Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Особенности морально-психологической подготовки в Корейской Народной Армии
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 01-11-2016
Как известно, морально-психологическая подготовка личного состава вооруженных сил страны ориентирована на формирование навыков определенного поведения. Основное внимание акцентируется на поведенческом и нравственно-этическом аспекте.

Понятие психологическая подготовка включает в себя формирование у личного состава психологической устойчивости, т. е. таких психологических качеств, которые позволяют выполнять боевые задачи в сложных условиях, сопровожда­ющихся опасностью для жизни и фактором внезапности.

При употреблении понятия «психологическая подготовка», имеется в виду непосредственное формирование психологической устойчивости к воздействиям боевой обстановки. Понятие «морально-психологическая подго­товка» подразумевает усиление поведенческого, нравственно-этического аспекта. Понятие «морально-политическая и психологическая подготовка» обо­значает всестороннее воздействие на идейный, поведенческий и непосредственно психологический компоненты, т.е. правомерно употребление всех этих понятий, так как они обозначают различные аспекты работы с личным составом.

Для осуществления поставленных задач и военной доктрины, помимо экономических и поли­тических условий, не­об­ходимы условия, гарантировавшие бы выполнение всех задач политического руководства в военной и политической областях с максимальной эффективностью. Именно с этой целью в вооруженных силах ряда стран создана и функционирует система политической индоктринации и морально-психологической подготовки личного состава.

Целями политической индоктринации и МПП являются:

  1. Выработка у личного состава безоговорочной поддержки военно-политического курса нынешнего руководства;
  2. Формирование у личного состава беспрекословного подчинения военно-политическому руководству страны.

Такие цели и задачи политической индоктринации и морально-психологической подготовки активно проводятся и реализуются в вооруженных силах Северной Кореи.

В настоящие время отношения между Северной и Южной Кореей переживают самые худшие времена со времен их официального деления. Обстановка на полуострове накалена до максимального состояния с момента окончания активных боевых действий на территории полуострова, поэтому проблема сохранения КНДР своей государственности и статуса-кво на полуострове стала как никогда актуальной.

Следует отметить, что КНДР борется за выживание на мировой арене с самого начало своего существования, а руководство страны, понимая всю сложность положения, старается удержать власть в своих руках, так как это рассматривается ею как единственный способ сохранения государственности. Руководство КНДР использует политическую и идеологическую пропаганду, как один из самых эффективных способов влияния на общественное сознание.

Одним из важнейших факторов существования и выживания КНДР является армия (ежегодные расходы на содержание армии КНДР составляют более 50% государственного бюджета), и потому правительство КНДР уделяет особое внимание на морально-психологическую подготовку военнослужащих. Воинская повинность в стране является обязательной и всеобщей, а срок службы составляет 15 лет.

Личный состав Корейской народной армии насчитывает около 1 200 000 человек при общей численности населения в 22 665 345. То есть, в армии КНДР задействовано 5 % от общего населения страны (в США в армии служат только 0,4 % от общего населения).

Мобилизационный резерв составляет 4 700 000 миллионов человек. Соответственно 21 % населения страны подверглось морально-психологической обротке в армии. Поэтому морально-психологическая подготовка в Корейской Народной Армии (КНА) не только влияет на боевой дух солдат и офицеров, но и на моральный облик северокорейского народа в целом.

Так же следует заметить, что стратегическая линия на приоритет армии была подкреплена юридически в Конституции КНДР [1]

Факторы, влияющие на морально-политическое состояние военнослужащих Корейской Народной  Армии.

«Теория Вождя». В процессе морально-психологической подготовки особую роль играют такие мощные идеологические теории как чучхе, сонгун и пхёнчжин. Именно раскрывая эти важнейшие идеологические теории КНДР можно понять на чем строится морально-психологическая подготовка военнослужащих в КНДР.

Можно отметить ряд особенностей северокорейской пропаганды и морально-психологической подготовки КНА (кор. 조선인민군 — Чосонинмингун).  И основой особенностью на которой строиться вся морально-психологическая подготовка военнослужащих КНДР в текущих реалиях будет так называемая «Теория вождя».

Согласно теории, вождём способен быть лишь тот, кто полностью отметил себя перед людьми, вобрал в себя их чаяния, заменил своё "я" на "Я" общества и действует только из этого нового "Я". Вождь способен руководить не потому что на него не влияют мнения и желания людей. Он способен руководить потому что не примешивает к этим мнениям и желаниям собственного эгоизма и потому он свободен в своих действиях. Вождь объединяет общину или народ против чужаков. Вождь способен построить систему прямого управления, которая будет эффективно контролировать народ и помогать ему руководить страной. В своих стремлениях вождь должен руководствоваться исключительно желаниями своего народа, а народ должен верить и помогать вождю в его стремлениях в самых сложных ситуациях.  Народ согласен признать вождём лишь того, кто на самом деле живёт не ради себя.

Согласно данной теории Народ существует и может развиваться только во имя Вождя и благодаря ему: «В составе субъекта революции Вождь – высший мозг, центр единства и сплоченности, партия – политическая организация, воплощающая идеи вождя в жизнь. В 1997 году Северная Корея даже отказалась от христианского календаря и начала отсчет своей истории со дня рождения великого Вождя в 1912 году. В отрыве от идей вождя партия немыслима как руководящая организация». Вождь - это не просто центральная фигура власти, а фигура сакральная. «Судьба Вождя – это и есть судьба нации, народа, революции».

Идеологический стержень – «Чучхе» 주체. Следующим инструментом морально-психологической подготовки является государственная  идеология «чучхе». Название государственной идеологии Северной Кореи не поддаётся адекватному переводу на русский или другие европейские языки. Естественно, в корейско-русском словаре есть перевод слова чучхе как «самобытность, основная часть». Но если сказать, что сущность идей чучхе – это представления о самобытности и самостоятельности, то это значит не сказать почти ничего.
Чтобы понять содержание этого термина, следует обратиться к значению слогов, составляющих его. Дело в том, что в корейском языке есть две большие группы слов – исконно корейские и слова, заимствованные из «кореизированного» письменного древнекитайского языка (ханмуна), широко использовавшегося в Корее вплоть до конца XIX столетия. В таких заимствованных словах каждый из слогов можно записать иероглифом, имеющим своё собственное значение. Слово чучхе как раз принадлежит к категории таких ханмунных слов. «Чу» означает «хозяин», а «чхе» – «тело, сущность, субстанция, природа». То есть чучхе значит не просто «самостоятельность», а такую ситуацию, когда человек является хозяином и себя самого, и всего окружающего мира. Действительно, основополагающий философский принцип идей чучхе, сформулированный Ким Ир Сеном и подробно раскрытый в классической работе Ким Чен Ира «Об идеях чучхе» (1982 год) так и звучит: «человек хозяин всего и решает всё».

Иными словами, идеи чучхе ставят в центр вселенной, в центр общества человека. Для Северной Кореи использование подобного очень глубокого по содержанию принципа чучхе как основы для проведения политики самостоятельности и независимости было поистине мудрым решением, поскольку обосновывало не только саму политику, но и возможность её реализации.

В условиях ограниченных технических и технологических мощностей, теория чучхе должна была убедить граждан КНДР, что человек сильнее машин и может выжать из них даже ту производительность, которая в них изначально не закладывалась. Однако определение человека как центра вселенной совсем не означало того, что идеи чучхе поддерживают индивидуализм. Как раз наоборот, человек, согласно чучхе, может проявить себя только через коллектив, руководимый талантливым лидером, вождём.

Процесс формирования северокорейских идей чучхе, занял достаточно длительное время. Официальная северокорейская историография утверждает, что Ким Ир Сен создал идеи чучхе ещё в молодости, когда находился в Китае, где занимался организацией борьбы против японских колонизаторов за независимость Кореи. Окончательное формирование идей чучхе как идеологии и философской системы следует относить к 1980 – 1990-м годам. Именно в 1980-е годы стали выходить в свет различные статьи Ким Чен Ира об идеях чучхе, систематизировавшие выдвигавшиеся ранее чучхейские постулаты и придавшие идеям чучхе форму стройной теории.

Само по себе идея чучхе зародилась из теорий получивших свое распространение ещё в 18 веке, во время периода Чосон, и таких религиозных течений как тохак и чхондогё, учение небесного пути.

Для военнослужащих в первую очередь важна главная идея теории чучхе-«Человек – хозяин всего и решает всё» . Идеология чучхе прописана в конституции КНДР и она является фундаментом государства и армии, а так же основой легитимности власти.

Следовательно, 21% населения КНДР прошел морально-психологическую подготовку в армии.

«Асабия». Очередной важной составляющий морально-психологической подготовки армии КНДР является асабия. Асабия (asabiyya или asabiyah, араб.:عصبية) – арабское слово, изначально означающее «дух кровного родства» ,иначе коллективное сознание и чувство единой цели, совмещенное с крайним национализмом.

Культ личности вождя стал важным фактором «асабии» северокорейской руководства – члены руководства государства понимают, что ослушавшись вождя – тем самым выйдя из общего ряда – они обречены на гибель. Помимо прочего, политический класс КНДР  связан кровными узами. Такая сплоченность политический элит между собой и вокруг лидера – фундамент государственности КНДР.

Информационная изоляция. В экономических и политических реалиях КНДР самым важным фактором успешного проведения морально-психологической подготовки является информационная изоляция. «Человек может быть уверен в том, что живет хорошо, до тех пор, пока не знает, что можно жить лучше». В КНДР методика контроля информации ориентирована на непосредственные запреты и направлена на изоляцию общества от внешних, «враждебных» источников информации. Поэтому в стране напрочь отсутствуют оппозиционные СМИ, которые могли бы стать противовесом изданиям, подчиняющимся приказам «сверху» и поставлять своей аудитории более объективную информацию. К тому же на территории КНДР практически невозможно получить негосударственную информацию, а любой разговор северокорейского военнослужащего с иностранцем – причина для расследования, которое почти всегда оканчивается одинаково.

Очень плотный поток пропагандисткой информации. В КНДР, особенно в КНА, поток пропагандисткой информации настолько плотный, что левые мысли просто не могут возникнуть. Все военные песни и марши посвящены великим вождям или призывают дать бой главному «противнику» нации. Обязательным является ношение на военной форме значков с изображениями вождей, а также размещение их портретов на стенах в казармах, жилых блоках, учебных классах, столовых и т.д.

Огромное значение имеют парады, демонстрирующие боевую мощь КНА, митинги и полсобрания, которые проводятся в ротах, батальонах, а иногда в масштабе полков. На таких митингах, выступают командиры подразделений, частей и их заместители по культурно-просветительной работе.

Антиамериканизм. Каждый военнослужащий Корейской Народной Армии (КНА) погружается в атмосферу полной ненависти к главному заклятому врагу «американскому империализму». Даже у армейской газеты центральный лозунг: «Уничтожим заклятого врага корейского народа – американский империализм». Большинство подобных антиамериканских лозунгах размешаются правительством на стенах в казармах, учебных классах и полигонах.

«Пёнчжин» –병진. Если термины чучхе (опора на собственные силы) или сонгун (приоритет армии) относительно известны массовой аудитории, то нововведение, связанное с молодым руководителем КНДР, еще не получило широкого распространения. «Пёнчжин» переводится на русский как «параллельное развитие». Опора на военнослужащих в целом и морально-психологическую подготовку в армии объясняется целым рядом причин:

  • Северокорейские военные, особенно офицерский корпус, относятся к элите. При всей нехватке материальных ресурсов, их значительная часть направлялась на нужды армии, концентрировалась на решающих направлениях. Возможно, благодаря этому КНДР продолжала поддерживать на достаточно высоком уровне военную промышленность, военное образование и науку, а представители армейских кадров были осведомлены о положении дел в мире и потому лучше понимали настоятельную необходимость срочного вывода страны из кризиса.
  • Северокорейская армия достаточно давно занимается хозяйственной деятельностью. В условиях ухудшения экономической ситуации армию все чаще использовали для затыкания дыр в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Все это отнюдь не способствовало повышению боеготовности КНА, однако это же значит, что ее представители имеют опыт «гражданской» управленческой деятельности и потому у них было меньше шансов оказаться некомпетентными на новых должностях, чем у военных, брошенных на народное хозяйство без такой подготовки.
  • В отличие от «зараженной двоемыслием и материализмом» гражданской партийной элиты, армия смогла если не полностью избежать всех этих пороков, то, во всяком случае, оказалась поражена ими в гораздо меньшей степени. Военные, особенно в частях, менее отягощены личным имуществом, они в большей степени живут, выражаясь северокорейской терминологией, общественной, а не личной жизнью. Моральные стимулы для них пока еще играют более важную роль по сравнению с «утратившим революционность» бюрократическим аппаратом. Это казалось весьма важным, так как распад СССР, по мнению северокорейской печати, произошёл не по причине экономической отсталости, а из-за начала экспансии буржуазной идеологии.
  • Управлять военной структурой проще, чем гражданской. Для армейских методов характерна более четкая система вертикального подчинения с меньшим промежуточным согласованием в процессе принятия решения. В КНА отсутствует одновременное подчинение нескольким одноуровневым инстанциям, зачастую выдающим взаимоисключающие распоряжения, действует жесткая система персональной ответственности, налицо конкретность задач и безусловность исполнения приказа вышестоящего начальника.

Механизм взаимоотношений «новых корейцев» с властями подобен взаимодействию военных и финансово-промышленных групп на Юге при Пак Чжон Хи, хотя то, что на Юге происходило в рамках взаимодействия бизнеса и государства, на Севере происходит в рамках взаимодействия бизнеса и отдельной государственной структуры. Власть обеспечивает «капиталисту» режим наибольшего благоприятствования, а тот в ответ выполняет стратегические указания этой структуры и делится с ней долей прибыли.

Таким образом, формально и неформально, новый курс молодого руководителя КНДР можно определить тремя вариантами «параллели»:

  • параллельное развитие военной и гражданской/партийной ветвей власти;
  • параллельное развитие военной и гражданской ветвей экономики – с обеспечением
  • суверенитета за счет ядерного щита;
  • параллельное развитие официальной и неофициальной экономики.

Система морально-психологической обработки военнослужащих Корейской Народной Армии.

Высокий моральных дух и патриотизм достигается путём политической работы, проводимой в войсках. В ее основе были разъяснение личному составу справедливых целей войны, воспитание у солдат и командиров ненависти и презрения к врагу, связь идеологической работы с конкретными боевыми задачами войск, учет сильных и слабых сторон противника, разоблачение его пропаганды, воспитание ненависти к врагу.

Большое значение ГПУ уделяет созданию кадров культурно-просветительных работников ротного звена, подбору и расстановке агитаторов подразделений, организации аппарата по ведению политической работы среди войск противника и военнопленных.

Широко развернута агитационно-массовая работа. В настоящие время наиболее распространенными формами этой работы являются митинги, военно-политические информации и беседы, а также такие средства, как печать, радио, наглядная агитация, выступления культурно-просветительных бригад.

«Сонгун» 송군. Первоочередной военной теорией в морально-психологические подготовки КНР является теория «Сонгун». Слово «сонгун» состоит из слогов, имеющих отдельное значение. «Сон» - означает «прежний, предшествующий, первый», а «Гун» - «армия». Поэтому иногда понятие сонгун переводят на русский язык словосочетанием «приоритет армии» или «политика приоритета армии». 1995-98 годы были для КНДР временем «трудного похода», когда природные катастрофы и голод сопровождались формальным безвластием, ибо Ким Чен Ир соблюдал траур по отцу. Чрезвычайное положение потребовало чрезвычайных мер, итогом которых стала политика «приоритета армии». «Линия сонгунской революции – это великая революционная линия нашей эпохи, всепобеждающее знамя нашей революции» - говорил Ким Чен Ир и официально расшифровал сонгункак «способ руководства революцией и ведения социалистической политики, которые предполагают считать военное дело важнейшим государственным делом и позволяют при опоре на присущие Народной Армии революционные качества и ее боеспособность защитить Родину, революцию, социализм и наращивать темпы строительства социализма в целом».

Основные положения «идеи сонгун»:

  1. Представление об оружии как основе идей сонгун. В основе общетеоретических положений сонгун лежит теория особой роли ружья. Ружье, согласно идее сонгун – это оружие классов, оружие революции, оружие справедливости – дух революции. Именно сила ружья, сила народа – необходимое условие для процветания. Если КДНР признают, как сильное в военном плане государство, то успех на всех других фронтах обеспечен. Следовательно, согласно идеям сонгун - «вооружение – это жизнь». И падение социализма в СССР, и поражение чилийской революции 1970-чх годов теория сонгун объясняет ослаблением вооруженных сил в указанных регионах. Таким образом, «в основе революционной борьбы лежит ружье».
  2. Проблема отношения к оружию и обращения с ним. Важно не просто «иметь» оружие, но и уметь с ним правильно обращаться. Ким Чен Ир говорил: «я ценю и люблю оружие». Однако, в данном случае, любовь к оружию означает «любовь к родине и народным массам, ненависть к врагу.» Практическое проявления любви к родине, согласно идеям сонгун, заключается, в основном, в противостоянии империализму.
  3. Теория силы оружия. Поскольку вооружение КНДР значительно уступает по качеству вооружению противника, боеспособность армии страны в наибольшей степени зависит от уровня психологической подготовки военнослужащих, их психологической стойкости. Можно сказать, что политика сонгун долгое время являлась даже своеобразной заменой религии, а бойцов КНА «духовно вооружали революционными идеями вождя». Одним из преимуществ такой психологической подготовки с позиции правительства КНДР является тот факт, что, по их мнению, «идеология не ограничена и ее сила больше, чем сила атомный бомбы». А идейная слабость соотноситься с «ржавлением» оружия, следовательно, происходит ослабление вооружённых сил, а в итоге и ослабление всего государственного строя. А главная причина «ржавления» - слабость перед капиталистическими пороками – такими, как увлечение алкоголем, женщинами, деньгами, азартными играми.
  4. Обеспечение крепости оружия через акт наследования. Необходимость передачи «оружия» по наследству (сохранение традиций в армии) - одно из условий обеспечения силы оружия.
  5. Теория революционной армии. «Армия не может быть без оружия, но оружие в армии используется на основе воли человека» - гласит идеология сонгун. Утверждение о главенстве человеческого фактора в ВС логически приводит к мысли о том, что КНА может быть одной из самых сильных и боеспособных именно благодаря особому воспитанию бойца.
  6. «Армия на первом месте в политике». Выходцы из вооруженных сил КНДР занимают ведущие места в системе политической власти и государственного управления.
  7. «Армия на первом месте в экономическом строительстве».
  8. Армия на первом месте в идеологии», которая служит как руководствующая идеология.

Таким образом, в заключение следует подчеркнуть, что, боеспособность вооружённых сил КДНР напрямую зависит от психологической подготовки военнослужащих ипроцесс морально-психологической подготовки построен таким образом, что вождь и его теории представляются военнослужащим как своеобразная религия или ее близкая замена. В Корейской Народной Армии бойцов «духовно вооружают революционными идеями вождя».

В современном противостоянии с США идеологический аспект, согласно идеям сонгун, играет не меньшую роль, чем собственно военный. Военная мощь оружия ограничена ТТХ, в то время как «идеология не ограничена и ее сила больше, чем сила атомный бомбы».  Подорвать государственную систему как из вне, так и изнутри фактически невозможно. Несмотря на плохое экономическое положение в стране, боевой и моральных дух военнослужащих выше чем у военнослужащих большинства развитых и богатых стран. КНДР продолжают играть важную роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Закалка бойца в армии происходит ненасильственными методами. Политическая работа строится таким образом, чтобы военнослужащий воспринимал команды и приказы вождя «сердцем». Такое восприятие строится на отношении военнослужащих к вождю и наоборот вождя к военнослужащим. Вождь, согласно идеям сонгун, относится к своим подчиненным с отцовской любовью. За 2015 год состоялось около 70 эпизодов личного посещения Ким Чен Ыном воинских частей и политическо-идеологоических мероприятий, например, таких как водружение боевого знамени ВВС КНА на «священной» горе Пэктусан. 

Список источников 

  1. Ганиев Т.А., Шур В.Г., Онищук С.М. Специальное страноведение. Факторный анализ. Электронный учебник. М.ВУ, 2016.
  2. Бурмистров А.А. Специальное страноведение. Корейский полуостров. Электронное учебное пособие. М.ВУ, 2016.
  3. Балканский, А. Жизнь замечательных людей. Ким Ир Сен.-.М.: Молодая гвардия, 2011.
  4. Ланьков,А.Н.: С новым вождем! Как изменится политика КНДР после смерти Ким Чен Ира
  5. Панина, И. Ю Политика приоритета армии (сонгун) в КНДР: истоки, сущность и формы проявления. Теория и философия политики, история и методология политической науки .
  6. Ким Ир Сен. О чучхе в нашей революции. Т.1. Пхеньян, 1974; Т. 2. Пхеньян, 1975; Т. 3. Пхеньян, 1982.
  7. Ким Чен Ир. Об идеях чучхе. Пхеньян, 1982.
  8. Бажанова Н. Е. Внешнеэкономические связи КНДР. В поисках выхода из тупика. М., 1993.
  9. Денисов В. И. Корейская проблема: пути урегулирования.
  10. Жебин А. 3. Эволюция политической системы КНДР в условиях гло­бальных перемен
  11. Тягай Г. Д. Формирование идеологии национально-освободительного движения в Корее.
  12. Корейская Народно-Демократическая Республика. Ответственный редактор М.Е.Тригубенко. М., 1985.
  13. Ю.Ким Ир Сен. Отчетный доклад ЦК Трудовой партии Кореи VI съезду партии. Пхеньян. 1980.
  14. Gleysteen W. Н. Jr. Маssive Еntanglement, Маrginal Influence. Саrter аnd Коrеа in Crisis. Washington, 1999.
  15. Parry, Richard Lloyd (June 24, 1998). "Captured sub shames North Korea". The Independent. Retrieved April 7, 2013.
  16. Bermudez, Joseph S. (2001). Shield of the Great Leader. The Armed Forces of North Korea. The Armed Forces of Asia. Sydney: Allen &Unwin.
  17. Homer T. Hodge, North Korea’s Military Strategy, Parameters, Spring 2003.

Гуляев Павел


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика