Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Китай и его роль в новом мировом порядке / Статьи
Становление и развитие Российско-Китайских отношений в современный период
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 21-02-2013

В системе межгосударственных отношений политические, экономические и военно-политические отношения занимают одно из важнейших мест. Они обеспечивают укрепление двусторонних отношений, обороноспособности и национальной безопасности государств, способствуют повышению их роли и значимости в мировом сообществе, в достижении целей и задач внешней политики.

Мировой и отечественный опыт показывает, что эти отношения представляют собой многоуровневую систему контактов и связей, осуществляемых между двумя странами в целях сопоставления и согласования внешнеполитической стратегии.

64 года назад, 1 октября 1949 года, была образована  Китайская Народная Республика (КНР). Это явилось важным историческим событием и результатом длительной исторической борьбы китайского народа под руководством Коммунистической партии Китая (КПК) за национальное освобождение. Образование КНР открыло перед Китаем широкие горизонты независимого экономического, социального и политического развития, появились новые возможности для подлинного национального возрождения и социального обновления, пробудило созидательную деятельность и небывалый энтузиазм многомиллионных масс народа. Китай вступил на путь социалистического развития и модернизации.

Китай - государство, которое поставило себе цель стать в один ряд с самыми развитыми державами мира.  Правительство КНР успешно проводит внешнюю политику, направленную на установление отношений с соседними странами как в регионе, так и в мире в целом.

Немаловажным фактором, влияющим на проведение внешней политики страны являются и процессы происходящие во внутренней политике КНР. Так, например, общим для китайских руководителей является то, что и прежнее, и её нынешнее руководство партии во главе с Си Цзиньпином проводило и продолжает осуществлять стратегию реализации китайских реформ, которую заложил ещё Дэн Сяопин 30 лет назад. Существуют определенные особенности, которые принесли некоторые новые моменты в стратегию реформирования, в частности во внешнюю политику, в ряд аспектов социальной, демографической, национальной и партийной жизни Китая.

Динамику смены одного политического деятеля другим можно проследить следующим образом.

Передача номинальной власти в партии и государстве от Дэн Сяопина к Цзян Цзэминю в 1989 году состоялась после того, как Председатель военного Совета ЦК КПК Дэн Сяопин силой войск подавил «контрреволюционные беспорядки» на площади Тяньаньмэнь, в других местах столицы и в ряде мест примкнувшей к «столичной смуте» периферии.

На сентябрьском пленуме в 2004 году ЦК КПК 16-го созыва лидер третьего поколения китайского руководства Цзян Цзэминь передал военную власть державы лидеру четвертого поколения Ху Цзинтао. Именно партия возложила на Ху Цзинтао бремя военной власти, и вовсе не на посту Верховного главнокомандующего, а на посту Председателя Военного Совета ЦК КПК, на посту, который ранее занимали и Мао Цзэдун, и Дэн Сяопин, и Цзян Цзэминь.

Передача власти в Китае четвертому поколению руководителей (от Цзян Цзэминя к Ху Цзиньтао) происходила в следующем порядке: сначала передавалась духовная власть - пост Генерального секретаря Коммунистической партии Китая. Затем, через год, предавалась официальная светская власть - пост Председателя КНР, и, наконец, военная власть - пост Председателя Военного Совета ЦК КПК. При этом военная власть передавалась с двухлетней задержкой во времени, и делалось это для того, чтобы избежать внутриполитической борьбы и искушения нового поколения руководителей, поменять курс и линию китайского проекта. Китайский проект, в свою очередь,  рассчитан на 60 лет. Начался он в 1959 году и должен завершиться триумфом в 2019 году. К 2019 году Китай по совокупной мощи должен принять статус «глобальной державы первого разряда» и стать абсолютным лидером мира.

В Уставе КПК на 16 съезде КПК в 2002 году было записано, что до 1979 года история КНР была периодом Мао Цзэдуна. С 1979 по 1989 - периодом Дэн Сяопина. А с 1989 - периодом Цзян Цзэминя. В 2012 году 18-й съезд КПК добавил в Устав концепцию научного развития Ху Цзинтао.

На 18-ом съезде КПК в 2012 году именно Цзян Цзэминь обеспечил передачу сразу всей полноты власти: духовной, военной и светской - лидеру пятого поколения руководителей КНР Си Цзиньпину.

Начиная от момента образования КНР, происходили значительные изменения в отношениях между СССР и Китаем – от тесной дружбы между СССР и КНР в 50-е годы до обострения отношений в 60-70-е годы и развитием стратегического партнерства уже между Российской Федерацией и КНР в 90-х годах. В последнее время Москва и Пекин постоянно укрепляли двусторонние отношения и подтверждали общность своих подходов к решению международных проблем, что подтверждается Пекинской декларацией от 18 июля 2000 года, подписанной президентом РФ В.Путиным и председателем КНР Цзян Цзэминем.  В июне 2001 г. в Кремле президент РФ В.Путин и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР». В Совместном заявлении двух глав государств, принятым при подписании документа, этот договор был назван «программным документом, определяющим развитие российско-китайских отношений в новом веке»[1].

В октябре 2004 г. обе стороны приняли План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР на 2005-2008 гг., а в ноябре 2008 г. – такой же план на 2009-2012                  гг [2].

Успешно реализуются подписанные главами пяти государств - России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана Шанхайское (апрель 1996 г.) и Московское (апрель 1997 г.) соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе бывшей советско-китайской границы. На базе «Шанхайской пятерки» создана Шанхайская организация сотрудничества, соучредителем которой наравне с указанными странами стал и Узбекистан.

Наибольшие успехи в отношениях между РФ и КНР были достигнуты в сфере высокой политики. Как отметил в своем интервью бывший президент РФ Д. Медведев накануне своего визита в КНР в апреле 2011 года, «российско-китайские отношения достигли «высшей точки развития» за всю их историю». На первом месте – постоянные тесные связи на самом высшем уровне, которые были при В.Путине в 2000-2008 гг. и сохранялись при Д.Медведеве в 2008-2012 гг. В 2004 г. в ходе визита В.Путина в Китай был окончательно решен пограничный вопрос, и было подписано Дополнительное соглашение между РФ и КНР о государственной границе на ее восточной части. Это соглашение подвело черту под погранично-территориальной проблемой, которое на протяжении 40 лет создавало конфликтную ситуацию в отношениях между странами. В 2006-2007 гг. были проведены национальные годы России в Китае и Китая в России, в 2009- 2010 гг. – годы русского и китайского языков. Достигнута договоренность о проведении годов туризма. В результате этих мероприятий снизился страх российского населения перед «китайской экспансией».

Имеются и более конкретные результаты развития российско-китайских отношений. В экономике – с 2000 по 2010 гг. объем российско-китайской торговли вырос более чем в 10 раз, а в 2011 г. по сравнению с 2000 г. – более чем в 15 раз (с 5,72 млрд.долл. до 79 млрд.долл.). Накопленных китайских инвестиций в России – со 100 млн.долл. в 2000 г. до 2,6 млрд.долл. в 2010 г., российских в КНР – с 220 млн.долл. до 1 млрд. долл [3].

В гуманитарной сфере – число россиян, побывавших в Китае выросло с 997 тыс. в 2000 г. до 2,37 млн. в 2010 г. (максимум – 3,17 млн. чел. в 2008 г.). Однако количество граждан КНР, посетивших РФ в 2010 г – 748 тыс.чел. было ненамного больше, чем в 2000 г. (на 254 тыс.чел.) и меньше, чем в 2005 г. (1,1 млн.чел.).

В межрегиональных отношениях – с 2000 по 2010 гг. объем торговли Дальнего Востока РФ с Китаем вырос в 6,1 раза – с 1,1 млрд.долл. до 6,9 млрд.долл., пров. Хэйлунцзян с Россией – с 1,4 млрд.долл. до 7,5 млрд.долл. (в 2008 г. – 11 млрд.долл.). Более 60 субъектов РФ имеют контакты с провинциями Китая [4].    

Китайское правительство с большим вниманием относится к научно-техническому сотрудничеству с Россией, которое является важной составной частью стратегического взаимодействия и партнерства, направленных в XXI век. Оно способствует решению и такой проблемы, как ограничения странами Запада доступа Китая к новейшим технологиям. Сегодня Россия и другие страны СНГ представили Китаю редкую возможность получать новейшие технологии по достаточно низким ценам, в первую очередь военные технологии.   

Важное место отводиться и межправительственному научно-техническому сотрудничеству, которое ведется на основе соглашения от 18 декабря 1992 г. На прошедших 4 заседаниях межправительственных комиссий по экономическому, торговому и научно-техническому сотрудничеству было утверждено 245 проектов сотрудничества в области машиностроения, электроники, новых материалов, сельского хозяйства, биотехнологий, медицины и др. В июне 1997 г. на одной из регулярных встреч глав правительств было решено создать Комиссию по научно-техническому сотрудничеству, заседания которой проходят один раз в год. До сегодняшнего дня состоялось 4 заседания, было обсуждено 113 проектов. Для еще более успешного сотрудничества на основе принципов равенства, взаимной выгоды, совместного владения результатами, защиты интеллектуальной собственности в 1999 г. стороны подписали «Соглашение между правительствами Китайской Народной Республики и Российской федерации о научно-техническом сотрудничестве». Обе стороны непрерывно расширяют сотрудничество, прилагают общие усилия для увеличения результатов сотрудничества, для внедрения современных новых технологий в производство. В 1998 г. в городе Яньтай (провинция Шаньдун) была организована «Китайско-российская показательная база внедрения в производство новых высоких технологий». В ноябре 2000 г. на очередной встрече двух премьеров был официально подписан «Меморандум» о сотрудничестве в сфере инноваций.

Кроме сотрудничества по межправительственной линии, ведется также китайско-российское сотрудничество по линии соответствующих министерств и комитетов. Здесь следует отметить сотрудничество в области ядерной энергетики, авиации и космонавтики, связи, судоходства, электроэнергии, охраны окружающей среды, биотехнологий и др. Еще одно направление взаимодействия — это сотрудничество между академиями наук.  

В процессе научно-технического сотрудничества при содействии и поддержке правительств, опираясь на результаты исследований в рамках государственных программ, проводятся совместные разработки (робот, работающий на глубине 6000 м), идет обновление имеющегося у той или другой стороны оборудования (совершенствование установки Т-7), использование передового оборудования друг друга, например лабораторий для уменьшения расходов на проведение экспериментов. Сотрудничество помогает преодолевать блокаду западных стран по некоторым самым новым направлениям. Обе стороны используют преимущества взаимо-дополняемости, ведут обмен в технической области, получая таким образом новые технологии. Предприятия становятся главными проводниками сотрудничества. Сотрудничество осуществляется также на показательных базах, где находящиеся на ее территории предприятия пользуются налоговыми льготами и льготами по землепользованию.

Однако при всех положительных результатах развития в российско-китайских отношениях существуют и различные нерешенные проблемы. Не случайно в китайской прессе дается такая оценка российско-китайским отношениям – «в политике горячо, в экономике – холодно». Одной из основных проблем является относительно низкий уровень развития торгово-экономических отношений между РФ и КНР, который составляет чуть более 2% объема внешней торговли Китая. Вместе с тем, следует отметить, что во время мирового финансового кризиса Китай оттеснил Германию и вышел на 1-е место по доле в объеме внешней торговли России [5].

Это в полной мере отражает тенденцию развития внешне- экономических связей России. Россия должна постепенно перемещать вектор торгово-экономического сотрудничества с Запада на Восток, развивать торгово-экономические отношения с динамично развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – КНР, Японией, Республикой Корея, странами Юго-Восточной Азии для того, чтобы расширять там сферу своих экономических интересов. Это позволит минимизировать потери, которые российская экономика понесла в результате мирового финансового кризиса. В настоящее время развитие торгово-экономического сотрудничества в восточном направлении становится более привлекательным для России в силу более быстрого развития экономики в странах АТР по сравнению с США и странами Европы.

Китай -  крупнейший торговый партнер России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который превращается в один из ключевых центров формирующегося нового глобального сообщества. Как Россия, так и Китай решают задачи структурной перестройки своих экономик и в равной степени заинтересованы в активизации традиционных и поиске новых форм взаимодействия и сотрудничества [6].

Позиции России и КНР по принципиальным вопросам устройства миропорядка и по основным международным проблемам, в том числе таким региональным, как иракская и ситуация на Корейском полуострове, совпадают или близки. На этой основе между нашими странами поддерживается тесное взаимодействие в области внешней политики. В последнее время активизировалось сотрудничество в рамках российско-китайской Рабочей группы по борьбе с терроризмом. Помимо интенсивных контактов между министрами иностранных дел (например, в апреле 2004 года Россию с официальным визитом посетил министр иностранных дел КНР Ли Чжаосин) действует система плановых консультаций по линии МИДов на уровне высокопоставленных сотрудников министерства.

Наиболее существенную роль в развитии двусторонних отношений между двумя странами является их деятельность в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Отправной точкой функционирования ШОС следует считать встречу глав пяти государств в апреле 1996 г.в Шанхае, завер­шившуюся подписанием «Соглашения между Китаем, Россией и Республиками Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан относительно укрепления доверия в военной сфере в пограничных районах». Узбекистан присоединился к организации 14 июня 2001г.на встрече глав государств ШОС в Шанхае. Тогда же на этой встрече была подписана декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. При этом Россия и Китай рассматривают ШОС как еще один из механизмов обеспече­ния безопасного развития региона Центральной Азии и АТР в целом, а также как принципиально новую модель геополитической интеграции.

Создание этой организации совпало с периодом того, когда Китай заявил о себе как о державе, претендующей на новую роль в мировой политике. Рассматривая взаимодействие государств в рамках ШОС, можно утверждать, что основу  этой организации составляют  Россия  и  Китай. Если же учитывать их роль и влияние в мире, то вполне  понятными становятся их стратегические интересы в  различных  регионах  планеты,  включая  такие регионы  как Центральная Азия, Средний Восток и Азиатско-Тихоокеанский.

У ШОС имеется свой бюджет, где  на долю России и Китайской Народной Республики (КНР) приходится по 24 % от об­щей суммы бюджета, Казахстана – 21 %, Узбекистана – 15 %, Кирги­зии – 10 %, Таджикистана – 6 % [7].

Основными направлениями деятельности России в этом формате по обеспечению безопасности и стабильности в ЦАР стали:

  • решение пограничных споров между членами ШОС;
  • противодействие экстремизму и терроризму и наркотрафику;
  • противодействие  влиянию США в обширном евразийском регионе;
  • решение региональных проблем военно-политического характера.

Первоначальными предпосылками формирования ШОС стали меры по сближению российско-китайских отношений в процессе фор­мирования российско-китайской границы, политической особенно­стью которого стало то, что она устанавливалась в ходе дипломатических переговоров, в которых обе стороны в равной степени имели свои успехи и недостатки. Компромиссы, на которые пошла Россия в 1991-1999 годах, были оправданны и позволили перевести российско-китайское сотрудничество на новое качество – стратегическое партнерство, сделав его реальным, весомым и оказывающим влияние на процессы обеспечения безопасности в регионе Центральной Азии и АТР в целом.  Процесс, начавшийся в 1989 г. с переговоров по мерам доверия на советско-китайской границе в подкрепление к уже шедшим между СССР и КНР по приграничным вопросам, а затем трансфор­мированным в переговоры о мерах доверия и сокращении воору­женных сил между Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикиста­ном, с одной стороны, и Китаем, с другой, позволил этим странам постепенно сформировать климат доверия и безопасности на всем протяжении бывшей советско-китайской границы и, тем самым, создать предпосылки для дальнейшего сотрудничества, но уже в рамках «пятерки».

Начиная с 1992 г., работа по урегулированию вопроса границ  Центральной Азии и Китая стала осуществляться и в рамках рабочей группы делегации Китая и объединенной делегации России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана [8], хотя китайская сторона настаивала на двустороннем формате. Для молодых государств Центральной Азии, которые на основе правопреемст­венности должны были вести с Китаем переговоры по установлению границы, но не имели нужных для этого архивов правовых, методи­ческих, исторических и других документов, такой формат совместно с Россией  был жизненно необходимым условием. Поэтому формат «совместной делегации» позволил Казахстану, Киргизии и Таджикистану получить от российского МИД необходимые документы и соответствующие протоколы советско-китайских переговоров.

К настоящему времени процесс делимитации государственных границ России и Республик Центральной Азии с Китаем практически завершен. В апреле 1996 г. в Шанхайском соглашении по мерам доверия в военной области в районе границы, государства договорились о создании 200-кило­метровой максимально демилитаризованной пограничной зоны. В ходе следующей встречи лидеров пяти стран (в Москве в апреле 1997 г.) был подписан  акт пятистороннего «Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в пригра­ничных районах». Данное соглашение конкретизировало и допол­нило шанхайский документ, а также усилило взаимное доверие в вопросах безопасности.

Таким образом, проблема удачного решения пограничного вопроса продол­жает играть свою немаловажную роль в регионе ШОС. Эта организация имеет особую функцию – гарантирование безопасности границ и стабиль­ности в районах вдоль границы между государствами-членами.

Страны ШОС провели в ав­густе 2003 г. первые совместные  антитеррористические учения «Взаимодействие – 2003» в Казахстане и Китае «Взаимодействие – 2007» на территории РФ. Уже эти проведенные впервые в истории этой органи­зации совместные военные антитеррористические учения, свидетельствуют о готовности стран-участниц не ограничиваться только политическими декларациями, а создавать реальные механизмы под­держания мира и стабильности, противодействуя общим угрозам. Как подчеркнул президент России В. Путин в интервью китайской газете «Жэньминь жибао», ШОС – это не какой-то военный блок, а орга­низация, способная сыграть очень важную роль в создании благо­приятной обстановки и стабильности не только в регионе Центральной Азии, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом [9].

Одной из основных проблем развития российско-китайских отношений является недостаточная информированность партнеров друг о друге. Одной из основных задач обеих сторон является повышения уровня информированности. Для решения этой задачи открыта новая рубрика на Национальном экономическом портале китайского Интернета «Сhina Economic Networks», принадлежащем газете «Цзинцзи жибао» (Economic Daily). Рубрика называется «Окно в российскую экономику» и призвана помочь лучшей информированности правительственных органов, учреждений, компаний и граждан КНР об экономике России.    

Более тесное торгово-экономическое сотрудничество между РФ и КНР позволит Китаю реализовать свою программу построения общества «сяокан» (или малого благоденствия), а России заметно повысить экономическую мощь страны. В особенности это касается прилегающих к Китаю районов российского Дальнего Востока, которые смогут использовать свое преимущество – территориальную близость ко второй в мире державы по объему валового внутреннего продукта (ВВП).

В XXI веке АТР становится новым экономическим и политическим центром развития мира. Важную роль в нем призваны играть Россия и Китай. От развития партнерских отношений между ними во многом будет зависеть и ситуация в обширном Евразийском регионе. Развитие сотрудничества и курс на стратегическое партнерство во многом отвечает интересам обеих стран в XXI веке. В нынешнем 2013 году КНР отмечает 64-летие со дня образования, и потенциал российско-китайского сотрудничества в политической, экономической и военной сфере еще далеко не исчерпан.

 

[1] Маргелов М. Российско-китайские отношения на высшей точке развития. // Международная жизнь, 2003. №9 – C. 24-42.

[2] Галенович Ю.М. Россия и Китай в XX веке: граница. – М.: Международные отношения, 2004. – C. 285.

[3] Яковлев А.Г. Россия и Китай: состояние и перспективы отношений // Китай в мировой и региональной политике (история и современность): Информ. бюл. Ин-та Дальнего Востока РАН. № 3.  1995. - 54 – C. 59.

[4] Островский А.В. 63 года Китайской Народной Республике. http://www.ifes-ras.ru/publications/online/589-63-goda-kitajskoj-narodnoj-respublike

[5] Экспресс-информация № 6. Перспективы регионального сотрудничества России и Китая в ХХI веке / Российская Академия Наук. Институт Дальнего Востока. – М., 2007.  -C.65.

[6] Молодин В.Н., Комиссаров С.А. История Китайских границ. // Новая и новейшая история. 2003, № 3 – C. 50-52.

[7] Ганиев Т. А. Безопасность центрально-азиатского региона СНГ и роль Российской Федерации в ее обеспечении: дисс. ... канд. полит. наук. М.: ВУ, 2008 – C. 157.

[8] Комиссина И.Н., Куртов А.А. Шанхайская организация сотрудничества: Становление новой реальности// Рос. ин-т стратегических исследований. - М., 2005  - С.30.

[9] Ганиев Т. А. Безопасность центрально-азиатского региона СНГ и роль Российской Федерации в ее обеспечении: дисс. ... канд. полит. наук. М.: ВУ, 2008 – C. 160.

 

Список источников 

  1. Азат Душебаев.  Институт стратегического      анализа и прогноза (ИСАП) Взаимоотношения Российской Федерации и Китайской Народной Республики. 2010.
  2. Воронцов А.К. Проблема обеспечения безопасности в АТР // Проблемы Дальнего Востока. – № 3. – 2000.
  3. Ганиев Т. А. Безопасность центрально-азиатского региона СНГ и роль Российской Федерации в ее обеспечении: дисс. ... канд. полит. наук. М.: ВУ, 2008.
  4. Галенович Ю.М. Россия и Китай в XX веке: граница. – М.: Международные отношения, 2004.
  5. Комиссина И.Н., Куртов А.А. Шанхайская организация сотрудничества: Становление новой реальности// Рос. ин-т стратегических исследований. – М., 2005.
  6. Маргелов М. Российско-китайские отношения на высшей точке развития. // Международная жизнь, 2003 №9.
  7. Молодин В.Н., Комиссаров С.А. История Китайских границ. // Новая и новейшая история. 2003, № 3
  8. Мясников В.С. Россия-Китай. // ОНС 1996, № 2
  9. Яковлев А.Г. Россия и Китай: состояние и перспективы отношений // Китай в мировой и региональной политике (история и современность): Информ. бюл. Ин-та Дальнего Востока РАН. – 1995, № 3.
  10. Экспресс-информация № 6. Перспективы регионального сотрудничества России и Китая в ХХI веке /      Российская Академия Наук. Институт Дальнего Востока. – М., 2007.
  11. Экспресс-информация № 6. Перспективы регионального сотрудничества России и Китая в ХХI веке /      Российская Академия Наук. Институт Дальнего Востока. – М., 2007.
  12. Энциклопедия нового Китая. – М., 1989.
  13. Островский А.В. 63 года Китайской Народной Республике. http://www.ifes-ras.ru/publications/online/589-63-goda-kitajskoj-narodnoj-respublike

 

Гусева Елена Владимировна


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение