Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Китай и его роль в новом мировом порядке / Статьи
Процесс осуществления военных реформ и модернизации армии Китая
Материал разместил: Фостийчук ЮлианаДата публикации: 25-10-2016

НОАК КНР в настоящее время находится на новом витке углубления реформ. Этот процесс является прямым следствием важнейшего стратегического решения, принятого председателем КНР Си Цзиньпином. Решение включает в себя осуществление социально-политического курса «Китайская мечта», выдвинутого СИ Цзиньпином в 2013 г., а также осуществление «мечты» о создании сильной армии. Си Цзиньпин считает, что необходимо учитывать изменения, происходящие на мировой арене, а также изменения, происходящие в самом Китае. Китай адаптируется к общемировым тенденциям военного реформирования, твердо придерживается законов развития военного строительства.

Современный этап реформирования, прежде всего, отражает объективную необходимость ускоренной модернизации. В настоящее время вслед за масштабным применением в военной сфере информационных технологий, интеллектуального оружия и других революционных технологий, современные формы ведения военных и боевых действий непрерывно развиваются, война уже вступила в новую эпоху «мгновенного уничтожения». В то же самое время, формы и способы ведения гибридной войны стали еще более скрытыми и сложными, по мнению китайских экспертов, не исключена возможность начала еще более бесчеловечной биологической войны, постепенно стала реальностью война с применением беспилотных летательных аппаратов. Военные реформы НОАК КНР нацелены на перспективу, на обновление в соответствии с тенденциями развития военного реформирования в мире.

Этот этап реформирования является насущной необходимостью эффективной реализации задачи по защите государственной безопасности в интересах развития Китая. Вслед за увеличением масштабов развития КНР, политика некоторых западных стран становится все более направленной на принятие превентивных и ограничивающих мер в отношении Китая. Эти страны плечом к плечу, тайно и явно ограничивают и подавляют Китай, подрывают обстановку безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. США в АТР усиленно проводят в жизнь стратегию «Перебалансировки», наращивают военное присутствие в Южно-Китайском море, подстрекают такие страны как Вьетнам и Филиппины совершать провокации в отношении Китая, помимо этого призывают Японию, Австралию и Индию оказывать на Китай давление. Япония, воспользовавшись усилением японо-американского союза, расширяет свое присутствие в Восточно-Китайском море. Тяжелая обстановка сложилась на Корейском полуострове. Недавно завершившиеся 5 ядерных испытаний Северной Кореи привели к тому, что обстановка в Северо-Восточной Азии стала еще более напряженной. Проявления терроризма в Центральной Азии и в Афганистане оказывают непосредственное влияние на безопасность Китая. Это все обуславливает необходимость создания сильной армии, способной эффективно реагировать на различного рода вызовы и угрозы.

КНР не воевала более 30 с лишним лет, отсутствие войны повлекло за собой немало серьезных проблем и противоречий в НОАК. Например: система управления недостаточно научна, система объединенного оперативного командования выстроена недостаточно эффективно, структура Вооруженных сил недостаточно рациональна, а политическая система сравнительно отстает, и так далее. Это все – коренные проблемы, которые необходимо решать с помощью углубленных реформ.

Главной задачей этого этапа реформирования является создание научно обоснованной и рациональной системы управления, эффективной системы объединенного оперативного командования, пропорционально выстроенной организационно-штатной структуры Вооруженных сил, а также повышения боеспособности армии, путем коренного устранения структурных противоречий и проблем политического характера. В конечном итоге, главной задачей является создание мощной армии, способной воевать и побеждать.

В содержании этой задачи можно выделить 4 основных пункта:

1. Система командования;

2. Численность Вооруженных сил и их организационно-штатная структура;

3. Политический курс армии;

4. Интеграция армии и общества.

Важнейшим из этих пунктов является реформирование системы командования, на этом этапе реформирования данный вопрос является также отправной точкой.

Принципами реформирования системы командования являются «Центральный военный совет отвечает за общее руководство», «Военные округа отвечают за оперативную (боевую) работу, а виды Вооруженных сил за общее строительство» (军委管总、战区主战、军种主建). Так называемый принцип «Центральный военный совет отвечает за общее руководство» (军委管总) означает то, что необходимо обеспечить абсолютное руководство партией армии, обеспечить внедрение системы ответственности председателя ЦВС.

Так называемый принцип «военные округа отвечают за оперативную (боевую) работу, а виды ВС за общее строительство» (战区主战、军种主建) означает то, что для того, чтобы военные округа в будущем стали центром объединенного военного командования, а виды и рода ВС несли ответственность за управление строительством армии, необходимо соответствовать объективным требованиям системы командования в войнах будущего. В то же самое время, необходимо реформировать системы регулирования объединенных учений и вопросы обеспечения.

24 ноября прошлого года председатель КНР Си Цзиньпин возглавил работу совещания Центрального военного совета, что стало отправной точкой реформирования на новом этапе. В настоящее время достигнуто следующее:

Прежние 4 главных управления (Генеральный штаб, Главное политическое управление, Главное управление тыла и Главное управление вооружений) преобразованы в 7 департаментов (центральный аппарат ЦВС, объединенный штаб ЦВС, департамент политической работы ЦВС, департамент тылового обеспечения ЦВС, департамент развития вооружений ЦВС, департамент управления учениями ЦВС, оборонно-мобилизационный департамент ЦВС), созданы 3 совета, 15 административных управлений в составе 5 аппаратов прямого подчинения (5 аппаратов прямого подчинения делятся на аппарат стратегического планирования ЦВС, аппарат реформирования и кадровой работы ЦВС, аппарат международного военного сотрудничества ЦВС, ревизионное управление ЦВС, Главное управление практического руководства работы органов военного управления ЦВС).

Постепенная реализация основных функций органов военного управления ЦВС позволит сделать более рациональной работу штабных органов ЦВС, органов исполнительной власти ЦВС, обслуживающих органов ЦВС, позволит более четко разграничить командование, строительство, управление и контроль, а также упростит реализацию 4 функций, а именно: процесс принятия решений, планирования, исполнения и оценки.

1 февраля 2015 г. 7 военных округов преобразованы в 5 (Восточный, Южный, Западный, Северный и Центральный).

Вооруженные силы Китая перешли на трехуровневую систему оперативного объединенного командования: ЦВС – военный округ – подразделение. Также были созданы командования видов вооруженных сил в военных округах с соответствующими структурами управления: командование сухопутных войск, командование военно-морскими силами, командование воздушно-десантных войск, а также войска стратегической поддержки.

31 декабря 2015 года был создан новый штаб сухопутных войск, одновременно с этим были созданы войска стратегической поддержки. Стратегические ядерные силы переименованы в ракетные войска. Таким образом, в КНР стало 5 видов вооруженных сил - сухопутные войска, военно-морские силы, воздушно-десантные войска, ракетные войска и войска стратегической поддержки.

13 сентября 2016 г. Председатель КНР Си Цзиньпин подписал указ о создании войск объединенного тылового обеспечения.

Войска объединенного тылового обеспечения осуществляют тыловое обеспечение и обеспечение стратегической и оперативной поддержки. Включают в себя базу тылового обеспечения (г. Ухань) и 5 центров тылового обеспечения.

Неоднократно военное руководство Китая заявляло о том, что в дальнейшем реформы будут сосредоточены на сокращении численности вооруженных сил.

В частности, основные сокращения коснутся личного состава в органах военного управления и небоевых структур. В органах военного управления основным мероприятием будет сокращение избыточного количества личного состава на всех уровнях, сокращение количества руководящих должностей.

Руководство Китая стремится к тому, чтобы создать такую армию, которая будет способна отстаивать государственный суверенитет, безопасность и национальные интересы. Но одновременно с этим китайские политики заявляют, что КНР как и прежде строго придерживается оборонного характера военной политики и военно-стратегического курса активной обороны, для того, чтобы в будущем создать армию, способную поддерживать мир в регионе (Азиатско-Тихоокеанском регионе) и в мире.

Юлиана Фостийчук


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение