]. Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия объединись в наиболее перспективный интеграционный проект на постсоветском пространстве и поставили перед собой амбициозные цели: 

  1. Создать условия для стабильного развития экономик стран ЕАЭС в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  2. Сформировать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС;
  3. Провести всестороннюю модернизацию и повысить конкурентоспособность национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Кризисы 2020 года в Беларуси и Кыргызстане, кризис 2021 года в Армении, а также попытка дестабилизации ситуации в России показали наиболее уязвимые места евразийского проекта. В связи с этим среди экспертов развернулась дискуссия об устойчивости ЕАЭС и дальнейших перспективах развития данного интеграционного проекта.

Исходя из наметившихся тенденций, по нашему мнению, можно прогнозировать, что развитие ЕАЭС к 2030 году пойдет в русле одного из четырёх базовых сценариев: 

  1. Дестабилизация и распад ЕАЭС;
  2. Сохранение статус-кво;
  3. Поглощение Европейским союзом;
  4. Создание собственного центра силы.

Коротко рассмотрим предпосылки и основные черты этих четырёх базовых сценариев.

Сценарий «Дестабилизация и распад ЕАЭС»

Если рассматривать сценарий дестабилизации и распада ЕАЭС, то следует отметить, что по состоянию на первое полугодие 2021 года наиболее уязвимым субъектом среди стран-участниц является Республика Беларусь. Эта уязвимость обусловлена не только тем, что отрыв Беларуси от России подрывает стратегическую безопасность самой России, но и тем, что Беларусь является для Запада полигоном для апробирования технологий по смене политического руководства в России.

В прошлом году Беларусь председательствовала в органах ЕАЭС: Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском межправительственном совете и Совете ЕЭК. Помимо этого, с февраля 2020-го пост Председателя коллегии ЕЭК занял представитель белорусской стороны Михаил Мясникович.

Сегодня мы можем подвести определённые итоги председательства Беларуси в органах ЕАЭС. Как отметил Заместитель Премьер-министра Беларуси Игорь Петришенко: «Усилия белорусской стороны были сфокусированы на реализации инициатив, обозначенных в Обращении Председателя Высшего Евразийского экономического совета, Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко к главам государств – членов ЕАЭС. В основном они носят долгосрочный характер.

Пожалуй, одним из самых важных достижений белорусского председательства является сохранение работоспособности всех органов ЕАЭС в период пандемии.

Беларусь стремится к тому, чтобы не позднее 2025 года была выполнена основная задача ЕАЭС – сформирован полноценный экономический союз с общим рынком и четырьмя свободами: передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Мы постарались приземлить цифровую повестку, продвинуть более тесную кооперацию в реальных секторах экономики, предпринять совместные меры по выходу на рынки третьих стран и наращиванию экспорта» [2].

Однако, не смотря на плодотворную работу белорусской стороны в период пандемии коронавируса, сама Беларусь столкнулась с рядом серьёзных вызовов. Среди главных из них можно выделить социально-политический кризис 2020 года, а также беспрецедентное внешнеполитическое давление с целью смены власти в стране.

Данные вызовы показали остальным странам ЕАЭС, что в случае ухудшения ситуации к власти в республике могут прийти прозападные силы. В свою очередь, это приведёт к следующим стратегическим последствиям:

  • Выход Беларуси из состава ЕАЭС и активизация процесса сближения с ЕС;
  • Ухудшение стратегической безопасности России;
  • Резкое снижение доверия к идее евразийской интеграции в общественном сознании народов ЕАЭС.

В результате может начаться цепная реакция, которая приведёт к распаду всего интеграционного проекта.

Сегодня на Республику Беларусь усиливается давление со стороны западных внешнеполитических ведомств, которые направляют белорусскую оппозицию по пути свержения политического руководства страны. И если раньше приоритетом был классический вариант цветной революции, то сейчас началась более тонкая работа методами рефлексивного управления, т.е. воздействия на умы людей, на их сознание и мировоззрение.

В связи с тем, что любому коренному преобразованию политической системы предшествует трансформация общественного сознания, то основной акцент со стороны оппозиции сегодня делается на мозговые центры, лидеров общественного мнения, Telegram каналы, НКО и независимые СМИ.

С их помощью разворачивается борьба за умонастроения и чувства людей, что в конечном итоге предполагает коренное изменение общественного сознания. Как показала практика, оппозиция стала действовать не спонтанно, а в соответствии с интересами и целями политики тех стран, которые её контролируют. Действия оппозиции осуществляются согласованно с внешним давлением (дипломатическим и экономическим).

В дополнение к этому прозападные силы активно пытаются повернуть Беларусь спиной к России. В глазах белорусской оппозиции ЕАЭС выглядит ничем иным как имперским проектом России, который необходимо дестабилизировать.

Этот взгляд оппозиция пытается привить и всему белорусскому народу через свои каналы коммуникации, которые в 2020 году достигли состояния информационной гегемонии.

Помимо этого, общественная поддержка ЕАЭС в республике за последние годы значительно упала. По результатам опроса, опубликованного под заголовком «Белорусы доверяют ЕС больше, чем ЕАЭС» 17 июня 2020 года на сайте белорусских исследований thinktanks.by: «Евросоюзу доверяют 45% жителей Беларуси. В то же время Евразийскому экономическому союзу доверяет 39% белорусов» [3].

Ранее Евразийский банк развития (ЕАБР) с 2012 по 2017 год проводил свои опросы в рамках проекта «Интеграционный барометр», чтобы оценить отношение граждан к ЕАЭС. В последнем выпуске отмечалось, что за три года работы уровень одобрения ЕАЭС в странах-участницах упал с 75-ти до 65 процентов. В Беларуси уровень общественной поддержки снизился на 7% (с 63% до 56% опрошенного населения) [4].

Данную тенденцию подтверждает и ЕЭК. В Докладе о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который в конце 2018 года опубликовала Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), отмечается снижение общественной поддержки евразийской интеграции. Причина снижения — это «недостаточная популяризация в государствах-членах процессов евразийской интеграции» [5].

Возникает вопрос, какие ведомства ответственны за работу с общественным мнением и как они планируют её корректировать в сложившейся ситуации?

Дальнейшее ухудшение социально-политической ситуации в Беларуси запустит целую череду событий во всём ЕАЭС. Белорусская оппозиция уже призывает к денонсации союзных договоров и к разрыву стратегического союза с Россией. В случае смены политического руководства в Беларуси, подобные призывы будут переведены в юридическую плоскость и выход Беларуси из ЕАЭС станет только вопросом времени.

Для того, чтобы эффективно противодействовать данному сценарию, автор предлагает ряд комплексных мер, изложенных в статье «Нужна ли ЕАЭС поддержка снизу?»: https://www.eurasian-partnership.org/post/нужна-ли-еаэс-поддержка-снизу

Сценарий «Сохранение статус-кво»

Второй сценарий «Сохранение статус-кво» предполагает исключительно экономическую интеграцию без использования политических и идеологических компонентов. По такому сценарию направления интеграционного сотрудничества формируются только в рамках «Договора о Евразийском экономическом союзе». В свою очередь, это создаёт риски внутриполитического характера, т.к. экономические связи необходимо дополнять гуманитарной повесткой, работой с молодёжью, медийной и общественной поддержкой.

Данные направления являются обязательным условием для продвижения евразийской интеграции «снизу». Только в таком случае возможно получить синергетический эффект от интеграции, иначе ЕАЭС превратится в «прагматический союз чиновников» с соответствующими последствиями.

В случае неудачной попытки развалить ЕАЭС внешними силами будет предпринята попытка заморозить его в состоянии «экономической интеграции», т.е. сохранить статус-кво. Цель – взять под контроль и сделать сырьевой придаток не только из России, но из всего ЕАЭС. И у этого намерения есть свои причины.

ЕАЭС занимает 1 место в мире по добыче нефти и 2 место в мире по добыче природного газа. Общая стоимость сырьевых ресурсов одной только России оценивается в 75 триллионов долларов. ЕАЭС также занимает 1 место в мире по площади территории и обладает стратегическим географическим положением между ЕС и Китаем с большим потенциалом транзитного развития.

Одна из приоритетных задач других центров силы на ближайшие 10 лет - взятие под полный / частичный контроль стран ЕАЭС и использование такой обширной территории в своих геополитических интересах.

Сценарий «Поглощение Европейским союзом»

Третий сценарий «Поглощение Европейским союзом» может реализовываться под прикрытием диалога между интеграционными объединениями в рамках проекта «Большая Евразия». В частности, для прикрытия такого сценария вполне может использоваться популярная идея сопряжения Европейского союза и ЕАЭС. Однако на практике такая идея может иметь непредсказуемый эффект. Даже не прибегая к системному анализу, очевидно, что более организованная система поглотит менее организованную систему с соответствующими последствиями.

С другой стороны, для ЕАЭС экономическая интеграция с ЕС чрезвычайно перспективна:

  • ЕС является крупнейшим торговым партнёром России и Казахстана. Устранение торговых преград между ЕС и ЕАЭС только укрепит взаимовыгодное сотрудничество;
  • ЕС мог бы помочь в решении проблем промышленной модернизации стран ЕАЭС и проинвестировать наиболее перспективные экономические проекты;
  • Сопряжение ЕС и ЕАЭС может решить проблему Украины, которая приводит к ухудшению дипломатического, военно-политического и торгового сотрудничества в регионе.

Следует отметить, что по ряду причин за последнее время отношения с ЕС значительно ухудшились. Однако диалог между субъектами ЕС и ЕАЭС всё ещё ведётся на уровне гражданского общества и отдельных экспертных площадок. Западные аналитики не спешат перекрывать каналы коммуникации. По их прогнозам, к 2024 году в России должно обновиться политическое руководство, приоритетом которого станет нормализация отношений с ЕС. Под эту нормализацию наши партнёры намереваются выторговать «незначительные» уступки, которые на деле будут означать системное и концептуальное превосходство ЕС над ЕАЭС. Однако, прежде чем диалог выйдет на этот уровень, следует отметить одну важную особенность.

Если со стороны ЕС есть чёткая и понятная идеологическая платформа, обеспечивающая их устойчивость, то со стороны ЕАЭС возникает множество вопросов:

  • Какая наднациональная идея положена в основу евразийского проекта?
  • Что объединяет, в частности, белорусов и казахов?
  • Какой у ЕАЭС образ будущего?

Без ответа на данные вопросы ЕАЭС может ждать поэтапное поглощение через «мягкую силу» и «экономическое сотрудничество».

По нашему мнению, сопряжение возможно только на основе реального баланса и взаимовыгодного сотрудничества двух интеграционных проектов, учитывающих ценностные основы взаимодействующих цивилизаций. Причём этот «баланс» должен обеспечиваться на всех уровнях взаимодействия, особенно на концептуально-идеологическом. Только такой подход может дать синергетический эффект от сопряжения и позволит развивать взаимовыгодное сотрудничество не только между двумя интеграционными проектами (ЕС и ЕАЭС), но и на всём Евразийском континенте.

Сценарий «Создание собственного центра силы»

Четвёртый сценарий «Создание собственного центра силы» предполагает политическую интеграцию и преобразование ЕАЭС в полноценный Евразийский союз (ЕАС). Реализация данного сценария связана с внесением дополнений в «Договор о Евразийском экономическом союзе» и с расширением полномочий наднациональных органов ЕАЭС.

Однако подобная инициатива, по нашему мнению, столкнётся с рядом дополнительных вызовов:

  • Во-первых, необходима твёрдая политическая воля лидеров Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России, подкрепленная соответствующими многосторонними соглашениями. В связи с тем, что на уровне Высшего Евразийского экономического совета все решения принимаются единогласно, то возможно скептическое отношение к реализации данной инициативы руководством одной из стран-участниц.
  • Во-вторых, преобразование ЕАЭС должно осуществляться на основе унификации законодательств стран-участниц, что, в свою очередь, потребует проведения большого объёма работы законодательных ветвей власти.
  • В-третьих, необходимо постоянное согласование многосторонних действий в области экономики, внешней политики, безопасности и т.д. Помимо этого, открытым остаётся вопрос о создании Евразийского парламента и других наднациональных органов.

С учётом данных трудностей и следует прогнозировать вероятность реализации сценария «Создание собственного центра» к 2030 году.

По нашему мнению, запуск такого сценария наиболее выгоден для стран-участниц с точки зрения устойчивости евразийского проекта и его дальнейшего развития как самостоятельного центра силы между ЕС и Китаем. Однако запуск данного сценария возможен только при возникновении серьёзного кризиса, выход из которого потребует от стран-участниц преобразования ЕАЭС.

Заключение

Прогнозирование сценариев развития ЕАЭС к 2030 году является не просто академическим интересом. На его основе должна разрабатываться долгосрочная стратегия развития ЕАЭС до 2030 года, направленная на реализацию одного из базовых сценариев.

Для Республики Беларусь это имеет особую актуальность в связи с предстоящей конституционной реформой, продолжением социально-политического кризиса 2020 года и попытками ряда западных стран отколоть Беларусь от ЕАЭС и ОДКБ. Если дальнейшие действия политического руководства Беларуси не будут направлены на сохранение целостности евразийского проекта и его развитие, то каковы шансы, что политическая элита Беларуси сможет сохранить свой статус и саму государственность?

По нашему мнению, для противодействия сценарию «дестабилизации и распада ЕАЭС», который сейчас активно инициирует ряд западных стран, все государства-участники ЕАЭС должны включиться в формирование единой стратегии в рамках сценария «Создание собственного центра силы». Только в рамках этой стратегии будет возможен синергетический эффект от интеграции, сохранена государственность стран-участниц и обеспечено процветание наших народов. В противном случае другие геополитические центры силы будут постепенно откалывать части от нашего общего цивилизационного пространства. И к 2030 году ЕАЭС просто растворится в истории.

Литература

  1. Report for Selected Countries and Subjects, 2020. [Электронный ресурс] URL: https://www.imf.org/en/Publications/SPROLLs/world-economic-outlook-databases#sort=%40imfdate%20descending
  2. Игорь Петришенко – об итогах председательства Беларуси в органах ЕАЭС, общих рынках Союза и устранении барьеров и ограничений. Национальный правовой интернет-портал, 2021 [Электронный ресурс] URL: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2021/january/58137/
  3. Опрос: Белорусы доверяют ЕС больше, чем ЕАЭС. Сайт thinktanks.by, 2020 [Электронный ресурс] URL: https://thinktanks.by/publication/2020/06/17/opros-belorusy-doveryayut-es-bolshe-chem-eaes.html.
  4. Интеграционный барометр ЕАБР. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. 111 с.
  5. Доклад о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза 2018. М.: ЕЭК, 2018. 154 c.

Алексей Тома


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение