Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Великая арабская революция / Статьи
Западные аналитики о возможной агрессии против Сирии
Материал разместил: -Дата публикации: 20-12-2011

В последнее время в зарубежной прессе становится все больше комментариев и статей, связанных с обсуждением вопроса последствий возможного вооруженного вторжения в Сирию. Практически все без исключения авторы в своих статьях сходятся во мнении, что вторжение уже неизбежно и сегодня необходимо определиться лишь с вариантом его осуществления.

По мнению авторов таких материалов, усиливающийся внутренний кризис в Сирии сделал фактически неизбежным гуманитарное и военное вмешательство во внутренние дела этой страны. Кроме того, в случае сохранения у власти администрации Б.Асада  геополитическая ситуация в регионе останется напряженной: сохранится влияние Дамаска на ситуацию в Ливане и Ираке.

Среди вариантов интервенции против Дамаска наиболее часто рассматривают следующие: создание анклава или буферной зоны на севере Сирии на границе с Турцией, в котором могли бы разместиться беженцы из других районов Сирии; "гуманитарные коридоры" обеспечивающие доставку гуманитарных грузов и продовольствие в города страны, неподконтрольные Дамаску, а также создание бесполетной зоны над рядом районов Сирии.

Указывая на возможность того или иного варианта, авторы отмечают, что реализация каждого из них связана с определенными трудностями и затратой существенных ресурсов.

Так, особая роль в создании анклава или буферной зоны на территории Сирии отводится Турции. И здесь приоритет за ее руководством: согласится ли оно на такую роль в сирийском конфликте? Практика создания такого рода буферной зоны в новейшей истории есть – примерно так поступали США в ходе конфликта с Ираком, когда в северных районах страны была создана буферная зона для курдов.

Отмечается, что данный вариант развития событий невозможен без использования значительного контингента сухопутных сил, которые должны взять на себя обеспечение безопасности границ анклава. Ввод войск на территорию Сирии неизбежно столкнется с сопротивлением частей ее регулярной армии, а также с фактами саботажа со стороны мирных жителей-сторонников Б.Асада, которые останутся на территории, выведенной в анклав. Проведение сухопутной операции потребует обеспечения серьезного прикрытия контингента с воздуха.

В целом создание анклава – весьма затратное предприятие и Турция вряд ли сможет реализовать его самостоятельно. Эксперты отмечают, что аналогичная операция в Ираке потребовала привлечения контингента численностью около 20 000 человек для создания зоны безопасности для 500 000-700 000 курдов. В гуманитарном обеспечении анклава тогда приняли участие тридцать стран и почти пятьдесят международных и неправительственных организаций.

Наибольший риск при осуществлении данного сценария - риск столкновения с регулярными частями сирийской армии. Кроме того, в нынешних условиях создание буферной зоны для нескольких сотен тысяч человек существенно не изменит ситуации, так как требуется обеспечить безопасность от действующего режима нескольких миллионов сирийцев. Вместе с тем, расширение анклава быстро истощит местные ресурсы и потребует существенных расходов на обеспечение гуманитарной поддержки населения, размещенного в буферной зоне.

Следующий вариант, принимаемый во внимание западными аналитиками – создание гуманитарных коридоров. Инициатором такого развития событий стала Франция, которая предложила организацию сети гуманитарных коридоров по территории Сирии для снабжения продуктами и иными гуманитарными грузами населения неподконтрольных Дамаску городов. Авторы отмечают, что подобный сценарий мог быть реализован и без согласия Дамаска, хотя в этом случае потребуется реализация так называемого «силового входа» с применением контингентов сухопутных сил при поддержке авиации. Однако войти в страну и создать сеть коридоров – это еще только полдела. Вторая половина гораздо сложнее – необходимо обеспечить функционирование созданной сети гуманитарных коридоров и удержать контроль над ними.

Вместе с тем сегодня все же рассматриваются проекты организации гуманитарных коридоров с территории Турции, Ливана и Иордании. Кроме наземных планируется организация и воздушных гуманитарных коридоров, которые позволили бы существенно расширить район проводимой операции. Хотя сами авторы сомневаются в том, насколько именно сегодня необходимы гуманитарные коридоры обоих видов.

Организация гуманитарных коридоров потребует большой предварительной работы по формированию мощной тыловой системы обеспечения деятельности коридоров. Подходящие морские порты и аэродромы должны быть приспособлены для работ в рамках операции. При этом необходима не только их функционирование по предназначению, но и обеспечение их охраны и обороны от возможных диверсионных действий со стороны режима Асада. Опыт организации масштабных гуманитарных акций показал высокие требования по количеству колесного, морского и воздушного транспорта, который должен быть задействован в операции такого рода. Также необходима сложная работа по координации транспортных потоков, как до тыловых баз, так и на территории Сирии.

Авторы такого проекта отмечают, что успех проекта создания гуманитарных коридоров может быть достигнут только в случае, если на такую операцию согласится режим в Дамаске. Во всех других случаях реализация проекта создания сети транспортных коридоров натолкнется на ряд сложно преодолимых проблем, что сделает гуманитарную операцию практически невыполнимой. В случае активизации «войны с конвоями», большинство стран, ранее принявших участие в гуманитарной операции, скорее всего, вышли бы из нее, как только столкнулись бы с первыми жертвами из числа собственного персонала. Успех операции также потребует вовлечения значительного контингента сухопутных сил и сил прикрытия из состава военно-воздушных сил, что далеко выходит за рамки предлагаемых Францией вооруженных сопровождающих конвои.

Наибольший практический опыт сегодня имеется  в создании, так называемых «бесполетных зон». Однако, как отмечают аналитик, до последнего времени роль военно-воздушных сил в противостоянии в Сирии была незначительной. Дамаск практически не применял авиацию в борьбе с бунтовщиками.

Создание бесполетной зоны также потребует привлечение инфраструктуры соседних государств, таких как Иордания, Ирак и Турция. Однако эксперты уверены, что Анкара пойдет на открытое применение военной силы или предоставление собственной территории для ударов по целям в Сирии только в случае начала широкомасштабной гражданской войны в этой стране, а до этого она будет стремиться действовать исключительно в рамках решений Лиги Арабских государств, Организацией исламской Конференции или двусторонних отношений с Соединенными Штатами, но никак не в рамках НАТО. В любом случае потребуется расширение инфраструктуры обеспечения воздушной блокады за счет привлечения авианосных групп, развернутых в Средиземном море, а также за счет баз НАТО в Италии. Кроме того, если Дамаск выступит против организации подобной бесполетной зоны (что наиболее вероятно), то потребуется привлечение значительного числа истребительной авиации стран НАТО и США. В этой связи аналитики отмечают, что у Сирии сегодня существует одна из самых плотных систем ПВО в мире, хотя большая часть систем ПВО значительно устарели. Кроме того, следует предположить, что Дамаск мог бы и не оспаривать бесполетную зону, так как он сегодня достигает своих целей и без масштабного применения авиации.

Рассматривая разные варианты возможной интервенции против Сирии, западные эксперты не обходят стороной и возможный ответ Ирана на развязывание агрессивных действий западной коалиции против своего союзника в регионе.

В частности отмечается, что еще 4 октября т.г. сирийский президент Башар Ассад предупредил турецкого министра иностранных дел Ахмета Дэвутоглу, что Сирия ответит на иностранную интервенцию ударами по инфраструктуре Израиля, США и стран ЕС в регионе. Асад также предупредил, что в случае агрессии флот Ирана нанесет удар по американским кораблям в Персидском заливе. По мнению экспертов, такая возможность должна обязательно учитываться при планировании вариантов интервенции.

Несмотря на то, что Иран до последнего времени старался избегать прямого конфликта, предпочитая ответить иными инструментами (например, через возможности Хезболлы). Однако ситуация вокруг Тегерана сегодня не позволяет говорить о том, что Иран готов вступить в открытое противостояние ради поддержки своего союзника.

В целом авторы вариантов применения силы против Дамаска сходятся во мнении, что режим Асада продемонстрировал решимость стоять до конца и не идти на компромиссы с Западом. Это, по мнению западных аналитиков, переносит акцент на применение силовых вариантов интервенции в отличие от гуманитарных. Без применения военной силы изменить ситуацию в Сирии сегодня не получится, считают они.

Безусловно необходимой в создавшихся условиях считается организация и проведение специальных операций на территории Сирии, которые способствовали бы консолидации протестных групп, подготовки из них боеспособных подразделений, а также разложению морального духа регулярной армии. Авторы отмечают, что ливийский опыт такого рода действий вполне может быть применен и в Сирии. Однако на подготовку такого рода операции необходимо значительное время. На время подготовки частей мятежников безусловно необходимой станет и бесполетная зона над рядом районов Сирии, что требует готовности от стран антисирийской коалиции готовности нести жертвы от огня сирийской ПВО. Однако, как отмечают авторы проектов, сегодня нет единства в понимании путей усмирения Асада, что делает невозможной четко скоординированную операцию по свержению режима Асада в ближайшее время. Вместе с тем, в случае любого варианта иностранной интервенции Сирия готова к действиям против сопредельных государств, что расширяет риски готовящейся операции.

Вместе с тем, союзники Дамаска сегодня вряд ли готовы вступиться за своего союзника - слишком напряжена обстановка непосредственно вокруг них самих. Это касается, в первую очередь, Хезболлы и Ирана.

В качестве итога отмечается, что иностранное вмешательство в ситуацию Сирии представляется сегодня весьма затратным по ресурсам и времени предприятием. Участники коалиции должны быть готовы  тому, что интервенция в Сирию может перерасти в региональный конфликт, в который будут вовлечены и страны, непосредственно не принимающие участие в интервенции.

Однако, несмотря на все явные и косвенные риски, связанные с интервенцией в Сирию эта операция видится единственным вариантом дальнейшего развития ситуации вокруг этого ближневосточного государства. Без устранения режима Асада остается риск эскалации напряженности в Ливане и, что наиболее важно для США, - в Ираке. Поэтому военными аналитиками США отмечается, что уже сегодня, до того момента пока будет принято решение о том или ином варианте интервенции против Сирии, необходима организация и осуществление серии тайных операций, результатом которых должна стать подготовка плацдарма в среде населения Сирии для прихода иностранного военного контингента.

Сергей Гриняев


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика