Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Китай и его роль в новом мировом порядке / Статьи
Второй этам реформирования Народно-освободительной армии Китая
Материал разместил: -Дата публикации: 05-01-2021
В статье дан анализ направлений строительства НОАК на среднесрочную перспективу в интересах прогнозирования собственно военного потенциала Китая.

В настоящее время в КНР осуществляются мероприятия второго этапа реформирования НОАК.

Действующие лидеры Китая не приступали ко второму этапу военной реформы до тех пор, пока в вооруженных силах и государственном аппарате не была проведена масштабная антикоррупционная кампания, которая резко усилила популярность председателя КНР Си Цзиньпина, ослабила возможных его оппонентов.

Подготовка к кардинальному изменению военной структуры началась с приходом нового руководства страны в 2013 году, когда председатель КНР Си Цзиньпин заявил о необходимости строительства вооруженных сил, "способных вести победоносные войны". В 2014 году была создана партийная группа по углублению реформ в ВС Китая, которая готовила нынешний вариант реформ.

Официально о начале проведения масштабной реформы вооруженных сил председатель КНР Си Цзиньпин объявил 26 ноября 2015 г. на совещании ЦВС Китая.

Основными целями реформы, достичь которые намечено в 2020 году, заявлены:

реорганизация системы военного управления НОАК;

совершенствование системы взаимодействия видов и родов войск в ходе ведения совместных операций;

совершенствование структуры высших органов управления НОАК;

внедрение информационных технологий в процесс боевой подготовки и ведения боевых действий;

подготовка соединений и частей ВС КНР к боевым действиям в условиях современного боя, в том числе за пределами собственных государственных границ;

укрепление главенствующей роли Коммунистической партии Китая в вопросах национальной обороны.

На данном совещании ЦВС были озвучены основные направления проведения военной реформы, включающие следующие пункты.

  1. Реформа системы военного управления, в которой лидирующая роль отводится Центральному военному совету КНР.
  2. Реорганизация высших органов управления НОАК (генерального штаба, главного политического управления, главного управления тыла и главного управления вооружения и военной техники).
  3. Формирование единого органа управления сухопутными войсками, способного решать как задачи оперативного управления войсками, так и административные вопросы.
  4. Реорганизация военных округов КНР и формирование на их базе региональных командований.
  5. Усиление контроля над командным составом ВС Китая.
  6. Противодействие коррупции в вооруженных силах при помощи дополнительно сформированных специальных контрольных органов (комиссий) в составе ЦВС КНР.
  7. Реформа военной судебной системы, в рамках которой в составе ЦВС КНР будет сформирован надзорный орган и комиссия по правовым вопросам.
  8. Активизация НИОКР в оборонной области.
  9. Усиление контроля над кадровой работой в вооруженных силах, в том числе с целью обеспечения более тщательного отбора кандидатов для прохождения службы в рядах НОАК.
  10. Снижение численного состава вооруженных сил Китая на 300 тысяч человек, в первую очередь из состава сухопутных войск НОАК, а также формирований других видов и родов войск (сил), не связанных с решением боевых задач.
  11. Наращивание уровня взаимодействия вооруженных сил и гражданского общества.

Во исполнение решений, принятых в ноябре 2015 г. на совещании ЦВС КНР, в декабре 2015 г. началось проведение мероприятий по реорганизации НОАК. В частности, в структуре НОАК сформированы:

командование (штаб) сухопутных войск;

ракетные войска;

силы стратегической поддержки (создание подобной структуры под единым командованием отмечено впервые).

Командование сухопутных войск предназначено для непосредственного управления сухопутными войсками НОАК (ранее данную функцию выполнял генеральный штаб). Кроме того, на командование возложены задачи повышения эффективности управления за счет сокращения избыточных звеньев управления, ускорения модернизации СВ (включая планирование мероприятий по перевооружению), разработки планов и программ оперативной и боевой подготовки войск, взаимодействия с другими видами ВС.

Ранее стратегические ракетные войска НОАК являлись самостоятельным родом войск. Для его обозначения на китайском языке применялся термин "Вторая артиллерия". В декабре 2015 г. статус данного самостоятельного рода войск повышен до вида ВС Китая с изменением терминологии на "Ракетные войска". Данный вид китайских вооруженных сил продолжает оставаться ключевым компонентом стратегических наступательных сил КНР, при этом круг задач решаемых ракетными войсками не изменился.

Силы стратегической поддержки НОАК сформированы с целью организации боевого обеспечения войск и получения превосходства в космическом и киберпространстве. Основными задачами являются: организация и ведение космической разведки, сбор, обработка и анализ данных, поступающих от разведывательных ИСЗ оптоэлектронной и радиолокационной разведки; управление радионавигационной спутниковой системой национальной разработки "Бэйдоу" и системой стратегического раннего предупреждения и контроля космического пространства, а также проведение операций в кибернетическом пространстве.

Как упоминалось ранее, в соответствии с решениями ЦВС Китая от 26 ноября 2015 г. руководством страны 11 января 2016 г. объявлено о расформировании четырех высших органов управления национальных ВС, в том числе: генерального штаба, главного политического управления, Главного управления тыла и Главного управления вооружения и военной техники НОАК.

На основе упраздненных органов военного управления (являвшихся самостоятельными и не входившими в состав ЦВС КНР) созданы схожие административные единицы, но уже в структуре данного военного совета. Эти 15 органов военного управления структурно поделены на три группы:

- управления (объединенный штаб, политическое, тылового обеспечения, развития ВВТ, военной подготовки и службы войск, мобилизационное);

- комиссии (по проверке дисциплины, политико-юридическая, по науке и технике);

- канцелярии и службы (канцелярия стратегического планирования, канцелярия по военной реформе и совершенствованию организационно-штатной структуры, канцелярия по международному военному сотрудничеству, контрольно-ревизионная служба, главное административное управление).

. В рамках мероприятий по оптимизации военно-административного деления страны с 1 февраля 2016 г. на базе семи военных округов Китая сформированы пять объединенных командований:

Западное региональное командование включает территории провинции Сычуань, Тибетского АР и города центрального подчинения Чунцин (ранее Чэндуский ВО), провинций Шэньси, Ганьсу, Цинхай, Нинся-Хуэйского и Синьцзян-Уйгурского АР (ранее Ланьчжоуский ВО). Предназначено для действий на Тибетском и Западном (Индийском) стратегических направлениях. Штаб дислоцируется в г. Чэнду (провинция Сычуань);

Северное региональное командование включает территории провинций Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян (ранее Шэньянский ВО), Шаньдун (ранее Цзинаньский ВО) и АР Внутренняя Монголия (ранее Пекинский ВО). Предназначено для действий на Северо-Восточном (Корейском) и Монгольском стратегических направлениях. Штаб дислоцируется в г. Шэньян (провинция Ляонин);

Центральное региональное командование включает территории провинций Хэнань (ранее Цзинаньский ВО), Хубэй (ранее Гуанчжоуский ВО), Хэбэй, Шаньси, а также городов центрального подчинения Пекин и Тяньцзинь (ранее Пекинский ВО). Выступает в качестве резерва вооруженных сил, для организации поддержки и обеспечения всех остальных командований. Штаб дислоцирован в г. Пекин;

Восточное региональное командование включает территории провинций Цзянсу, Чжэцзян, Аньхой, Фуцзянь, Цзянси и город центрального подчинения Шанхай (ранее Нанкинский ВО). Предназначено для действий на Восточном (морском) и Юго-Восточном (Тайваньском) стратегических направлениях. Штаб дислоцируется в г. Нанкин (провинция Цзянсу);

Южное региональное командование включает территории провинций Юньнань, Гуйчжоу (ранее Чэндуский ВО), Хунань, Гуандун, Хайнань, а также Гуанси-Чжуанского АР (ранее Гуанчжоуский ВО). Предназначено для действий на Южном (морском) и Юго-Западном (Вьетнамском) стратегических направлениях. Штаб дислоцируется в г. Гуанчжоу (провинция Гуандун).

Необходимо отметить, что объединенному командованию подчинены все соединения и части сил общего назначения, дислоцирующиеся на их территории. Штабам данных оперативно-стратегических объединений подчинены все штабы соединений и частей сухопутных войск и военно-воздушных сил, кроме этого штабам Северного, Восточного и Южного объединенных командований подчиняются штабы соответствующих флотов ВМС Китая. В ходе военных (боевых) действий структурные органы управления осуществляют оперативное руководство подчиненными воинскими формированиями и служат командными пунктами.

Таким образом, реформирование НОАК, осуществляемое действующими политическими лидерами Китая, в первую очередь, направлено на повышение роли ЦВС КНР как единого органа военного управления. По мнению китайских военных специалистов, создание объединенных командований обеспечит эффективное руководство войсками, сократит расходы на их содержание, повысит уровень межвидового взаимодействия и упростит организацию материально-технического обеспечения.

Мероприятия, проводимые на данном этапе реформы Народно-освободительной армии Китая, не направлены против Российской Федерации и не несут прямых угроз и вызовов ее военной безопасности.

Руслан Полночук


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение