Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Великая арабская революция / Статьи
Доклад французского института об обороноспособности стран Евросоюза
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 23-01-2011

В сборнике аналитических материалов "Стратегический год 2011", подготовленном французским Институтом международных и стратегических исследований (ИРИС) дан анализ состояния обороноспособности в Европе. Автор, Жан-Пьер Молни, в материале под названием "Снижается ли уровень европейской оборонной мощи?" дает развернутый ответ на поставленный вопрос на примере Франции.

По мнению Молни, в этом году военная мощь стран ЕС была поставлена под сомнение сразу по двум направлениям. На уровне отдельных государств к этому вынудила кризисная ситуация в экономике и финансах, что привело к существенному сокращению военных бюджетов. На глобальном уровне в целом наблюдался аналогичный процесс, поскольку интеграция в рамках самого Евросоюза, столь необходимая в этот трудный момент, буксует. Ярким примером тому могут служить продолжавшиеся и в минувшем году злоключения военно-транспортного самолета А-400 М, который был призван стать символом единства Европы в сфере вооружений. Более того, в последние 10 лет не было принято ни одной новой общеевропейской оборонной программы, пишет автор.

Что же касается Франции, в настоящий момент страна экспортирует в основном военную технику, производимую внутри страны. Это подводные лодки, боевые самолеты "Рафаль" и десантно-командные корабли "Мистраль".

"Однако все эксперты признают, что отступление на национальную территорию поможет сохранить рабочие места в краткосрочном плане, но ослабит промышленный европейский потенциал в области вооружений в долгосрочной перспективе, - резюмирует Молни. - Однако есть опасение, что наша оборонная политика в ближайшие годы не изменится".

Одну из причин снижения европейской оборонной мощи автор видит в сокращении военных бюджетов. В Европе (здесь и далее под "Европой" и "европейцами" подразумеваются страны ЕС) рост экономики оказался неожиданно малым. На всей территории ЕС обострились проблемы бюджетных дефицитов и задолженности, что привело к введению в ряде стран режима жесткой экономии. В период бюджетного кризиса сокращение оборонных расходов дает заметную выгоду, так как на эту сферу приходится значительная часть государственных трат, примерно 15 млрд евро ежегодно. К таким мерам прибегло правительство Дэвида Кэмерона. Германия сократила расходы на оборону в минувшем году на 450 млн евро, в планах - сокращение военного бюджета на 8 млрд евро на период 2010-2014 гг. и перевод армии на профессиональную основу. Франция объявила о стремлении сэкономить на военном бюджета 3-5 млрд евро в период с 2011 по 2013 год.

По мнению экспертов, подобное сокращение выделяемых на армию средств в будущем создаст массу проблем. Во-первых, будет буксовать осуществление проекта "Единой политики в сфере безопасности и обороны". Во-вторых, недофинансирование может оказаться очень болезненным для европейской индустрии вооружений, а перспективы общеевропейских программ сотрудничества в данной сфере отодвинутся на неопределенный срок.

Такой программой на сегодняшний день является создание военно- транспортного самолета А-400 М. Страны-участницы не могут осуществить этот проект в течение почти 10 лет. Весной 2010 года удалось, наконец, подписать соглашение о выделении дополнительных средств и приступить непосредственно к реализации. В конечном итоге программа по созданию 180 таких самолетов теперь стоит не 20, а 27 млрд евро. Однако, в силу введения режима жесткой экономии некоторые страны-участницы проекта заявили об уменьшении числа заказанных самолетов А-400 М, что грозит вновь поставить под угрозу воплощение в жизнь этой единственной совместной программы в сфере вооружений. Европейский аэрокосмический и оборонный концерн ЕАДС еще в 2003 году предупредил, что в случае подобных отказов стоимость самолета будет увеличиваться.

Споры вокруг тендера на поставку 179 самолетов-заправщиков для американских ВВС общей стоимостью в 20 млрд евро серьезно обострили трансатлантическую конкуренцию в производстве вооружений. После того, как два года назад это право выиграл ЕАДС, власти США стали делать все возможное, чтобы этот контракт достался ведущему американской авиастроительной компании "Боинг". Дело дошло до того, что весной 2010 года президент Франции Николя Саркози на переговорах со своим коллегой Бараком Обамой был вынужден просить, чтобы ЕАДС дали время для подготовки к борьбе за тендер на новых условиях. Эта неприглядная история со всей остротой поставила вопрос об открытости трансатлантических рынков вооружений. В ЕС прекрасно понимают, что американцы изменили условия торгов по заправщикам, чтобы защитить свою военную промышленность, имитируя при этом соблюдение принципов конкуренции.

"Такая закрытость рынков США должна заставить европейцев действовать аналогичным образом, - считает автор доклада. - Рынки вооружений не подчиняются тем же правилам, что и гражданские. В области экспорта технологий Вашингтон нередко прибегает к необоснованным отказам, ссылаясь на законы о контроле экспорта вооружений. Необходимость стратегической автономии европейских стран требует от них защиты собственного рынка не для того, чтобы нарушать правила конкуренции, а чтобы приспособиться к нормам и практике американцев по защите их внутреннего рынка. В любом случае, по обе стороны Атлантики должны осознавать негативные последствия принимаемых протекционистских мер, которые ведут к ослаблению как военной промышленности, так и боеспособности вооруженных сил".

Одним из главных, если не ключевым, покупателем французских вооружений стала Бразилия. Речь идет не только о продаже техники, но и об установлении стратегического партнерства с этой страной в области обороны и безопасности. Французско-бразильские связи в области экспорта вооружений начинают приносить свои плоды уже сейчас. Еще в ходе визита в эту южноамериканскую страну президента Саркози в сентябре 2009 года главами двух государств были подписаны многомиллиардные соглашения на поставки четырех подводных лодок "Скорпен", на содействие в строительстве атомной подлодки, создание военно-морской базы и корабельных верфей. Кроме того, был подписан контракт на поставки 51 вертолета "Каракаль" производства группы "Еврокоптер".

Отдельную главу автор исследования "Снижается ли уровень европейской оборонной мощи?" отводит вопросу о продаже России кораблей "Мистраль". Жан-Пьер Молни подчеркивает, что эта сделка во многих отношениях "новаторская" для французской стороны.

В последней главе автор анализирует проблему развертывания ПРО в Европе, отмечая, что "это тема стратегических дискуссий будущего". Касаясь споров и дискуссий в странах ЕС и, в частности, во Франции относительно этого проекта НАТО в Европе, автор приводит основные аргументы "за" и "против" этой программы.

Прежде всего, размещение противоракет недопустимо дорого, уверен Молни. "Поэтому вхождение Франции в этот проект ослабило бы ее потенциал в других областях, прежде всего в ядерной сфере. Во-вторых, реализация ПРО привяжет нашу оборонную политику к американской", - говорится в материале.

Главным политическим аргументом сторонников проекта НАТО во Франции остается тезис о том, что интеграция страны в военное командование альянса обязывает ее к поддержке инициативы США. Некоторые эксперты также полагают, что участие в таком высокотехнологичном проекте позволит Парижу совершить резкий рывок в области высоких технологий. Однако сам автор полагает, что проблема размещения противоракет в Европе должна рассматриваться гораздо шире. Речь идет о положении Франции в системе международной безопасности в ближайшие годы, о ее возможностях выступать в роли ядерной державы и одновременно участвовать в системе ПРО с учетом финансовых возможностей страны. В любом случае, время для принятия окончательного решения еще не пришло, уверен автор. До этого необходимо преодолеть еще очень много противоречий.

 


Источник: http://www.sknews.ru/rubriki/army/46068-doklad-francuzskogo-instituta-ob-oboronosposobnosti-stran-evrosoyuza.html


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение