Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Китай и его роль в новом мировом порядке / Статьи
Деятельность руководства КНР по реализации стратегии развития военно-гражданской интеграции
Материал разместил: Полончук Руслан АндреевичДата публикации: 01-12-2020

Руководство Китайской Народной Республики придает особое значение достижению научно-технического превосходства страны в области создания средств вооруженной борьбы, обеспечения динамичного развития высокотехнологичных отраслей экономики и поддержки прорывных исследований, в первую очередь имеющих двойное назначение.

Ключевое внимание уделено реформированию системы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) военного и двойного назначения, нацеленной на обеспечение более глубокой интеграции военных и гражданских отраслей промышленности, преодоление существующих институциональных препятствий на пути ее модернизации, более эффективное и централизованное распределение ресурсов между приоритетными программами.

Политику стимулирования инноваций и интеграции военной и гражданской промышленности Китай начал еще в 1980-е годы. Первым масштабным проектом, призванным ускорить передовые исследования, стал «Государственный план исследования и развития наукоемких технологий» («план 863»), принятый в марте 1986 года. Документ предусматривал стимулирование китайских НИОКР в ключевых научно-технических сферах, таких как освоение космического пространства, лазерные, информационные, биологические, энергетические, телекоммуникационные технологии, автоматизация, освоение мирового океана.

В дальнейшем в число масштабных программ военного назначения, реализованных в рамках «Плана 863», вошли разработка управляемого термоядерного синтеза с использованием мощной лазерной установки типа «Шэньгуан» с миниатюризированным лазерным генератором,  проекты создания гиперзвуковых летательных аппаратов, а также космической радионавигационной спутниковой системы «Бэйдоу». «План 863» одновременно включал разработку композитных материалов, применяемых в авиации, ракетостроении, создании оборудования для военных кораблей, радиолокационных систем и пр[i].

Министерство науки и техники в июне 1997 года опубликовало  «Государственный план развития фундаментальных НИОКР». Цель программы – достижение Китаем мирового уровня по отдельным стратегическим научным направлениям. В 2004 году в рамках программы утвержден «Общий план фундаментальных исследований в области национальной безопасности» («Оборонный план 973»), который закрепил основные направления НИОКР оборонных предприятий и НИИ. Приоритеты выполнения работ, а также финансирование проектов были возложены на Главное управление вооружения и военной техники НОАК.

Значительный вклад в создание основ современного этапа реформирования структуры военно-гражданской интеграции (ВГИ) и системы управления оборонно-промышленным комплексом (ОПК) внес документ, разработанный ЦВС и Госсоветом КНР в октябре 2010 года – «О создании и совершенствовании системы военно-гражданской интеграции,  разработке и производству технологий, применимых в военной и гражданской сферах». В нем предписывалось в течение 3-5 лет реализовать реформу глубокого объединения гражданских и военных отраслей высокотехно-логичной экономики КНР с целью повысить их взаимодополняемость, эффективность, в соответствии с требованиями рынка.

Нормативно-правовой акт содержал обширный комплекс мер, касавшихся реформирования организационной структуры, акционирования предприятий оборонной промышленности, упрощения механизма передачи технологий из военного сектора в гражданский и обратно, привлечения бизнеса к решению задач национальной обороны. Многие из нововведений начали реализовываться с начала 2010-х годов. Они были связаны, прежде всего, с изменением структур управления китайскими государственными корпорациями ОПК и выходом на рынки капитала.

Для реализации поставленных задач в декабре 2011 года совместным решением ЦВС и Госсовета КНР сформирована Малая координационная межведомственная группа по созданию системы военно-гражданской интеграции, разработке и производству военных технологий, применимых в военной и гражданской сферах. Руководителем группы назначен министр промышленности и информатизации КНР, заместителем – заместитель начальника Главного управления вооружения и военной техники ЦВС. В состав группы включены около 100 экспертов различных ведомств Госсовета, партийных структур и вооруженных сил. Основная функция созданного органа – разработка проекта реформирования национальной экономики в интересах военно-гражданской интеграции.

Госсовет КНР в 2014 году объявил о совершенствовании механизма стимулирования инноваций в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств. Планы «863» и «973» были объединены в «Национальный план ключевых НИОКР». Ответственным за его реализацию назначено Министерство науки и техники. Приоритеты плана разбиты на пять категорий: естественные науки, основные научно-технические проекты, НИОКР в сфере ключевых технологий, инноваций, образование и подготовка кадров. На реализацию 13 ключевых проектов плана в 2017 году выделено около 1 млрд. долл. США, в 2018 году – 13 млрд. долл. США.

Активная фаза преобразований в сфере ВГИ наступила после заявления председателя КНР Си Цзиньпина о необходимости «вывести военно-гражданскую интеграцию на уровень государственной стратегии» (3-я сессия ВСНП 12-го созыва, март 2015 года). Данный аспект, предположительно, связан с запуском в США «третьей компенсационной стратегии»[ii].

При этом руководство страны на 5-м пленуме ЦК КПК 18-го созыва в октябре 2015 года поставило задачу «реализовать совместное развитие военной и гражданской отраслей и сформировать цельную, многопрофильную и высокоэффективную модель глубокой взаимной интеграции». В 2017 году в докладе XIX съезду КПК данный курс определен в качестве одного из семи приоритетных направлений развития страны.

ЦК КПК, ЦВС и Госсовет КНР в июле 2016 года опубликовали «Взгляды на развитие интеграции экономического и военного строительства», в которых предусмотрено создание к 2020 году новой системы интегрированного развития оборонных и гражданских отраслей экономики за счет формирования новых координирующих структур и принятия нормативных актов, упрощающих передачу технологий, обмен кадрами, реализацию совместных программ подготовки кадров между оборонной и гражданской промышленностью, частным и государственным сектором. Обращено внимание на важность обеспечения централизованного руководства данным процессом для эффективного распределения ресурсов. Документ касался не только технологического развития, но и других аспектов обеспечения деятельности вооруженных сил. В нем, в частности, содержались важные указания об изменении системы обеспечения повседневной деятельности войск в целях повышения их качества за счет передачи части функций гражданским компаниям. Вместе с тем указано на необходимость реорганизации военно-промышленных предприятий, повышения доли частного бизнеса и создания в этой сфере предприятий со смешанной формой собственности.

Данный документ заложил основу для дальнейшего реформирования системы управления китайской оборонной промышленностью. Следующим шагом стало учреждение в январе 2017 года Комитета ЦК КПК по развитию военно-гражданской интеграции – центрального координационного органа по обсуждению и выработке стратегии по наиболее крупным вопросам объединения военной и гражданской сфер. Председателем комитета назначен глава КНР Си Цзиньпин, заместителями – премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, а также члены Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Ван Хунин и Хань Чжэн. Члены комитета – Заместитель председателя ЦВС, министр общественной безопасности КНР, министр промышленности и информатизации, сотрудники МИД, министерств и ведомств экономического блока и ряда партийных органов.

Первое заседание Комитета ЦК КПК по развитию военно-гражданской интеграции состоялось в июле 2017 года. В ходе мероприятия приняты «Рабочий план комиссии», «Рабочий план канцелярии комиссии», «Приоритетные направления работы комиссии», «Подход к устройству руководящего и рабочего аппарата на уровне провинций (автономных районов, городов центрального подчинения)». Основное внимание в ходе заседание уделено разработке нормативно-правовой базы и выработке единых национальных критериев оценки работы предприятий ОПК.

В марте 2018 года прошло второе заседание Комитета, по результатам которого приняты «План стратегического развития военно-гражданской интеграции», «Рабочий план комиссии по интегрированному военно-гражданскому развитию на 2018 год» и «Проект строительства демонстрационных зон инновационного развития военно-гражданской интеграции».

Помимо этого, в июне 2017 года Государственное управление оборонной науки, техники и промышленности КНР (ГУОНТП) опубликовало «Перечень специализированных проектов, реализуемых в интересах военно-гражданской интеграции в 2017 году», содержащий 30 проектов в 8 областях[iii].

В августе 2017 года министерство науки и техники КНР совместно с  ГУОНТП опубликовали «План развития военно-гражданской интеграции в научно-технологической сфере на 13-ю пятилетку»[iv]. В документе сформулированы 16 «важных задач» в следующих семи областях:

  • укрепление интеграции военной и гражданской науки и техники;
  • расширение участия военных и гражданских предприятий в интересах реализации крупных инновационных научно-технических проектов;
  • обмен научно-техническими инновационными ресурсами между военными и гражданскими предприятиями;
  • ускоренное внедрение научно-технических достижений в военной и гражданской сферах с одновременной реализацией стратегии защиты прав интеллектуальной собственности;
  • создание на базе университетов и научно-исследовательских институтов совместных военно-гражданских инновационных исследовательских центров и лабораторий;
  • повышение качества системы подбора и подготовки кадров;
  • совершенствование системы планирования и реализации политики в сфере военно-гражданской интеграции.

Одновременно начат процесс реорганизации структуры управления инновациями научных учреждений в оборонной сфере. ГУОНТП в июле 2017 года опубликовало документ «О корпоративной реструктуризации научно-исследовательских учреждений оборонной промышленности», согласно которому реформа на первом этапе затронула 41 НИИ, входящий в состав Китайской академии наук,  Китайской академии инженерной физики, а также корпораций ОПК. Предусмотрен перевод научно-исследовательских учреждений на новые организационно-правовые формы, их акционирование и оптимизацию. Согласно прогнозам, к 2020 году предполагалось реформировать 70% НИИ оборонной промышленности[v].

Согласно решению Госсовета КНР сформулированному в «Предложениях об ускорении и углублении военно-гражданской интеграции оборонной науки и промышленности», расширено участие частных компаний при выполнении государственного оборонного заказа. В настоящее время среди предприятий, имеющих лицензии на проведение военных НИОКР и производство ВВТ (кит.军工四证, виды лицензий приведены в табл. 1), частные предприятия составляют более двух третей от общего числа. Все чаще привлекаются к выполнению государственного оборонного заказа (ГОЗ) организации гражданского производственного сектора, которые обеспечивают рост количественных и качественных показателей интеграции. В 2017 году ЦВС объявил о выделении частным учреждениям и фирмам 870 млн. долл. США на реализацию 2000 проектов, связанных с созданием вооружений и военной техники.

Таблица 1. Виды лицензий в КНР

№ п/п

Наименование сертификата (кит.)

Наименование сертификата (рус.)

1.

武器装备科研生产单位保密资格证

Закрытая лицензия на проведение научно-исследовательских и производственных работ в области вооружения и военной техники

2.

武器装备科研生产许可证

Сертификат на проведение научно-исследовательских и производственных работ в области вооружения и военной техники

3.

武器装备质量管理体系认证

Сертификат системы управления качеством в области вооружения и военной техники

4.

装备承制单位资格

Лицензия производителя вооружения

 

Общим руководящим органом по координации усилий военных и гражданских организаций является Комитет ЦК КПК по развитию военно-гражданской интеграции. Он отвечает за сопряжение планов реализации стратегии ВГИ с программами социально-экономического развития страны, совершенствование тылового обеспечения вооруженных сил посредством создания системы закупок, основанной на рыночных механизмах ценообразования, курирование деятельности предприятий ОПК, обеспечение ускоренной передачи гражданских технологий в военный сектор, разработку единых стандартов технологий двойного назначения.

Непосредственное руководство реализацией программ ВГИ возложено на органы Госсовета КНР и Центрального военного совета Китая[vi].

В структуре Госсовета КНР задействованы:

  • Госкомитет по делам развития и реформе (курирует вопросы инвестирования политики реформ, строительства демонстрационных зон инновационного развития ВГИ, деятельность инвестиционных фондов ВГИ);
  • Комитет по контролю и управлению госсобственностью (отвечает за управление производственными мощностями государственных оборонно-промышленных корпораций);
  • Министерство науки и техники (отвечает за подготовку перечня инновационных технологий, представляющих интерес для последующего поступательного развития экономики, поиск необходимых иностранных технологий);
  • Министерство коммерции (курирует вопросы импорта иностранных технологий из-за рубежа);
  • Министерство финансов (отвечает за политику в области налогообложения продукции военного назначения);
  • Министерство промышленности и информатизации (МПиИ, отвечает за строительство демонстрационных баз инновационного развития ВГИ). В его структуре функционируют следующие органы:
  • Малая координационная межведомственная группа по созданию системы военно-гражданской интеграции, разработке и производству военных технологий, применимых в военной и гражданской сферах (входит в состав МПиИ, отвечает за международное сотрудничество, координацию, выдачу грантов на передовые разработки в области национальной обороны).

В структуре ЦВС задействованы:

  • Объединенный штаб (оценка потребностей военной промышленности на реализацию программ ВГИ);
  • Главное управление развития вооружения и военной техники (создание и управление системами военно-технического оснащения национальных вооруженных сил, осуществление контроля и надзора, защита прав интеллектуальной собственности национальных военных технологий, передача отдельных наработок ОПК в гражданский сектор);
  • Комиссия по науке и технике (управление стратегическими технологиями национальной обороны, поощрение продвижения и развития программ ВГИ, контроль работы специальных рабочих групп и государственных ключевых лабораторий). Одной из ключевых задач комиссии является сбор, анализ, распространение и систематизация открытой научно-технической информации, которой занимается Китайский центр оборонной научно-технической информации. На основе полученных сведений  формирует базу данных открытых публикаций, ведущих мировых изданий по тематике: военная наука и техника. Эта база доступна авторизованным пользователям китайских госструктур, предприятий и научно-исследовательских учреждений оборонной промышленности. С целью подготовки предложений в план ГОЗ и оценки основных мировых тенденций,  в составе комитета сформированы отдел научно-технологических инноваций и отдел научно-технологической стратегии. За повседневное функционирование комитета отвечает отдел по общим вопросам;
  • Руководящий комитет военных научных исследований ЦВС. (сформирован в 2017 году, точные сведения по функциональным обязанностям данного органа отсутствуют). Предположительно, в сферу деятельности комитета входит управление государственным оборонным заказом, контроль поставок в ВС новых вооружений и военной техники, поощрение прорывных национальных исследовательских и конструкторских работ в области вооружений и координация работ по созданию гражданской и военной продукции, которая может быть разработана в рамках единого проекта);
  • Уполномоченные структуры видов ВС НОАК (координация деятельности по формированию и выполнению заказов на закупку вооружения и средств материально-технического обеспечения, создание сети представителей при оборонных предприятиях). К данной категории относятся управления вооружения и военной техники видов ВС и их структурные подразделения: комплексного планирования, закупок ВВТ, контроля испытаний. Помимо этого, в подчинении отдельных видов ВС КНР находятся испытательные базы и научно-исследовательские учреждения: в составе Сил стратегической поддержки НОАК – 21 учебно-испытательная база, N экспериментальный полигон испытания средств оптоэлектронного подавления, пять НИИ (54-58); в Ракетных войсках НОАК – 22 учебно-испытательная база. Реализация утвержденных планов национальной стратегии военно-гражданской интеграции возложена на государственные корпорации военно-промышленного комплекса, высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты, частные инвестиционные компании, находящиеся под государственным контролем, а также частные компании двойного назначения.

Государственные корпорации оборонно-промышленного комплекса. В Китае насчитывается 10 крупных государственных корпораций (табл. 2), выступающих подрядчиками выполнения заказов ЦВС. Им подчинено более 800 компаний. Их деятельность подотчетна Комитету по контролю и управлению государственной собственностью Госсовета КНР (экономические вопросы, принимает решения на всех этапах производственного цикла) и ГУОНТП (военно-технические и военно-экономические).

Таблица 2. 10 крупных государственных корпораций КНР

№ п/п

Наименование

(рус.)

Наименование

(кит.)

Наименование

(англ.)

Отрасль (сфера)

1

Китайская корпорация авиационного двигателестроения

中国航空发动机集团有限公司(中航动力)

Aero Engine Corporation of China (AECC)

Авиация

2

Корпорация авиационной промышленности Китая

中国航空工业集团公司(中国航空)

Aviation Industry Corporation of China (AVIC)

3

Научно-техническая корпорация космической промышленности Китая

中国航天科技集团公司(航天科技)

China Aerospace Science and Technology Corporation (CAST)

Ракето-строение, освоение космического пространства

4

Научно-производственная корпорация космической промышленности Китая

中国航天科工集团公司(航天科工)

China Aerospace Science and Industry Corporation (CASIC)

5

Научно-техническая корпорация электронной промышленности Китая

中国电子科技集团公司(中国电科)

China Electronics Technology Group Corporation (CETC)

Электроника и информа-ционные технологии

6

Китайская производственная корпорация электронной информации

中国电子信息产业集团公司

China Electronics Corporation (CEC)

7

Корпорация оружейной промышленности Китая (Китайская северная индустриальная корпорация)

中国兵器工业集团公司 (中国北方工业公司)

China North Industries Group Corporation (CNGC, NORINCO)

Вооружение и военная техника

8

Корпорация вооружения и военной техники Китая (Китайская южная индустриальная корпорация)

中国兵器装备集团公司 (中国南方工业公司)

China South Industries Group Corporation (CSGC)

9

Китайская национальная ядерная корпорация

中国核工业集团公司 (中核)

China National Nuclear Corporation (CNNC)

Ядерная энергетика

10

Китайская судостроительная корпорация

中国船舶集团有限公司

China State Shipbuilding Corporation (CSSC)

Судостроение

Высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты. В эту группу включены научно-исследовательские учреждения, которые вносят вклад в военные исследования и разработки. Среди них: Академия наук КНР, Инженерная академия Китая. Ведущие научно-технические высшие учебные заведения Китая (находятся в непосредственном подчинении Министерства промышленности и информатизации). При ВУЗах созданы государственные ключевые лаборатории (ГКЛ, от четырех до шести в каждом), которые выступают в качестве научно-исследовательских центров, отвечающих за проведение исследований по конкретному узкоспециальному направлению, внедрению инновационных технологий.[vii]

Частные инвестиционные компании, находящиеся под государственным контролем. Поощряются китайским правительством за содействие военно-гражданской интеграции. Предназначены для достижения прорыва в области технологий двойного назначения. 

В настоящее время выявлены шесть частных инвестиционных организаций (табл. 3), которым подчинены 232 дочерние компании. Лидирующие позиции  занимает China Venture Capital Co. Ltd. (40% данного рынка)[viii].

Таблица 3. Частные инвестиционные организации КНР

№ п/п

Наименование

(кит. полн. и сокр.)

Наименование

(англ.)

Специализация

1

中国风险投资有限公司

(中国风投)

China Venture Capital Co., Ltd.

авиационные технологии;

высокоскоростной транспорт;

перспективные материалы

2

国鼎资本

Guoding Capital Group

информационные технологии;

информационная безопасность

3

丰年资本

Harvest Capital Management Co, Ltd.

высокотехнологичное производство;

вооружение

4

毅达资本

Jiangsu Addor Equity Investment Fund  Management Co., Ltd.

перспективные материалы;

технологии в области здравоохранения

5

西安高新技术产业风险投资有限责任公司

(西高投资)

Xi’an High-Tech Industry Risk Investment Co., Ltd. (Xi’an Capitech)

информационная электроника;

перспективные материалы

6

中科创星

Xi'an Chinese Academy of Sciences Innovation Technology Incubator Co., Ltd. (CASSTAR)

стекловолоконная оптика;

искусственный интеллект;

технологии больших данных

На современном этапе Пекин практикует заимствование передовых иностранных образцов технологий военного и двойного назначения для последующего налаживания выпуска необходимой продукции на предприятиях национального ОПК и сокращения технологического отставания[ix]. Однако данная тактика  является временной мерой до тех пор, пока Китай не сможет реализовать собственные инновации в области критически важных технологий.

Основными способами получения доступа к технологиям являются:

  1. Организация совместных китайских и иностранных предприятий, университетов и исследовательских учреждений для обмена знаниями, участия в совместных исследовательских проектах;
  2. Привлечение иностранных специалистов путем найма и финансирования их исследовательской деятельности на территории Китая;
  3. Формирование отраслевых инновационных альянсов, в состав которых входят заинтересованные органы правительства, государственные и частные компании, а в некоторых случаях и иностранные предприятия. Основная цель – выявление и освоение передовых зарубежных исследований, технологий и талантов в интересах развития национальной науки и техники. Так, Альянс научно-технической поддержки НОАК в сфере компьютерных технологий предоставил ВС КНР компьютерную технику на общую сумму около 4,5 млн. долл. США за счет сотрудничества с американскими компаниями, в том числе Semantica, Network Associates, Sybase и Luxeon.
  4. Развитие программ академического обмена в интересах получения новых знаний. Существенную роль в этом играет использование информации, размещенной на открытых электронных ресурсах иностранных учебных и научно-исследовательских заведений. Помимо этого, НОАК направила на обучение за рубежом более 2500 военных ученых и инженеров.
  5. Учреждение совместных партнерств по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам, которые могут сыграть существенную роль в развитии технологий двойного назначения. Яркими примерами такого взаимодействия являются чипы искусственного интеллекта Project Brainwave компании Microsoft, разработанные при участии Пекинского университета, а также совместный проект китайской поисковой системы «Байду» с компанией BlackBerry по разработке автономных транспортных средств.
  6. Инвестирование в конкурентов. Помимо торговли, инвестиции являются еще одной формой взаимодействия с международным сообществом, поскольку китайские компании стремящиеся расширить свой доступ к критически важным технологиям, в том числе за счет легального приобретения или инвестирования в иностранные компании[x].

Таким образом, военно-гражданская интеграция рассматривается руководством КНР в качестве военно-технической политики, направленной не только на разработку новых систем вооружения и военной техники, внедрения приоритетных направлений их развития и совершенствования, но и развитие экономики и наращивание военно-экономического потенциала государства.

 

Руслан Полончук

Список источников

[i] http://www.sastind.gov.cn/n137/

[ii] https://www.amazon.com/%E5%86%9B%E6%B0%91%E8%9E%8D%E5%90%88%E7%89%A9%E6%B5%81-%E5%A7%9C%E5%A4%A7%E7%AB%8B%EF%BC%8C%E5%A7%9A%E5%B9%B3%EF%BC%8C%E5%A7%9C%E7%8E%89%E5%AE%8F%EF%BC%8C%E7%AD%89/dp/7118099643

[iii] http://www.iolaw.org.cn/showNews.aspx?id=32362

[iv] https://language.chinadaily.com.cn/a/201908/05/WS5d479ce0a310cf3e35563e81.html

[v] http://www.81.cn/2017zt/2019-09/25/content_9635066.htm

[vi] http://jmjh.miit.gov.cn/

[vii] https://zhuanlan.zhihu.com/c_121437521

[viii] https://www.iyiou.com/intelligence/insight114616.html

[ix] http://www.chinahightech.com/html/paper/2019/0415/521151.html

[x] http://www.chinahightech.com/html/paper/2019/0415/521151.html


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение