Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Китай и его роль в новом мировом порядке / Статьи
Изменение военного потенциала КНР до 2050 года
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 07-04-2020
Военно-политическое руководство КНР с целью гарантированного обеспечения национальной безопасности стремится к 2050 году повысить военный потенциал до уровня США.

Китайские военные специалисты предполагают, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) к 2050 году будет обладать возможностями для проведения крупномасштабных объединенных операций и переброски крупных группировок войск и военной техники на дальние расстояния [1].

В ходе работы XIX-го съезда Коммунистической партии Китая (КПК) в 2017 году председатель КНР Си Цзиньпин сформулировал цель по дальнейшему развитию НОАК: достижение уровня США к 2049 году. Предполагается, что процесс модернизации НОАК будет завершен к 2035 года, а до 2050 года она достигнет уровня США.

По мнению американских военных экспертов, стремление руководства КНР к 2049 году достичь военно-технического паритета с США путем использования прорывных военных технологий обусловлено противостоянием группировке США в зоне Тихого океана в случае возникновения вооруженного конфликта, а также защитой национальных интересов Китая. На фоне этого в последние 20 лет уровень военного превосходства США в мире постепенно стал снижаться. Однако командование ВС США считает, что «третья компенсационная стратегия», предусматривающая масштабное развитие прорывных технологий, на начальном этапе своей реализации подтвердила военно-техническое преимущество над Китаем. Впервые о данном направлении развития американских ВС заявил Центр стратегических и международных исследований США (CSIS) в 2017 году в докладе «Анализ и оценка третьей компенсационной стратегии» (评估第三次抵消战略) [2].

Председатель КНР Си Цзиньпин в 2017 году заявил о необходимости ускорения реализации передовых военных технологий с целью достижения паритета с США, используя при этом собственные ресурсы. Военные эксперты США подтверждают, что в рамках симметричного реагирования в КНР реализуется значительная часть американских высокотехнологичных инициатив. В рамках ассиметричного реагирования - руководство НОАК делает акцент на «стратегию изоляции театра военных действий (ТВД), ограничении доступа и маневра» - А2/АD [3].

Согласно заявлению эксперта Академии военных наук КНР Фань Гаоюэ (樊高月), военно-политическое руководство КНР имеет потенциал повышения возможностей в таких сферах, как воздушное и космическое пространство; ведется работа по реализации прорывных технологий в следующих областях: робототехника, оружие автономного действия, нанотехнологии, беспилотные системы, анализ больших данных, искусственный интеллект, квантовые и облачные вычисления, биотехнологии, взаимодействие машины и человека, сверхзвук. По заявлению заместителя министра обороны США Р.Уокера (Robert Work), Китай реализует собственную «компенсационную стратегию с китайской спецификой» [4].

Военные эксперты США полагают, что целью военно-политического руководства КНР является на начальном этапе путем модернизации и переоснащения НОАК достижение до 2035 года военного паритета с США в зоне Тихого океана до линии островов: Хонсю - Гуам - Сайпан - Новая Гвинея (схема 1). С этой целью в КНР будут решены следующие задачи:

1. Повышение возможностей НОАК в организации и проведении объединенных боевых операций видов и родов войск

С момента образования КНР командование НОАК отдавало приоритет развитию сухопутных войска. Высшее военно-политическое руководство страны, как свидетельствуют документы министерства обороны КНР, пришло к выводу, что морская акватория, включая, в первую очередь, Тайваньский пролив, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря являются зоной национальных интересов. В настоящее время процесс военного строительства Китая направлен на развитие ВВС и ВМС, способных обеспечить защиту интересов в морской и океанской зонах.

Проводимая с 2016 года в НОАК военная реформа, с точки зрения западных специалистов, по своему масштабу и глубине сравнима с реформой министерства обороны США 1986 года, позволившей оперативно создавать экспедиционные формирования [5].

Американские эксперты отмечают приоритет для военно-политического руководства КНР концепции многосферных операций. В частности, для их всестороннего обеспечения в 2015 году был сформирован новый вид НОАК - Силы стратегической поддержки, с помощью сил и средств которых, с точки зрения командования НОАК, необходимо обеспечить полный контроль над информационным пространством.

Схема 1. Линия островов Хонсю (1) - Гуам (2) - Сайпан (3) - Новая Гвинея (4) в зоне Тихого океана

К середине 21-го века Китай, в связи с существенным ростом количества высокотехнологического вооружения, планирует при проведении объединенных операций активно использовать передовые технологии с искусственным интеллектом, которые ускорят процесс принятия решений и повысят эффективность применения войск, а также усилят степень интеграции информационных ресурсов [6].

2. Повышение возможностей НОАК по оперативной переброске войск, боевой техники и военных грузов на дальние расстояния

В 2019 году активизировались полеты стратегических бомбардировщиков ВВС НОАК «Хун-6К» в международном воздушном пространстве отдаленных морских районов Тихого океана. Одновременно проводится модернизация данного типа самолетов, усовершенствованный бомбардировщик «Хун-6N» способен осуществлять дозаправку топливом в воздухе и, соответственно, имеет увеличенную дальность полета. В настоящее время Китай также ведет разработку стратегического бомбардировщика «Хун-20», поступление на вооружение которого планируется к 2025 году. Его дальность полета позволит достигать побережья Австралии, Гавайских островов и континентальной части США.

Авианосец «Ляонин» ВМС КНР периодически осуществляет патрулирование Тайваньского пролива и Южно-Китайского моря. Китай планирует построить собственный авианосный флот в составе четырех авианосных ударных групп, повысить возможности эсминцев УРО проекта 055 и десантно-вертолетных кораблей-доков проекта 071. Одновременно Китай завершает реформу войск морской пехоты ВМС: увеличивает численность личного состава, изменяет организационно-штатную структуру, обеспечивает современными видами вооружения, совершенствует систему боевого управления и взаимодействия [7].

Другим важным аспектом, отражающим планы командования НОАК увеличить возможности по переброске войск, является процесс создания Китаем за рубежом военных баз, а также подписание соглашений с некоторыми зарубежными государствами об использовании их морских портов боевыми кораблями, выполняющими задачи по защите морских транспортных коммуникаций. Создание в 2008 году военной базы в Джибути направлено на расширение влияния КНР на мировой арене и обеспечение деятельности китайских кораблей в Аденском заливе. По мнению американских экспертов, на первый взгляд, группировка ВМС КНР, развернутая в Аденском заливе, выполняла задачи по защите судов, следующих в данной акватории. Фактически КНР в условиях отсутствия каких-либо внешних угроз закрепила свое присутствие в этом регионе мира, в полной мере и без каких-либо серьезных опасений со стороны международной общественности реализовывает замысел по росту влияния в акватории Индийского океана.

В зарубежных средствах массовой информации появляются публикации о планах КНР получить доступ к иностранным морским портам. В настоящее время Китай путем инвестирования получил возможность использования порта Пирей в Греции, Гвадар - в Пакистане, Хамбантота - в Шри-Ланке; проявляет интерес к портам Хайфа и Ашдод в Израиле, Люганвилл - в Вануату, Кахконг - в Камбодже [8].

Кроме того, Китай создал пункты базирования ВМС и аэродромы на спорных островах архипелагов Сиша и Наньша в Южно-Китайском море. Так, здесь построены три взлетно-посадочные полосы и самолетные ангары, оборудованы позиции противокорабельных и зенитных управляемых ракет. Отмечается, что радиус действия бомбардировщика «Хун-6К», базирующегося на острове Юнсидао, охватывает акваторию Южно-Китайского моря и территорию стран Юго-Восточной Азии.

По мнению министерства обороны США, в случае возникновения вооруженного конфликта руководство КНР путем использования сил и средств ВМС НОАК, береговой охраны и народного ополчения способно сформировать самую многочисленную в АТР группировку кораблей/судов при поддержке ВВС и морской авиации НОАК [9].

3. Реформирование руководства НОАК

В результате проводимой с 2016 года реформы НОАК были упразднены Генеральный штаб и входящие в его состав управления, военные округа реформированы в объединенные командования. Руководство вооруженными силами, как и учреждениями, ответственными за развитие военной науки и техники, стало прерогативой Центрального военного совета (ЦВС). Председатель КНР Си Цзиньпин на фоне борьбы с коррумпированностью НОАК на все ключевые должности назначил наиболее лояльных к нему офицеров.

Председатель КНР также инициировал аресты находящихся в отставке и обвиненных в коррупции бывших заместителей председателя ЦВС Сюй Цайхоу (徐才厚) и Го Босюн (郭伯雄), а также начальника Объединенного штаба ЦВС генерал-полковника Фан Фэнхуэя (房峰辉) и начальника Управления политической работы ЦВС генерал-полковника Чжан Яна (张杨), имевших авторитет и влияние среди высшего военно-политического руководства Китая. В 2016 году в рамках проведения военной реформы Си Цзиньпин утвердил процедуру надзора и наказания военнослужащих НОАК через Комитет по дисциплине ЦВС. В связи с этими мерами Си Цзиньпин не только значительно укрепил свое положение, но и назначил на ключевые должности в НОАК поддерживающих его офицеров, что привело к усилению и централизации власти Председателя КНР [10].

4. Влияние роста потенциала НОАК на страны АТР и акватории Индийского океана

Военно-политическое руководство КНР считает, что следующие пять-десять лет станут «решающим периодом» процесса технологической конкуренции США и Китая. Американские эксперты полагают, если цель Синь Цзиньпина будет достигнута до 2050 года, то это приведет к значительным геостратегическим изменениям в мире - США будет противостоять равный по военному и экономическому потенциалу противник (КНР) [11].

Для большинства государств АТР значительный рост к 2050 году военного потенциала Китая не увеличит риск конфронтации с ним. При этом данное обстоятельство потребует от ведущих государств этого региона и акватории Индийского океана учитывать два ключевых момента.

  1. Военно-политическое руководство КНР осознает, что НОАК не имеет практического опыта ведения боевых действий, особенно в воздушном пространстве или на море. В последний раз боевые действия Китай вел в 1979 году во время китайско-вьетнамского конфликта на ограниченном сухопутном ТВД. В данной ситуации возможно инициирование Китаем развязывания локального вооруженного конфликта с целью практической проверки боевых возможностей НОАК. Ряд экспертов США полагает, что такой противоборствующей стороной станет Вьетнам при разрешении территориальных споров в Южно-Китайском море. Во внимание также принимается тот факт, что США не будут оказывать военную помощь Вьетнаму в связи с отсутствием каких-либо договоренностей между ними в сфере безопасности. При данном варианте развития событий Китай также может проверить свои возможности по переброске войск на острова Сиша и Наньша [12].
  2. В последнее пять лет значительно усилился интерес Китая к технологиям искусственного интеллекта в военной сфере, что может оказать серьезное влияние на модель ведение будущих боевых действий. Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что к 2030 году он планирует сделать Китай мировым центром искусственного интеллекта. В настоящее время в НОАК идет активное внедрение технологий в сфере искусственного интеллекта для проведения анализа обстановки с целью предоставления информации о ситуационной осведомленности на ТВД и принятия решения, определения необходимости корректировки планов, координации действий используемых сил и средств [13].

К 2050 году правительство КНР будет придерживаться концепции ведения высокотехнологичных войн. При этом, предположительно, искусственный интеллект не будет полностью заменять командный состав, а будет использоваться, преимущественно, при сборе, анализе, оценке и прогнозировании обстановки с целью предоставления информации о ТВД. Эксперты предполагают, что это, с одной стороны, значительно облегчит и ускорит процесс обработки неоднородных и сложных данных о ситуационной осведомленности на поле боя, полученных от многочисленных источников. С другой стороны, исключаются этические и правовые аспекты ведения боевых действий [14].

Китайские политики заявляют, что США не готовы принять увеличение роли КНР на международной арене, в том числе значительного роста китайского военного потенциала, это подтверждается текущим обострением отношений США и Китая, выражающимся в ведении «торговой войны» [15].

Таким образом, реализуемые военно-политическим руководством КНР планы вывести к 2050 году военный потенциал страны на уровень США отдельными государствами Азиатско-Тихоокеанского региона и акватории Индийского океана, в первую очередь США, Японией и Индией, воспринимаются негативно, в связи с этим ими будут приниматься меры по увеличению военного бюджета и сдерживанию Китая, что приведет к росту международной напряженности.

 

Руслан Полончук

 

Библиографический список

  1. Журнал «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса». Сычуань. Изд-во Научно-технического комитета провинции Шэньси. 2019, 
  2. Журнал «Современное вооружение». Пекин. Изд-во «Китайской оружейной промышленной корпорации». 2019, 
  3. Журнал «Вооружение». Пекин. Изд-во «Китайской оружейной промышленной корпорации». 2019, 
  4. Журнал «Оружейное знание». Пекин. Изд-во Научно-технического совета КНР. 2019, 
  5. Журнал «Современные вооруженные силы». Пекин. Изда
ние Научно-технического информационного центра национальной обороны КНР. 2019, 
  6. Журнал «Легкое вооружение». Пекин. Изд-во «Китайской оружейно-технической корпорации». 2019, 
  7. Журнал «Танки и бронетехника». Пекин. Изд-во «Китайской оружейной промышленной корпорации». 2019, 
  8. Журнал «Мир авиации». Пекин. Изд-во «Китайской авиационной промышленной корпорации». 2019, 
  9. Журнал «Авиакосмическое знание». Пекин. Изд-во Научно- технического совета КНР. 2019, 
  10. Журнал «Современные корабли». Пекин. Изд-во «Китайской кораблестроительной промышленной корпорации». 2019, 
  11. Журнал «Корабельное вооружение». Пекин. Изд-во «Китайской кораблестроительной промышленной корпорации». 2019, 
  12. Журнал «Корабельное знание». Пекин. Изд-во «Китайской кораблестроительной промышленной корпорации». 2019, 
  13. https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/04597222.2020.1707968?src=recsys
  14. https://www.rand.org/news/press/2020.html
  15. https://www.cia.gov/library/reports

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение