Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Китай и его роль в новом мировом порядке / Статьи
Российско-китайские отношения и их роль в обеспечении безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Материал разместил: Фостийчук ЮлианаДата публикации: 29-10-2012

В статье исследуется все возрастающая роль Азиатско-Тихоокеанского региона в мире. Анализируется усиливающаяся роль Китая в регионе, предсказанная А.Е. Снесаревым. Автор оценивает роль российско-китайских отношений в обеспечении безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона. Указываются наиболее благоприятные концепции соразвития России и Китая.

«Такова уж судьба нашей многомиллионной Родины, занявшей одну шестую всей земной суши, что односторонность увлечений для нее в высшей степени опасна и, смотря одним глазом на Запад или пылая одной половиной своего сердца в европейском направлении, Россия обязана другую половину своего внимания неукоснительно посвящать Востоку», – писал А.Е. Снесарев, русский и советский военачальник, военный теоретик, геополитик, публицист и востоковед. Эти слова сегодня как никогда актуальны.

Во-первых, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – это регион, в котором расположены пять из семи стран-гигантов: Россия, Канада, Китай, США и Австралия. И в этом же геополитическом регионе находятся 5 из 10 самых населённых стран. Азиатско-Тихоокеанский регион по глубине геополитических процессов, по своей международно-политической мощи постепенно выходит на первое место в мире. Именно здесь в XXI веке будут решаться судьбы мира.

Во-вторых, в настоящее время большинство научных трудов посвящено проблемам обеспечения национальной безопасности, в то время как вопросы региональной безопасности по-прежнему часто остаются вне поля зрения ученых и специалистов. Следовательно, рассмотрение вопросов именно региональной безопасности применительно к АТР представляется особо актуальным.

В-третьих, для обеспечения региональной безопасности важную роль играет состояние двусторонних отношений между основными государствами региона. Отношения между Россией и Китаем – крупнейшими державами в АТР, безусловно, важны для безопасности и развития всего региона. Однако, как считают некоторые исследователи, серьёзные политические противоречия в двусторонних отношениях между нашими государствами не создают сегодня условий для усиления роли региона в мировой политике [4, C. 25]. Это означает, что анализ состояния российско-китайских отношений, определение направлений их укрепления исключительно важны для оценки эффективности системы региональной безопасности в АТР.

«Средиземное море – это море прошлого, Атлантика – море настоящего, Тихий океан – море будущего». Эти слова принадлежат Джеймсу Хейю, бывшему госсекретарю США. В наше время они приобретают особый смысл. Азиатско-Тихоокеанский регион уже сегодня является одним из важнейших узлов мировой политики, в котором реализуются национальные интересы различных государств. Есть все основания полагать, что в будущем значение АТР будет только возрастать.

Уже сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион по многим показателям вышел на передовые позиции в мире. В АТР сосредоточено 60% мирового промышленного производства, почти 60% мировой торговли, 40% реализации мирового экспорта, почти 40 % населения Земли. В регионе расположены три из пяти крупнейших ядерных держав. Страны региона отличаются стабильно высокими темпами роста ВВП. Следует отметить, что Китай среди стран АТР занимает одну из ведущих позиций.

В рамках сложившегося в последние годы в отечественной политической науке геополитического подхода под региональной безопасностью принято понимать «…геополитически обусловленное состояние международных политических, экономических, военных и гуманитарных отношений в регионе, при котором максимально обеспечиваются безопасное существование государств и взаимовыгодное сотрудничество между ними на основе межгосударственных двусторонних и многосторонних соглашений в соответствии с нормами международного права и с учётом национальных интересов каждого государства» [3, С. 129-130].

После окончания Второй мировой войны в практике международных военно-политических отношений сложились три основные модели региональной безопасности: коллективная безопасность, всеобщая безопасность и безопасность на основе сотрудничества («кооперативная безопасность»). Первые две отражали реалии «холодной войны» и первоначально появились в Европе. Последняя модель – продукт новых реалий, образовавшихся в период после окончания «холодной войны», и приоритет в ее разработке принадлежит Азиатско-Тихоокеанскому региону. Все три модели имеют как общие черты, так и различия, обусловленные прежде всего спецификой региона и характером глобальных и региональных геополитических процессов.

Примером модели коллективной безопасности могут служить широко распространенные в период «холодной войны» военно-политические союзы, такие как НАТО, Организация Варшавского Договора, СЕАТО, СЕНТО и др. Большинство из них по разным причинам прекратило свое существование, однако сохранение и расширение НАТО, появление ОДКБ свидетельствуют о том, что эта модель применима и в современных условиях. Другая модель региональной безопасности – всеобщая безопасность – получила свое воплощение в Хельсинском процессе и была институализирована в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Третья модель региональной безопасности – безопасность на основе сотрудничества – была впервые предложена в сентябре 1990 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН бывшим министром иностранных дел Канады Джо Кларком. Предложенная концепция отражала ситуацию, сложившуюся на момент окончания «холодной войны», когда потребовалось разработать альтернативные модели обеспечения безопасности для регионов, отличавшихся большим разнообразием стран, народов и культур, и где стабилизирующее влияние биполярного геополитического противоборства уже не могло гарантировать мир и безопасность.

Реализация модели «кооперативной безопасности» началась в Азиатско-Тихоокеанском регионе в рамках созванного по инициативе Канады Северо-Тихоокеанского диалога по проблемам сотрудничества в области безопасности. Необходимость осуществления именно этой модели безопасности обусловливалась особенностями сложившихся политических, экономических и военно-стратегических отношений в регионе.

Одним из основных признаков существования в регионе системы региональной безопасности является наличие специальных межгосударственных институтов, призванных решать задачи по разработке региональной стратегии безопасности и контролю за соблюдением региональных соглашений. В этой связи в АТР развиваются АСЕАН, АТЭС. Всё более плодотворно ведется работа Регионального Форума АСЕАН (АРФ), зоны свободной торговли АСЕАН, ТЭС, СТЭС. Геополитические процессы оказывают своё положительное влияние на деятельность Форума тихоокеанских островов, на развитие АНЗСЕРТА, Тихоокеанской конференции по торговле и развитию (ПАФТАД). Из года в год учащаются контакты между представителями вышеназванных правительственных и неправительственных общественных организаций с международными субрегиональными организациями, имеющими целями развитие экономического, социального, культурного и других видов сотрудничества, а также укрепления мер доверия, изучение и разрешение проблем безопасности субрегионов и всего АТР.

К таким организациям можно отнести ШОС, Диалог по сотрудничеству в Северо-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанский Совет по безопасности и сотрудничеству, Азиатскую конференцию по вопросам взаимного сотрудничества и мерам утверждения доверия, Азиатско-Тихоокеанский центр изучения проблем безопасности, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Одну из ведущих ролей в подавляющем большинстве этих организациях занимает Китай, во многих из них участвует и Россия.

Среди специалистов доминирует точка зрения, что, несмотря на обширность региона, политические, экономические и культурные различия между странами, наличие определенного конфликтного потенциала, обусловленного в том числе и геоисторическими факторами, существующий режим безопасности в АТР адекватен сложившимся геополитическим реалиям. Неоднократно подчеркивается, что «АТР безопасен, хотя и нестабилен» [2, C. 316].

Модель региональной безопасности на основе сотрудничества имеет много общего с моделями коллективной и всеобщей безопасности. Главное же отличие заключается в том, что «кооперативная безопасность» предполагает сохранение на относительно длительное время системы сложившихся двусторонних военных и военно-политических отношений и постепенный переход к многосторонним соглашениям в области региональной безопасности. Исходя из этого, состояние двусторонних отношений между двумя ведущими государствами АТР – Россией и Китаем не могут не оказывать влияние на безопасность в регионе.

О выходе КНР на мировую арену в качестве крупнейшего игрока современной политики 70 лет назад вряд ли кто-то задумывался. А.Е. Снесарев в своей работе «Индия как главный фактор в среднеазиатском вопросе» в 1906 году писал о том, что Англия потеряет свои позиции сверхдержавы, а Китай, наоборот, приобретет. Хотя в 90-е гг. XX в. и утверждали, что современный мир однополярен и сверхдержава в нем только одна – США, данный вывод опрометчив. КНР – самый независимый на сегодняшний день постоянный член Совета Безопасности ООН, что показали югославские события 1999 г. КНР гибко встраивается в существующий миропорядок. Официально не входя ни в мировую «семерку», ни в мировую «восьмерку», Китай умело их эксплуатирует. Наверное, правы те, кто считают США главным «партнером» КНР в ХХI в. Но что понимает под этим сам Китай? Объективно в мире существуют не меньше 6-8 «полюсов» – центров силы, и КНР стремится строить свой миропорядок на этой основе [5, С. 3].

С каждым годом КНР всё наращивает свою мощь и глубокие партнерские отношения с этой страной России просто необходимы.

Сегодня созданы все условия для эффективного двустороннего сотрудничества между Россией и Китаем:

  • в результате подписания ряда межправительственных соглашений заложены политико-правовые и финансово-экономические основы отношений;        
  • решен пограничный вопрос;
  • укрепляется реальное антитеррористическое и военное сотрудничество, включая проведение совместных учений;
  • сформированы механизмы двустороннего диалога, в том числе по наиболее чувствительным проблемам – экология, миграция, структура торговли.

17 октября 2012 года Владимир Путин провел заседание Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества (ВТС) с иностранными государствами. На заседании обсуждались перспективы развития ВТС. Практически всё выступление действующего Президента РФ было посвящено углублению партнерских отношений с БРИКС. Ниже приведен фрагмент стенограммы выступления В. Путина в изложении пресс-службы Кремля.

«… Что касается ВТС, то Китай и Индия традиционно являются нашими ключевыми партнерами» [6, С. 1].

Определение основных направлений оптимизации стратегического партнёрства России и Китая следует проводить с учетом необходимости реализации концепции соразвития. Таковыми направлениями могут стать:

  • дальнейшее развитие и укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества России и Китая по линии Организации объединенных наций (ООН) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), превращения ШОС в наиболее влиятельный международный институт, гаранта мира и стабильности в Евразии;
  • активизация регионального сотрудничества под эгидой ООН и при активном участии ШОС, направленного на противодействие терроризму, незаконному обороту наркотиков и трансграничной организованной преступности;
  • углубление сотрудничества в рамках Региональной антитеррористической структуры (РАТС) и придание нового импульса укреплению договорно-правовой базы РАТС, насыщение антитеррористического взаимодействия новым практическим содержанием, что обеспечивает успешное решение Россией вопросов своей военной безопасности, снижает риск возникновения региональных конфликтов на южных и восточных рубежах нашей страны;
  • активизация взаимодействия России и Китая по вопросам международной безопасности, экономического сотрудничества в рамках таких международных организаций, как Бразилия-Россия-Индия-Китай-Южная Африка (БРИКС) и Россия-Индия-Китай (РИК). БРИКС и РИК выступают сегодня важным механизмом согласования подходов к решению актуальных проблем мирового развития, институтом сотрудничества по направлениям, представляющим общий интерес мировых держав;
  • развитие архитектуры международных институтов по предотвращению распространения ядерного оружия, созданию глобальных и региональных систем ПРО, направленных против России и Китая;
  • активное сотрудничество России и Китая в рамках таких региональных организаций, как Азиатско-Тихоокеанская организация экономического сотрудничества (АТЭС), Региональный форум АСЕАН (АРФ) и других [1, С. 19].

В своей статье «Грядущий Китай» 1906 года А. Е. Снесарев пишет: «Над Китаем неустанно думают государственные люди всего мира, стараясь провидеть, что готовит нашей планете грядущее обновление этой огромной желтой страны. Для Тихоокеанского побережья, пожалуй, и нет более рокового вопроса, чем китайский, а для России…Что касается России, то ей менее других нужно опасаться мести пробужденного Китая, ибо ему не приходится на нас быть в особой претензии; дружба многих столетий сыграет свою добрую роль и в «новом Китае», как она играла в «старом». Игра свеч стоит».

Политическая интеграция и регионализация России и Китая, партнёрские отношения со странами-участницами АСЕАН, содействие укреплению мира и безопасности, стабильности и процветания в АТР, активное участие в выработке механизмов урегулирования национальных, конфессиональных, этнополитических конфликтов, содействие развитию совместных механизмов превентивной дипломатии, двусторонние контакты на разных уровнях, международный вес и авторитет двух стран могут оказать положительное влияние на формирование дуги стабильности на жизненно важных для них территориях, на выявление, минимизацию и устранение угроз региональной безопасности [7, С. 203].

Кроме того, роль российско-китайских отношений в обеспечении безопасности АТР проявляется в том, что, во-первых, двусторонние отношения между такими крупными региональными геополитическими субъектами, как Китай и Россия являются непосредственным фактором безопасности в регионе. Во-вторых, согласованная позиция России и Китая в региональных организациях, связанных с обеспечением безопасности, позволяет обеспечить реализацию не только своих национальных интересов, но и интересов других стран региона. В-третьих, в условиях партнерских отношений, Россия и Китай совместными усилиями могут создать барьер на пути экспансии США и Японии, которые своей политикой способны дестабилизировать регион в своих корыстных интересах. В-четвертых, развитие российско-китайских экономических отношений будет способствовать экономическому развитию всего региона.

Наша задача заключается в том, чтобы продолжать исследования динамики отношений России и Китая, уже проведенные российскими и советскими учеными-геополитиками. Прежде всего, следует развивать мысли А.Е. Снесарева, высказанные впервые ещё в начале прошлого столетия. Для России и Китая, в силу их уникального геополитического положения, происходящие в регионе геополитические процессы всегда имели большое значение. Процессы глобализации, а также региональные геополитические процессы в полной мере коснулись обеих стран. Надо отметить, что именно в АТР происходит комплексное взаимодействие геополитических процессов, складывается особая структура, которая в ближайшем будущем при сохранении имеющихся тенденций может оказать существенное влияние на расстановку мировых сил и даже в определенной степени изменить как баланс сил, так и балансов интересов на международной арене. С полной уверенностью можно утверждать, что в обеспечении региональной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе роль российско-китайских отношений будет возрастать.

 

Литература

  1. Перцев А.Б. Российско-китайские отношения и их влияние на национальную безопасность Российской федерации: Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2011. 19 С.
  2. Ивашов Л.Г. Россия или Московия?: Геополитическое измерение национальной безопасности России. М.: Изд-во Эксмо, 2002. 416 с.
  3. Волков Я.В. Геополитика и безопасность в современном мире. М.: Воен. ун-т, 2000. 196 с.
  4. Фостийчук В.В. Геополитические процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе и их влияние на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2005. 193 с.
  5. Зотов О.В. «Транскаспийский проект». М.: Воен. ун-т, 2000г. 10 с.
  6. «Владимир Путин провел заседание Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами» // http://armstrade.org/includes/periodics/news/2012/1017/184515254/detail.shtml (дата обращения: 18.10.12 г.).
  7. Девятов А. Красный дракон. Китай и Россия в XXI веке. М.: Алгоритм, 2002. 288 с.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение