Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Китай и его роль в новом мировом порядке / Статьи
Подходы Китая к военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами
Материал разместил: Полончук Руслан АндреевичДата публикации: 24-11-2020

Руководство Китайской Народной Республики, реализуя комплексную стратегию превращения страны к 2050 году в ведущую мировую державу, особое внимание уделяет решению задачи вывода национального военно-промышленного комплекса на передовой уровень, позволяющий не только самостоятельно обеспечивать потребности вооруженных сил, но и занять значимое положение на мировом рынке оружия.

В условиях запрета со стороны США и других стран Запада на поставки в КНР современного вооружения, а также технологий военного и двойного назначения Пекин проявляет высокую заинтересованность в развитии двустороннего военно-технического сотрудничества (ВТС) с Российской Федерацией, рассматривая его в качестве одного из путей решения задач модернизации национальной обороны.

За последние 20 лет в Китай было поставлено российской продукции военного назначения на сумму более 26 млрд. долл. Характерной особенностью организации ВТС с Россией на данном этапе является стремление китайцев постепенно отказаться от закупок крупных партий российских вооружений и перейти к более тесному научно-техническому и производственно-технологическому взаимодействию в интересах разработки перспективных образцов вооружения и военной техники (ВВТ), при создании которых Китай сталкивается с наибольшими трудностями (средства ПРО и ПВО, неатомные подводные лодки, боевые корабли океанской зоны). Вместе с тем, несмотря на снижение в последние годы объемов поставок Китаю российских ВВТ, военно-техническое сотрудничество по-прежнему представляет взаимовыгодный интерес для России и КНР и сохраняет высокий потенциал дальнейшего развития.

Так, в августе 2012 года заключен рамочный контракт по теме "Совместное проектирование и строительство современных малошумных неатомных подводных лодок нового поколения с воздухонезависимой силовой установкой на базе ПЛ типа "Амур", а также соглашения на поставку в Китай 52 вертолетов Ми-171Е в транспортном варианте, 211 двигателей АЛ-31Ф и четырех двигателей АЛ-31ФН.

Кроме того, важным этапом в расширении двустороннего взаимодействия в сфере военно-технического сотрудничества, по мнению китайцев, стало 17 заседание российско-китайского смешанной межправительственной комиссии по ВТС (ноябрь 2012 г., Пекин). По итогам ее работы подписаны контракты на поставку Китаю еще 39 авиационных двигателей АЛ-31ФН и на разработку в интересах ВС КНР специального снаряда для РСЗО КР-30 (аналог РСЗО "Смерч"). Достигнута принципиальная договоренность об окончательном урегулировании разногласий, связанных с лицензионным производством в Китае истребителей Су-27СК и закупке Пекином 24 самолетов Су-35 (соответствующее соглашение заключено в январе 2013 г.). Кроме того, намечены перспективы выхода на контрактные переговоры по поставке Китаю зенитной ракетной системы С-400 "Триумф".

В качестве приоритетных направлений дальнейшего развития связей 
с Российской Федерацией в сфере ВТС китайская сторона рассматривает организацию сотрудничества в области моделирования нестратегической ПРО, а также совместную разработку гиперзвукового летательного аппарата и высокоорбитального спутника с аппаратурой раннего обнаружения ракетных пусков.

В целом подходы китайского руководства к развитию взаимодействия с Россией в военно-технической сфере определяются главным образом прагматичными соображениями Пекина, позволяющими ему успешно решать задачи наращивания боевых возможностей национальных вооруженных сил и модернизации ВПК. На данном этапе развитие ВТС с КНР соответствует российским интересам. Вместе с тем при его организации целесообразно учитывать возможность возникновения угроз безопасности России, связанных с возрастающими экономическим потенциалом и военной мощью Китая, а также со стремлением китайского руководства превратить страну к середине XXI века в ведущую мировую державу, способную оказывать определяющее влияние на формирование глобальной геополитической обстановки.

Помимо Российской Федерации, серьезное внимание Пекин уделяет наращиванию взаимодействие с рядом государств СНГ, обладающих достаточно развитой научно-производственной и военно-промышленной базой 
и поддерживающих устойчивые связи с российскими производителями вооружений, что позволяет осуществлять доступ к необходимым технологическим решениям в обход действующих со стороны России ограничений.

Особое место на данном направлении отводится Украине. Военно-техническое сотрудничество с Киевом ведется по всем направлениям. В интересах военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая (НОАК) украинская сторона осуществляет поставки авиадвигателей, участвует в модернизации транспортных самолетов серии "Юнь" (их прототипом послужили самолеты КБ им. Антонова) и зенитных ракетных систем С-300, сотрудничает в производстве ракетного комплекса "Сапсан" и лазерной противоракетной системы "Каштан-М".

По тематике военно-морских сил особое внимание уделяется взаимодействию в области корабельных энергетических установок. Кроме того, Украина предоставляет Китаю технологии проектирования корпусов боевых кораблей, корабельных устройств и вспомогательного оборудования. Реализуется соглашение о поставке в КНР двух малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 958 "Бизон" (аналог российского корабля проекта 12322 "Зубр").

В интересах сухопутных войск Китая прорабатывался вопрос о разработке в Украине технологий производства артиллерийских ракет (выстреливаемых из орудия) для китайского танка МВТ-2000. В целях повышения экспортного потенциала данного танка на рынке вооружений развивающихся стран в Китай поставляются моторно-трансмиссионые отделения.

Важным источником поступления в Китай военных технологий из государств СНГ в последние годы является Белоруссия.

Благодаря сотрудничеству с Минским заводом колесных тягачей в КНР освоено производство большегрузных автомобилей военного назначения, используемых в качестве транспортных платформ для мобильных пусковых установок ракетных комплексов. Кроме того, в Китай экспортированы системы распознавания для РЛС зенитных ракетных комплексов "Тор-M1" и С-300, комплекс радиоподавления сигналов GPS "Оптима-3", мобильная цифровая РЛС "Восток-Э" и другое радиоэлектронное оборудование. Большой интерес китайских специалистов вызывают новейшие белорусские разработки в области автоматизированных систем управления войсками, а также НИОКР, проводимым КБ "Радар", по разработке программного обеспечения для систем радиолокации, радионавигации и РЭБ.

Китай входит в первую десятку крупнейших стран-экспортеров ВВТ и поступательно наращивает усилия по увеличению поставок собственного вооружения за границу. По оценке, совокупный объем экспортного портфеля заказов продукции военного назначения КНР на 2010–2013 годы составляет около 7 млрд. долл. Географическая структура китайского военного экспорта в целом не меняется уже более десяти лет. Так, на страны Южной и Юго-Восточной Азии приходится около 45% стоимостного объема экспортной продукции, Ближнего и Среднего Востока – около 25%, Африки – около 20%, Центральной и Латинской Америки – около 6%. Получателями китайского оружия являются более 30 стран мира. Основные из них – Пакистан, Иран, Египет, Эфиопия, Мьянма и Венесуэла.

Постоянно расширяя географию своего военного экспорта, китайские поставщики все чаще действуют в тех странах, которые ранее традиционно сотрудничали в военно-технической сфере с Советским Союзом, а затем с Российской Федерацией, предлагая им не только ремонт и модернизацию образцов советского оружия, но и поставку их усовершенствованных аналогов собственного производства. Так, Россия и Китай в различной степени конкурируют на рынках ВВТ Африки, Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.

В настоящее время КНР не предпринимает активных попыток проникновения на рынки вооружений государств-участников СНГ и ОДКБ. Вместе с тем Пекин, используя заинтересованность руководства этих государств в получении безвозмездной иностранной помощи, стремится укрепить свои позиции путем предоставления им военно-технического имущества именно на безвозмездной основе. При этом китайские поставки, как правило, включают автотранспорт, средства связи, оргтехнику и другое оборудование, а также боеприпасы для стрелкового оружия и артиллерии.

Наибольшим спросом из китайского ВВТ за рубежом пользуются истребители, учебно-боевые и военно-транспортные самолеты, противокорабельные и зенитные ракеты, бронетранспортеры, радиолокационные станции различных типов. Кроме того, Китай в больших объемах экспортирует стрелковое оружие и боеприпасы.

На авиационную технику приходится около 25% китайского экспорта вооружений (боевые самолеты "Цзянь-7", JF-17 и "Цян-5", учебно-боевые – К-8, транспортные – "Юнь" различных модификаций и МА-60, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения ZDK-03, вертолеты "Чжи-9"). Бронетанковая техника занимает около 13% в китайском экспорте ВВТ (ОБТ "Тип 85" и "Тип 90", колесные БТР WZ-551, гусеничные БТР YW-534/-535). Боевые корабли, суда и катера военного назначения составляют в среднем около 10% китайского военного экспорта (фрегаты проекта F-22P, сторожевые, патрульных и учебные корабли, ракетные, патрульные и сторожевые катера, а также катера береговой охраны различных типов).

В то же время китайская сторона все чаще выступает в качестве экспортера современных высокотехнологичных и вполне конкурентоспособных образцов оружия. При этом в целях проникновения на новые для Китая зарубежные рынки оружия активно используется гибкая система расчетов, предусматривающая в большинстве случаев долгосрочное льготное кредитование партнеров, а также более низкие чем у конкурентов (в том числе 
и российских производителей ПВН) цены.

Таким образом, руководство Китайской Народной Республики уделяет серьезное внимание сотрудничеству с зарубежными странами в военно-технической сфере, применяя дифференцированные подходы к его развитию в зависимости от решаемых задач. С одной стороны, Китай стремится обеспечить себе доступ к современным военным технологиям и технологиям двойного назначения. С другой – посредством оказания военной помощи развивающимся государствам и поставок им китайского ВВТ на льготных условиях Пекин усиливает свое влияние на международной арене.

Полончук Руслан


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение