
В 2014 году лидер Черногории Мило Джуканович взял у Китая в кредит $1 млрд. на постройку шоссе Черногория - Сербия. Весь черногорский ВВП тогда оценивался в $14 млрд, а кредит был равен половине расходных статей бюджета.
Почему же китайцы сделали столь рискованное вложение? Потому что это шоссе нужно не только черногорцам, но и Пекину.
Сейчас главные ворота экспорта из КНР в ЕС - греческий порт Пирей. В 2010 году китайцы начали планомерно скупать его акции, в 2016 году получили над ним контроль и модернизировали. Но логистика все равно не удобная.
Китайские товары идут в ЕС через Македонию и Сербию. Это долго, на пути ещё нужно проходить таможни. Куда удобнее для КНР ввозить свои товары через черногорский порт Бар, откуда по построенному в кредит скоростному шоссе они попадут в Сербию и на рынок ЕС.
Порт Бар, в отличие от Пирея, китайцам не принадлежит. Но по контракту, если Черногория не сможет выплатить долг за шоссе - а было ясно что не сможет, то кредитор получает порт Бар. В полное владение Китая. В итоге, стороны довольны. Черногорские власти отпилят часть китайских миллионов. Китайцы построят шоссе и освоят порт Бар, прямая покупка которого вышла бы дороже и не факт, что состоялась бы из-за сопротивления Запада.
У каждой сверхдержавы есть любимый инструмент подчинения других. Кто-то предпочитает авианосцы, другие двигают идеологию. Китайцы же применяют деньги. Либо напрямую покупая, либо в качестве кредитного оружия, как в Черногории.
Западные эксперты выяснили, что китайский подход к кредитам специфичен. В своих кредитных контрактах КНР записывает особые условия обслуживания долга. Они перекрывают контрагентам пути влияния на кредитные отношения и накладывают на них новые обязательства.
В то же время кредиты эти крайне непрозрачны и дают возможность их украсть. Китайцам все равно, куда уйдут деньги, для них главное получить выгоду. Причём желательно натурой. Например, таджикскими золотыми рудниками или африканскими месторождениями.
Так, в сфере интересов Китая находятся не только Пирей и Бар. Китайцы владеют акциями других крупнейших портов Европы: Марселя, Генуи, Роттердама, Брюгге, Валенсии, Стамбула. Кроме того, они контролируют часть африканских портов, а также пакистанский Гвадар и шри-ланкийский Хамбантоту – важнейший порт на перекрестке мировых торговых путей.
Портами занимаются две крупных китайских компании – Cosco Shipping Ports и China Merchants Port Holdings. Порты приносят китайцам прибыль и крайне важны для реализации «Пояса и пути».
При этом, никакого организованного сопротивления китайским планам нет. Европа устала от Джукановича, а американцам сейчас не до этого.
Тем временем, Китай активно кредитует страны третьего мира и повышает свою долю в их раздутых портфелях до 70%. В итоге, КНР получает выгоды не только натурой, но и политическим влиянием этих странах.
Это дипломатическая анаконда – Китай никого не оккупирует и не принуждает. Но страх потери китайских инвесторов душит свободу воли, сжимает поле для манёвра и подчиняет тех, кто сидит на китайской финансовой игле.
Источник: https://t.me/vpanalytics/893
- 03-06-2021Как британцы создали в США первую фабрику троллей и дважды втянули американцев в войну
- 08-01-2021Foreign Policy (США): в 2021 году мир ждут мрачные последствия года 2020
- 29-12-2020Что нам 2021 год готовит? Технологические тренды ближайшего будущего по версии Gartner
- 23-11-2020Билл Гейтс назвал 7 глобальных изменений ближайших лет
- 11-11-2020О Третьей силе
- 04-07-2012России готовят нефтегазовую блокаду и крах по сценарию 80-х годов
- 23-12-2012Ведическое понимание политики государства
- 22-11-2013В архивах «мирового правительства»
- 08-01-2014Мегацеркви и их коммуникативные стратегии
- 08-11-2012Главная угроза миру или рецепт успеха