Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Новое в военном деле / Статьи
Изменение лица войны: конфликты современности
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 31-10-2016

В 1919 – 1921 годах XX века А. Е. Снесаревым, на тот момент начальником Академии Генерального штаба РККА, читался курс «Философия войны», на основе которого была составлена одноименная книга. Помимо прочего, в ней содержалось описание войны в исторической перспективе и прогнозирование войн будущего. Для нас интересно рассмотреть, насколько изменились войны со времени, описанного автором, и насколько он был прав в своих предположениях по поводу конфликтов, разворачивающихся спустя годы, а также оценить роль России в современных военных столкновениях. Таким образом, данная работа посвящена анализу ситуации, которая сложилась на данный момент в нашем глобализированном мире: стоит отметить, что, помимо сравнения современных войн с информацией о прошедших, которая дана нам автором, мы также остановимся на вопросе влияния культуры и религии на возникновение военных конфликтов.

Чем дальше шагает просвещение,

тем больше совершенствуется зло.[1]

Безусловно, картины войны современного мира во многом далеки от описанных в книге: «в минуты, например, затихшего боя  проезжали по полю, покрытому еще ранеными и трупами, слышали хриплый голос,  часто на чужом для  вас языке, просящий воды, натыкались на лошадь с отбитой мордой, из которой как из желоба текла теплая кровь, видали вокруг пылающие факелы деревень»[1], но от этого они не стали менее ужасными. Качественное изменение войны, обусловленное изобретением и технологическим усовершенствованием различных видов оружия, в частности, массового поражения, таких, как атомная бомба, разработку которой невозможно было предположить в начале XX века, а также упором на информационные техники и технологии и иными характеристиками борьбы XXI, укладывается в идею об эволюционном развитии и неизбежности существования[2] феномена войн.

Итак, рассматривая войны, ведущиеся на данный момент, можно говорить о том, что ни одно развитое государство Европы или Америки  (как Северной, так и Южной) в них не вовлечено – точнее, ни один из конфликтов не ведется на территории данных стран. Что касается развивающихся стран, то в данном случае, как в Европе, так и в Америке насчитывается несколько исключений:[3]

  • российско-украинский конфликт, с учетом ведения боевых действий на территориях самопровозглашенных Луганской и Донецкой народных республик;
    военные столкновения на российском Северном Кавказе;
  • столкновения между Ирландской Республиканской армией (ИРА) и полицией Великобритании;
  • движение Сендеро Луминосо (маоистской организации «Сияющий путь») в Перу;
    повстанческое движение «Народная армия Парагвая» в Парагвае;
  • движение Сапатистской армии национального освобождения в штате Чьяпас и нарковойна в Мескике.

Итого, на долю развивающихся стран Европы и Америки приходится 8 военных конфликтов, при этом все они, за исключением войны на Донбасе, преимущественно представляют собой столкновения между партизанами и полицией.

Остается отметить, что почти 50 войн, ведущихся в 2016 году, проходят на территории развивающихся и слабо развитых Азии и Африки.[4] Ответов на вопрос, почему войны идут именно в данных регионах, может быть достаточно много. Так, например, можно предположить, что развитые европейские и американские страны, равно как и развитые государства Азии (Япония, Сингапур) и Африки (Свазиленд, Намибия, Ботсвана, Лесото, ЮАР) умеют решать спорные вопросы с помощью переговоров. Иными словами, в тех редких ситуациях, при которых возникает так называемая дилемма Манделы (Mandela’s dilemma) суть которой заключается в том, какой путь стоит выбрать государству: применять насилие или не применять, развитые государства, с учетом важности интересов, вероятности выигрыша и возможных потерь, которые придется понести, принимают стратегию решения проблемы мирным путем (или выбирают в качестве арены для конфликта территорию третьей страны).

Другое предположение заключается в наличии культурной подоплеки, на базе которой, так или иначе, принимаются все важные решения – в том числе и о начале войны. Так А.Е.Снесарев отмечал: «есть народы и племена по природе своей пригодные для  военного  дела,  любители  его,  «…» естественные  солдаты, есть, наоборот, народы робкие, бегущие  от  военной  службы».[5] Наконец, ответы можно искать в религиозных («как на образчик воинствующей религии можно указать на ислам; образцом второго типа [т.е. религии, убивающей или понижающей военные  инстинкты] является буддизм»[6]) или националистических устремлениях различных групп и т.д.

Проведя краткий анализ войн, которые ведутся непосредственно на территориях развитых и развивающихся стран, стоит заметить, что в них участвуют и страны, чьи интересы, казалось бы, не задеты напрямую. Одним из наиболее ярких современных примеров подобных конфликтов может служить ситуация в Сирии, где антиправительственные выступления на волне арабской весны[7] в 2011 году привели к полномасштабной войне в которую оказались втянуты десятки государств, а разделенная территория на данный момент находится под контролем минимум пяти групп – правительственных сил, сил «умеренной оппозиции», курдских сил, «Исламского государства» и «Фронта Ан-Нусра». Сирийский конфликт представляет интерес для исследователя не только потому, что за спинами государственной и оппозиционной армий схлестнулись крупнейшие мировые державы (Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил Сирии поддерживается США, Великобританией, Францией, Саудовской Аравией и т.д., на стороне сирийского правительства выступают страны БРИКС, Иран и проч.), [8] но и потому, что это, пожалуй, первая война, где террористическая группировка, стала своего рода государством, обладая всеми характеристиками последнего (территорией, населением, отчасти бюрократическим аппаратом, и т.д.)[9].

А. Е. Снесарев писал о том, что особенно  кровавыми  могут быть названы именно религиозные войны[10], подчеркивая, что в современном ему мире различие в вероисповедании – уже не повод для столкновений и конфликтов.[11] Тогда почему же спустя почти сто лет, люди, которые должны были стать более разумными, повинуясь эволюционному закону, вновь, как и в Средние века, сочли разницу в вере достаточной причиной для убийства? Можно вновь поднять вопрос о различном пути развития стран, и, опираясь на психологические исследования, указывающие на два основных типажа террориста,[12] подчеркнув бедность, низкий уровень образования и культурного развития, на фоне которых часто процветает фанатичное пристрастие к религии, дающей надежду на лучший мир после смерти, предположить, что исламские войны – войны молодых обществ, только набирающих свою государственническую силу. Как отмечает А.Е. Снесарев – «войны «…» играли огромную роль  в  жизни народов и царств,  как  довлеющий  фактор поступательного хода  истории;  они  выводили  на  сцену  истории  молодые  народности  и сбрасывали «…» народности старые, изжитые, утомленные исторической  работой»[13]. Возможно ли, что на данный момент мы видим именно это – попытку создания новой мусульманской цивилизации (качественно отличной от той же мавританской, оставившей следы в Европе и Северо-Западной Африке)? Однако в данном случае сложно предположить, что религиозная война будет носить «культурный и прогрессивный характер»[14], как это было в прежние века.

Предполагая возникновение и развитие нового мусульманского мира, невозможно не затронуть вопрос его столкновения с другими религиозными мирами, в частности, с христианством, традиционным противников ислама, как католического, так и православного толка. Итак, если ранее римско-католическая церковь противостояла исламу, то с начала 1960-х годов, т.е. со времени Второго Ватиканского Собора она проводит курс на установление дружественных отношений с мусульманским миром,[15] что касается православного мира во главе которого стоит многонациональная Россия (где ислам является второй по значимости религией, которую исповедуют около 10% жителей) то не может идти и речи о противостоянии двух религий, поскольку это нарушит установившийся баланс, обусловленный взаимным уважением представителей обеих религий. Таким образом, война христианских государств с ИГ может и должна быть рассмотрена исключительно в контексте контртеррористической борьбы. Более того, стоит отметить, что война с ИГ не является войной с исламом в целом, так как Исламское государство представлено радикалами-сунитами, и ведет военные действия против шиитов.

Остановившись на кейсе России,  важно отметить, что сирийская война не является для нее единственной контртеррористической операцией, к которой примешаны вопросы религии и культуры в целом. Так, помимо не нее есть еще два фронта, которые, правда, можно обозначить довольно условно – это военные действия на территории республик Северного Кавказа (преимущественно Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ингушетии)[16], а также война на Донбасе, которая рассматривается как конфликт России и Украины.

Конфликт с Украиной носит скорее национальный и территориальный характер на базе исторически сформировавшихся претензий друг к другу, который, во-первых, четко локализован, во-вторых, характеризуются наличием определенных ополчений (Украины, ДНР, ЛНР), и где, в-третьих, каждая сторона имеет конкретную цель, следовательно, решение для примирения сторон может быть найдено. Контртеррористическая борьба же на Северном Кавказе, длящаяся уже не одно десятилетие, далека от завершения. Стоит отметить ряд существенных отличий террористических войн от иных видов боевых действий:[17]

  • в первую  очередь, это отсутствие террористических армий как таковых – используются мобильные группы, готовые принести в жертву своим целям любое число мирных жителей;
  • во-вторых, цель такой войны не поражение врага, в полном смысле этого слова, а, скорее, сам процесс, который приносит материальные выгоды.

Ситуация в северокавказском регионе осложняется тем, что более 2 тысяч человек из Чечни, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ингушетии воют на стороне ИГ в Сирии.[18] Часть их имеет возможность вернуться в домашние регионы и вступить в боевые действия на стороне «Имарата Кавказ». Это, в свою очередь, приведет к развертыванию масштабной военной операции на Северном Кавказе. Способна ли Россия противостоять такому типу войны или вовсе предотвратить ее начало покажет только будущее.

Почти сто лет назад, когда А.Е. Снесарев читал лекции по курсу «Философии войны» было невозможно предположить, что эволюция сделает виток, возродив войны на религиозной почве, но с принципиально отличными характеристиками. Ученый верил в изменение армии, когда на место сборищу бродяг, разбойников и преступников придут благородные и образованные воины – цвет нации,[19] как, возможно, и верил в то, что однажды война перестанет быть естественным состоянием народов,[20] и царство силы сменится царством справедливости[21]. Но новый век подарил людям только иные виды оружия, кризисы и чувство незащищенности, обусловленное многочисленными угрозами современности – от террористических атак до масштабных войн.

Далеко не все страны идут по пути развития, приобщаясь к знаниям и культуре, приобретая умения и навыки, участь вести переговоры и идти на компромисс. Разрыв между благополучными странами и странами, погруженными в бедность и хаос, становится все очевиднее. Вопрос о том, как бороться с религиозным фанатизмом слабо развитых стран и народов становится все острее.

Завершая данную работу, стоит сделать вывод о том, что предсказание А.Е. Снесарева, сделанное почти век назад – «эволюция системы идет лишь к уширению  и углублению как начал военно-технических,  так  и  «...»   упрочению моральных требований»[22] подтвердилось лишь частично. Вторая мировая война разбила представления о военной морали, террористические акты XXI века показали невозможность ее воскрешения. Таким образом, в ближайшие десятилетия остается ожидать возникновения иных видов и форм войны, которые, без сомнения, будут совершенствоваться.

Библиография

  1. Браницкий А.Г. Отношение Католической церкви к исламу после Второго Ватиканского Собора. // Исламская традиция: прошлое, настоящее, будущее. Материалы научно-практической конференции. [Электронный ресурс]: www.idmedina.ru/ URL: http://www.idmedina.ru/books/materials/?3739 (дата обращения 17.10.2016)
  2. Выходцы с Кавказа в рядах ИГ (ИГИЛ) [Электронный ресурс]: URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/251513/ (дата обращения 19.10.2016)
  3. Климаченкова В.О. Современный терроризм: понятия, условия, причины. // Известия пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского. Выпуск № 7. 2007. С. 12 - 16.
  4. Об угрозе террористической войны. [Электронный ресурс]: army-news.ru URL: http://army-news.ru/2014/06/ob-ugroze-terroristicheskoj-vojny/ (дата обращения 18.10.2016)
  5. Развивающиеся страны: список ООН [Электронный ресурс]: megabook.ru (дата обращения 17.10.2016)
  6. Режим КТО на Кавказе. [Электронный ресурс]: rg.ru URL: https://rg.ru/sujet/3698/ (дата обращения 18.10.2016)
  7. Сирия: в чем суть конфликта [Электронный ресурс]: ria.ru URL: https://ria.ru/world/20130826/958749095.html (дата обращения 17.10.2016)
  8. Снесарев А.Е. Военная география России. [Электронный ресурс]: www.a-e-snesarev.ru URL: http://www.a-e-snesarev.ru/voennaya_geografiya.pdf (дата обращения 17.10.2016)
  9. Снесарев А.Е. Философия войны. [Электронный ресурс]: http://www.a-e-snesarev.ru/ URL: http://www.a-e-snesarev.ru/Philosofy_of_war.pdf (дата обращения 17.10.2016)
  10. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. [Электронный ресурс]: www.vehi.net URL: http://www.vehi.net/soloviev/oprav/18.html (дата обращения 17.10.2016)
  11. Список идущих войн (апрель 2016) [Электронный ресурс]: www.warconflict.ru URL: http://www.warconflict.ru/rus/nowwars/?action=shwprd&id=1468 (дата обращения 17.10.2016);
  12. Травин Д. Вечная арабская весна. [Электронный ресурс]: www.novayagazeta.ru URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2013/08/23/56047-vechnaya-arabskaya-vesna (дата обращения 17.10.2016)
  13. Эксперт: вслед за Сирией ИГИЛ угрожает Иордании и Средней Азии (Интервью М.Балбуса) [Электронный ресурс]: bloknot.ru/URL: http://bloknot.ru/obshhestvo/e-kspert-vsled-za-siriej-igil-ugrozhaet-iordanii-i-srednej-azii-312316.html (дата обращения 17.10.2016)


[1] Там же. С. 85.

[2] Там же. С. 87.

[3] Список идущих войн (апрель 2016) [Электронный ресурс]: www.warconflict.ru URL: http://www.warconflict.ru/rus/nowwars/?action=shwprd&id=1468 (дата обращения 17.10.2016); Развивающиеся страны: список ООН [Электронный ресурс]: megabook.ru (дата обращения 17.10.2016)

[4] Там же.

[5] Снесарев А.Е. Военная география России. С. 13. [Электронный ресурс]: www.a-e-snesarev.ru URL: http://www.a-e-snesarev.ru/voennaya_geografiya.pdf (дата обращения 17.10.2016)

[6] Там же. С. 13-14.

[7] Травин Д. Вечная арабская весна. [Электронный ресурс]: www.novayagazeta.ru URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2013/08/23/56047-vechnaya-arabskaya-vesna  (дата обращения 17.10.2016)

[8] Сирия: в чем суть конфликта [Электронный ресурс]: ria.ru URL: https://ria.ru/world/20130826/958749095.html (дата обращения 17.10.2016)

[9] Эксперт: вслед за Сирией ИГИЛ угрожает Иордании и Средней Азии (Интервью М.Балбуса) [Электронный ресурс]:  bloknot.ru/URL: http://bloknot.ru/obshhestvo/e-kspert-vsled-za-siriej-igil-ugrozhaet-iordanii-i-srednej-azii-312316.html  (дата обращения 17.10.2016)

[10] Снесарев А.Е. Философия войны. С. 85. [Электронный ресурс]: http://www.a-e-snesarev.ru/ URL: http://www.a-e-snesarev.ru/Philosofy_of_war.pdf  (дата обращения 17.10.2016)

[11] Там же. С. 198.

[12] Климаченкова В.О. Современный терроризм: понятия, условия, причины. // Известия пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского. Выпуск № 7. 2007. С. 14.

[13] Снесарев А.Е. Философия войны. С. 221 – 222. [Электронный ресурс]: http://www.a-e-snesarev.ru/ URL: http://www.a-e-snesarev.ru/Philosofy_of_war.pdf  (дата обращения 17.10.2016)

[14] Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. Глава восьмнадцатая. Смысл войны. [Электронный ресурс]: www.vehi.net URL: http://www.vehi.net/soloviev/oprav/18.html (дата обращения 17.10.2016)

[15] Браницкий А.Г. Отношение Католической церкви к исламу после Второго Ватиканского Собора. // Исламская традиция: прошлое, настоящее, будущее. Материалы научно-практической конференции. [Электронный ресурс]: www.idmedina.ru/ URL: http://www.idmedina.ru/books/materials/?3739   (дата обращения 17.10.2016)

[16] Режим КТО на Кавказе. [Электронный ресурс]: rg.ru URL: https://rg.ru/sujet/3698/ (дата обращения 18.10.2016)

[17] Об угрозе террористической войны. [Электронный ресурс]: army-news.ru URL: http://army-news.ru/2014/06/ob-ugroze-terroristicheskoj-vojny/ (дата обращения 18.10.2016)

[18] Выходцы с Кавказа в рядах ИГ (ИГИЛ) [Электронный ресурс]: URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/251513/ (дата обращения 19.10.2016)

[19] Снесарев А.Е. Философия войны. С. 270 - 271. [Электронный ресурс]: http://www.a-e-snesarev.ru/ URL: http://www.a-e-snesarev.ru/Philosofy_of_war.pdf  (дата обращения 17.10.2016)

[20] Там же. С. 125.

[21] Там же. С. 144.

[22] Там же. С. 286.

Гомелаури Ангелина


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика