Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Настоящее и будущее Европы / Статьи
БРИКС и Европейский союз в условиях финансового кризиса: оценка устойчивости
Материал разместил: Фомин АлександрДата публикации: 15-10-2012

Новое обострение ситуации в мировой экономике, грозящее второй волной кризса, а также трагическая ситуация в экономике ЕС, заставляют внимательнее изучать основные механизмы, лежащие в основе ведущих экономических союзов, изучать их способность противостоять каткализмам. В этой статье рассмотрены особенности таких образований, как БРИКС и Европейский союз.

 

1. БРИКС

БРИКС  – группа из 5 развивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (ЮАР). Сокращение BRIC было впервые предложено Джимом О’Нейлом, аналитиком Goldman Sachs, в ноябре 2001 г. в аналитической записке банка.

Первоначально Goldman Sachs не предполагал наличие координации экономических политик между странами БРИК. Тем более не предполагалось, что страны БРИК образуют некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию, как ЕС. Однако, со временем появились признаки, что 4 страны БРИК стремятся сформировать политический клуб или «союз», и таким образом преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое влияние.

Члены БРИК характеризуются как быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов.

До 2011 г. по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 г. с этого времени группа стала носить название БРИКС. По мнению Goldman Sachs, к 2050 г. суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (G7).

Страны БРИКС занимают более, чем 25% суши в мире, имеют 40% населения и создают суммарный валовой внутренний продукт (ВВП) около $13,9 трлн. (2011 г.).  Для сравнения: в 2011 г. ВВП США составил около $15,1 трлн.   

В настоящее время в странах аккумулируется 40% золотовалютных резервов и реализуется 45% глобальной торговли. По итогам 2010 г. экономика БРИКС превзошла показатели ЕС.

На рис. 1-5 по данным Всемирного банка представлены основные характеристики стран-членов БРИКС.

Самой экономически значимой страной БРИКС является Китай – безусловный лидер по ВВП и численности населения.

                       

Рис. 1. ВВП стран БРИКС в 2011 г., $ трлн.

Рис. 2. Численность населения стран БРИКС в 2011 г., млн. чел.

 

 Рис. 3. Валовой национальный доход на 1-го человека в странах БРИКС в 2011 г., $тыс. по паритету покупательной способности

 

Рис. 4. Индексы потребительских цен и уровни безработицы к экономически активному населению (методология МОТ) в странах БРИКС в 2011 г., %

 

 Рис. 5. Госдолг стран БРИКС в 2011 г., % от ВВП

Россия впереди по среднестатистическому показателю уровня жизни – ВНД по паритету покупательной способности (ППС), приходящегося на одного жителя страны.

Если говорить о проблемах стран БРИКС, то в ЮАР самый высокий уровень безработицы (рис. 4), а в Индии и Бразилии наиболее значительные величины государственного долга (рис. 5), и во всех странах довольно высок уровень инфляции по индексу потребительских цен.  

Большинство стран БРИКС – это страны, богатые природными ресурсами.

В России пока еще есть нефть и много газа, железа, никеля, кобальта, золота, серебра.

В Китае – угля, меди, алюминия, молибдена, марганца.

В Индии – железной руды, алмазов, золота, тория, способного существенно изменить облик ядерной энергетики будущего.

В ЮАР нефти и газа нет, но много разнообразных полезных ископаемых: алмазов, золота, марганцевых и железных руд. Экономика ЮАР – крупнейшая в Африке.

Бразилия также обладает богатейшими, хотя еще не достаточно хорошо разведанными, залежами полезных ископаемых: железной руды, марганцевых руд, бокситов, никеля, урановой руды,  вольфрама, золота, циркония, тория. Есть сообщения о больших разведанных запасах нефти, правда – не легкодоступной. Экономика Бразилии – крупнейшая в Южной Америке.       

 Рис. 3.6. Темпы изменения ВВП стран БРИКС

Учитывая также общие численность население, площадь территории, географическое положение и военный потенциал, получается, что потенциально страны БРИКС могут быть вполне самодостаточными в экономическом, политическом и военном отношении. Они могли бы (если никто не будет мешать) компенсировать экономические проблемы друг друга и создать реальную основу будущего многополярного мира. 

Прогнозируется, что в будущем значительные размеры экономик  стран БРИКС позволит им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к формированию новой экономической элиты и снизит влияние «золотого миллиарда».

 

Рис. 7. Динамика валютных курсов китайского юаня, бразильского реала, индийской рупии, южно-африканского рэнда отн. ед. (за 1 принято значение курса соответствующей валюты на начало 2008 г.)

 

В финансово-экономический кризис 2008-2009 г. страны БРИКС столкнулись с большими экономическими проблемами, которые привели к снижению ВВП этих стран – рис. 6 (по данным Всемирного банка). Наиболее сильно пострадала Россия. Наилучшим образом кризисные явления пережил Китай, темп экономического роста которого в кризисный год составил 9,2% – величину, о которой другие страны могут только мечтать.   

У Китая также возрос курс национальной валюты – юаня по отношению к доллару США, тогда как у остальных стран БРИК валютные курсы существенно понизились (рис. 7).

Что же качается фондовых индексов, то их динамика была почти синхронизирована с динамикой американского Доу-Джонса (рис. 8). 

Первый саммит глав стран БРИК состоялся 16 июня 2009 г. в Екатеринбурге. В апреле 2011 г. состоялся первый саммит БРИКС с участием 5 стран.

В настоящее время предполагается проведение 5-го саммита в ЮАР (г. Дурбан). Любопытно, что на нем ЮАР намерена предложить поучаствовать партнерам по БРИКС в создании африканского транспортного коридора Север–Юг. Он может пройти через 30 стран и призван стать «транспортным хребтом» Африки. В этой связи можно отметить, что тема транспортных коридоров (в более общем виде – современной транспортной инфраструктуры и логистики) является близкой и для Китая, Индии и РФ. 

 

Рис. 8. Динамика значений фондовых индексов: американского Доу-Джонса DJIA, китайского Hang Seng и бразильского Bovespa, отн. ед. (за 1 принято значение курса соответствующей валюты на начало 2008 г.)

По мнению президента РФ, которое он высказал на последнем саммите, страны «пятерки» объединяются «не только по признаку быстрорастущих экономик». «Помимо этого страны БРИКС объединяют общие взгляды на развитие международной жизни, мировой экономики и политических процессов. По ключевым вопросам наши страны действительно придерживаются общих позиций».

Поэтому неслучайно, что в итоговом документе последнего саммита затронуты политические вопросы: РФ и Китай выступили за реформу ООН и повышение статуса своих партнеров по БРИКС в Совбезе.

Наиболее конкретной объединяющей экономической идеей стран БРИКС стало их отношение к доллару США. Финансовый кризис показал, что основанная на долларе валютная система неадекватна, признали лидеры БРИКС. Необходима международная система резервных валют, обеспечивающая стабильность и уверенность, говорится в совместном документе.

Члены БРИКС зафиксировали в декларации, что выступают за реформирование международной валютной системы, в том числе расширение валютной корзины специальных прав заимствования (SDR) МВФ. Пока единственным реальным кандидатом из валют стран БРИКС на включение в корзину, состоящую из $, €, ₤ и иен, является китайский юань, но Пекин отказывается разрешить его свободную конвертацию.

Стороны сделали первый серьезный шаг к снижению зависимости от доллара. Главы государственных банков развития «пятерки» (Внешэкономбанк, Банк развития Бразилии, Экспортно-импортный банк Индии, Банк развития Китая и Банк развития Южной Африки) заключили рамочное соглашение о кредитовании друг друга в национальных валютах.

Отныне члены БРИКС будут стараться уходить от доллара во взаимной торговле, а банки развития «пятерки» подписали соглашение о кредитовании совместных проектов.

Фактически соглашение открывает дорогу к постепенному переходу торговли между странами БРИКС на национальные валюты, что, учитывая размер их экономик, решит политическую задачу повышения статуса реала, рубля, рупии, юаня и рэнда.

Основательнее всех к этому проекту подошел Китай, имеющий амбициозную стратегию укрепления роли своей валюты в мире. Обладающий наиболее высокими запасами долларов США и долговых обязательств американского казначейства, Китай предложил расширить странам группы проведение расчетов в национальных валютах во взаимной торговле и усилить кредитование. В рамках этого предложения был подписан меморандум о сотрудничестве государственных финансовых институтов развития.

Таким образом, страны БРИКС готовы исключить доллар из двустороннего кредитования, но когда заработает этот механизм, никто не знает. Странам еще предстоит подписать двусторонние соглашения, чтобы механизм заработал.

В связи с этим можно сделать следующее пояснение.

Для эффективного взаимодействия или интеграции финансовых систем стран необходимо, чтобы фундаментальные факторы финансовых систем совпадали, или были близки друг к другу. В противоположном случае могут возникнуть большие проблемы. 

Для наглядности можно привести аналогию из медицины. Если предполагается переливание крови от одного человека другому, то возраст, пол, вес и т.д. пациентов могут не иметь определяющего значения. Главное, чтобы были совместимы группы крови, а у донора не было серьезных болезней. Другими словами, различия у пациентов могут быть, но фундаментальные параметры их крови не должны сильно различаться.

В финансовой системе – примерно то же самое. Здесь фундаментальные параметры – соотношения между величинами международных валютных резервов, внешнего долга, экспорта, импорта.

Хороший индикатор совместимости финансовых систем может быть установлен при анализе динамики относительного курса одной валюты по отношению к другой, например, юаня к рублю. При этом в качестве масштабного единичного значения используется значение курса в фиксированный момент времени. Для определенности можно взять окончание предкризисного 2007 г. 

 

Рис. 9. Динамика относительных курсов валют стран БРИКС по отношению к российскому рублю (данные ЦБ РФ, 1 соответствует окончанию 2007 г.)

Соответствующая динамика относительных курсов валют стран БРИКС представлена на рис. 9 (поквартальные данные ЦБ РФ).

Если бы фундаментальные основы финансовых систем стран БРИКС были подобны, то относительные значения валютных курсов находились около 1 на всем рассматриваемом временном интервале. Но такое можно сказать только об индийской рупии – ее относительный рублевый курс близок к 1 в 2008-2012 гг.

На рис. 10 представлены данные о среднегеометрических значениях относительного курса валют стран БРИКС по отношению к рублю. 

Рис. 10. Среднегеометрические изменения относительных курсов валют стран БРИКС по отношению к российскому рублю

Из представленных графиков и диаграммы видно, что фундаментальные принципы финансовых систем стран БРИКС существенно различны. Поэтому к вопросам сотрудничества этих стран в финансовой сфере нужно подходить с осторожностью.

По мнению многих экспертов, первый саммит БРИКС (апрель 2011 г.) – скорее, имиджевый проект для стран с развивающейся экономикой. Утверждается, что участники саммита сосредоточились на том, как расширить многостороннюю кооперацию этого достаточно аморфного объединения, которое включает «три демократии и два авторитарных режима».

Но все же, по мнению некоторых экспертов, определенные перспективы развития у БРИКС есть. Подобные саммиты очень полезны, поскольку они позволяют «наметить пути самостоятельного решения кризисных экономических ситуаций без давления стран G7, которые очень ревностно относятся к перспективам усиления влияния БРИКС».

В условиях больших проблем в мировой финансовой системе, высокого американского внешнего долга (более $15 трлн.), который США, конечно, никому некогда не собираются возвращать,  военной активизации США и управляемого ими блока НАТО,  только из соображения самосохранения необходимо искать возможности консолидации развивающихся стран.

Понятно, что острый конфликт между Китаем и США за энергоресурсы – это вопрос только времени, пока он тлеет в форме валютных войн. И в этот конфликт обязательно попытаются втянуть РФ и Индию. Поэтому поиск альтернатив, в том числе, таких как БРИКС  – деятельность полезная. Она имеет и экономический, и политический аспекты.           

С экономической точки зрения – глобальный финансовый кризис, сокративший возможности Запада для предоставления кредитов, позволил Пекину чувствовать себя на африканском континенте более уверенно. С резервами в размере более $3 трлн. Китай может позволить себе раздавать кредиты, обеспечивая доступ к ресурсам Африки. Конкурентов у Китая в этой части мира становится все меньше.

С политической точки зрения – сотрудничество между странами БРИКС тоже актуально. Индия, Бразилия, ЮАР надеются использовать возможности Китая и России – постоянных членов Совета Безопасности ООН для усиления своих политических позиций в ООН, G20 и в других международных организациях для того, чтобы не остаться нейтральными в решении политических и военно-политических проблем в глобальном масштабе.      

Следует четко понимать, что любое ограничение свободы американского доллара карается весьма быстро и решительно. Поэтому надо отдать должное политической смелости участников первого саммита БРИКС – они, конечно, понимали, что  своими антидолларовыми заявления могут вызвать гнев мирового блюстителя демократии. А там недалеко и до обвинений в нарушении прав человека, последующего блокирования счетов в зарубежных банках и создания бесполетных зон над территориями независимых государств. Хорошо, что в Совете Безопасности ООН пока еще существует право вето. Но как показывает практика, можно обойтись и без резолюций ООН.  

 

2. Европейский союз

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) – экономическое и политическое объединение 27 европейских государств: Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Кипра, Латвии, Литвы, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Чехии, Швеция и Эстонии.

Юридически ЕС был закреплён Маастрихтским договором 1992 г. (вступившим в силу 1 ноября 1993 г.) на принципах Европейских сообществ.

С 500 млн. жителей (7% от общего количества людей на Земле) доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте в 2009 г. составляла около 28% ($16,4 трлн.) по номинальному значению и около 21% ($14,8 трлн.) по ППС. Это определило экономики ЕС 1-е место в мире по номинальному значению ВВП.

Но основную долю в суммарный ВВП вносят 5-6 стран ЕС (рис. 11).  

 

Рис. 11. ВВП стран ЕС и России (для масштаба) в 2011 г., $ трлн.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах ЕС, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены ЕС, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Большинство стран ЕС ввели в обращение единую валюту – евро – образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, ЕС имеет полномочия на участие в международных отношениях и на заключение международных договоров. Формируется общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованных действий во внешней и оборонной областях. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в ООН, ВТО, G8, G20. Делегации возглавляются послами ЕС. В ВТО экономика ЕС представлена в качестве единой организации.

ЕС – международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других – осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счетная палата и Европейский центральный банк (ЕЦБ). Европейский парламент избирается каждые 5 лет гражданами ЕС.

Для вступления в ЕС союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде. В стране должны соблюдаться демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. В стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза. Средний уровень дефицита страны не должен превышать 3% ВВП (в конце 2010 г. – 6,9% ВВП). Общий долг входящих в ЕС стран не должен превышать 60% суммарного ВВП (в конце 2011 г. – 89% ВВП).

Пока ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава в 1985 г. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

6 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Сербия, Турция, Хорватия и Черногория. Остальные государства Западных Балкан, Албания,  Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, т. к. независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

30 июня 2011 г. Хорватия завершила переговоры о вступлении. Присоединение к ЕС должно совершиться 1 июля 2013 г., при этом государство станет 28 участником организации.

3 государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к ЕС, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам. Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы – Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино – используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

ЕС – крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр Китая и Индии.

Развитие между странами-участниками единого  рынка, а также создание таможенного союза были двумя из основных целей создания Европейского экономического сообщества. При этом, если таможенный союз подразумевает запрещение любых пошлин в торговых отношениях между государствами-членами и формирование общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам, то общий рынок распространяет эти принципы и на другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик стран союза, гарантируя так называемые четыре свободы: свободу движения товаров, свободу движения лиц, свободу движения услуг и свободу движения капитала. Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария входят в общий рынок, но не в таможенный союз.

Свобода движения капитала подразумевает не только возможность беспрепятственных платежей и переводов через границы, но и покупку недвижимости, акций компаний и инвестирование между странами. Свобода перемещения капитала действует также и на отношения между странами – участниками ЕС и третьими странами.

Свобода движения лиц означает, что гражданин ЕС может беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию), работы и учёбы. Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде и взаимное признание профессиональных квалификаций.

Свобода движения услуг и свобода учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической деятельностью, свободно перемещаться между странами союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе. Несмотря на то, что услуги представляют 70% ВВП и рабочих мест в большинстве государств-членов, законодательство в отношении этой свободы не столь развито, как в области других устанавливаемых свобод. Этот пробел был восполнен принятием директивы об услугах на внутреннем рынке с целью снятия ограничений между странами по оказанию услуг.

Европейский совет – высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей – министров иностранных дел. Членами Европейского совета также являются председатель Европейского совета и председатель Еврокомиссии. Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС, основная из которых – выработка генеральной линии политической интеграции. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год – либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет ЕС. Решения совета обязательны для поддержавших их государств.

В рамках Европейского совета осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность. С момента вступления в силу Лиссабонского договора в декабре 2009 г., Европейский совет официально вошёл в структуру институтов ЕС. Положениями договора учреждена новая должность председателя Европейского совета, который принимает участие во всех заседаниях глав государств и правительств стран-членов ЕС.

Европейская комиссия – высший орган исполнительной власти ЕС. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Еврокомиссия формируется каждые 5 лет. Каждый член Комиссии отвечает за определённую сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (Генеральный Директорат).

Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами ЕС. Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Штаб-квартира Европейской комиссии находится в Брюсселе.

Европейский парламент является собранием из 754 депутата, напрямую избираемых гражданами государств-членов ЕС сроком на 5 лет. Председатель Европарламента избирается на 2,5 года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Основная роль Европейского парламента – законодательная деятельность. Практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом её роспуска.

Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.

Последние выборы в Европарламент проводились в 2009 г. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.

Совет ЕС (официальное название – Совет, неофициально упоминается как Совет министров) – наряду с Европейским парламентом, один из 2-х законодательных органов ЕC и один из 7 его институтов. В Совет входят 27 министров правительств стран-членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. При этом Совет считается единым органом. В дополнение к законодательным полномочиям Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности.

Суд Европейского союза проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции. Он регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим ЕС; между институтами ЕС; между ЕС и физическими и юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и 8 генеральных адвокатов. Они назначаются на 6-летний срок, который может быть продлен. Каждые 3 года обновляется половина состава судей.

Суд сыграл большую роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка ЕС основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.

С принятием Маастрихтского договора 1993 г. страны союза были юридически обязаны создать валютный союз не позднее 1 января 1999 г. В этот день евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты 11 из 15 на тот момент стран союза, а 1 января 2002 г. были введены в наличное обращение банкноты и монеты в 12 странах, входящих к этому моменту в еврозону. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 гг., в соотношении 1:1. На данный момент в еврозону входят 17 стран.

Все остальные страны, кроме Швеции и Великобритании, юридически обязаны присоединиться к евро, когда будут соответствовать критериям, необходимым для вступления в еврозону, однако лишь несколько стран установили дату для планируемого присоединения.

Евро предназначен помочь в построении единого рынка путём устранения проблем с обменными курсами, обеспечения прозрачности и стабильности цен, низкой процентной ставки, создания единого рынка финансов, предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.

Управляющий банк еврозоны, ЕЦБ, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран ЕС и контролируемой Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств – членов ЕС.

 

Рис. 12. Темпы изменения ВВП Великобритании, Германии и Франции

С 2009 г. в результате мирового финансово-экономического кризиса валютный союз ЕС ослаблен продолжающимся долговым кризисом. В концентрированном виде  эта ситуация представлена на рис. 12- 16.

Падение темпов изменения ВВП, курсов валют по отношению е доллару США и фондовых индексов в кризисный период также наблюдалось, но оно было не столь глубоким, как в постсоветских странах, Бразилии, Индии и ЮАР.  

 

 Рис. 13. Темпы изменения ВВП Испании и Италии

 

Рис. 14. Динамика валютных курсов евро, фунта стерлингов, шведской кроны, отн. ед. (за 1 принято значение курса соответствующей валюты на начало 2008 г.)

 

Рис. 15. Динамика значений фондовых индексов: американского Доу-Джонса DJIA, английского FTSE-100, немецкого DAX-30 и французского  CFC-40, отн. ед. (за 1 принято значение курса соответствующей валюты на начало 2008 г.)

В апреле послекризисного 2010 г. уровень безработицы составлял 9,7%, уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция – 1,5%, дефицит государственного бюджета –0,2 %. Уровень дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от $7 тыс. до $78 тыс.

Среди экспертов появились устойчивые прогнозы о возможности выхода из ЕС некоторых стран (Греция, Испания, Португалия) и даже последующий распад зоны евро и ЕС. По нашему мнению, эти опасения преувеличены: в суммарном ВВП ЕС доля этих стран Греции и Португалии в 2011 г. составляла 1,7% и 1,35% соответственно.  

Скорее всего, ЕС (может быть, в несколько измененном, оптимизированном виде) просуществует еще продолжительное времени. Для его краха потребуются очень серьезные причины, например, дефолт США по внешним долгам, введение золотого стандарта или отказ от доллара, как мировой резервной валюты. Нужно объективно признать: в настоящее время ЕС – самый эффективный политико-экономический союз, появившийся после 1990 гг. 

Можно даже проанализировать финансово-экономические аспекты теоретической ситуации вхождения РФ в ЕС.  

 

            

Источник: РБК

Рис. 16. Экономическая ситуация в ЕС в 2009-2010 гг.

На рис. 17-19 представлены структуры экспортно-импортных операций РФ с различными союзами стран и отдельными странами.

 

Рис. 17. Доли экспорта из РФ в союзы стран и отдельные страны в 2011 г.

 

Рис. 18. Доли импорта в РФ из союзов стран и отдельных стран в 2011 г.

 

Рис. 19. Доли общего товарооборота РФ с союзами стран и отдельными странами в 2011 г.

Видно, что доля ЕС в российских торговых операциях составляет около 50%. Поэтому ЕС – очень значимый торговый партнер РФ.

Для реализации экономической интеграции необходимо близость фундаментальных основ функционирования финансовых систем. На рис. 20, 21 представлены обобщенные данные по этому вопросу.       

 

Рис. 20. Динамика относительных курсов евро, английского фунта и шведской кроны по отношению к российскому рублю (данные ЦБ РФ, 1 соответствует окончанию 2007 г.)

 

Рис. 21. Среднегеометрические изменения относительных курсов валют стран ЕС по отношению к российскому рублю

Конечно, полного соответствия динамики курсов валют не наблюдается, что, впрочем, и не ожидалось. Но, с другой стороны, видно, что валютные системы РФ и ЕС, несмотря на существенные внутренние различия стран, в значительной степени оказываются подобными. Причем, как ни странно, наибольшее подобие рубля наблюдается в отношении английского фунта.  Можно также отметить, что в целом подобие финансовых систем РФ и  ЕС  выше, чем для стран БРИКС.

Это указывает на то, что идея интеграции РФ в ЕС на самом деле может оказаться не такой фантастичной, как это представляется на первый взгляд.

Источники

  1. Показатели мирового развития // Всемирный банк –http://www.google.ru/publicdata/explore?ds=d5bncppjof8f9_&met_y=ms_mil_xpnd_gd_zs&idim=country:RUS&dl=ru&hl=ru&q=%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B
  2. БРИКС // Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%A0%D0%98%D0%9A%D0%A1
  3. Кравченко Е. «Китай продвигает юань как резервную валюту в Латинской Америке и на Ближнем Востоке» (Китай хочет, чтобы юань использовался в других регионах мира – в Латинской Америке и на Ближнем Востоке, которые поставляют в КНР почти 70% импортируемой нефти) //«Ведомости» от 27.08.2012 г.
  4. Гриняев С.Н., Рябошапко В.А., Фомин А.Н.  «Перспективы экономического возрождения России: взгляд с начала 2008 г.» // Вестник Академии военных наук № 3(24) 2008 – М:,  4-й филиал Воениздата, 2008 г., с. 125-145
  5. Бутрин Д. «Европейский центробанк задумался о худшем» (его эксперты создают теорию развала еврозоны) // «Коммерсантъ» № 7(4307) от 19.01.2010 г.
  6. От редакции: Каникулы евро // «Ведомости» № 30(2548) от 19.02.2010 г.
  7. Содружество Независимых Государств // Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%9D%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D1%85_%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2
  8. Иванова А.: Мировой финансово-экономический кризис и страны СНГ –  масштабы влияния и преодоление последствий, 2009 – http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1245279900
  9. Организация Договора о коллективной безопасности // Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B0_%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
  10. Союзное государство // Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
  11. Таможенный союз ЕврАзЭС // Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7_%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%90%D0%B7%D0%AD%D0%A1
  12. Шанхайская организация сотрудничества // Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BD%D1%85%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0
  13. Евразийское экономическое сообщество // Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
  14. Единое экономическое пространство // Википедия –http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
  15. Сысоев Г. «ЮАР выписала повестку БРИКС» (5-й саммит организации пройдет в Дурбане) //«Коммерсантъ» №157 (4942) от 24.08.2012 г.
  16. Динамика курсов валют стран мира по отношению к российскому рублю // Центральный банк РФ – http://www.cbr.ru/currency_base/dynamics.aspx?VAL_NM_RQ=R01375&date_req1=22.10.2008&r1=1&date_req2=28.11.2008&C_month=10&C_year=2008&rt=0&mode=1&x=17&y=9
  17. Европейский союз // Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7
  18. Внешняя торговля // Росстат (сайт) – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/trade/#
  19. Евразийский союз // Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7
  20. Евразийский союз и нефть // «Forbes», СШАhttp://inosmi.ru/politic/20111113/177546647.html
  21. Федоров А. «ЕС и Евразийский союз» //inoСМИ.Ru, 25.10.2011 – http://inosmi.ru/politic/20111026/176585427.html
  22. Чернов М. «Россия, Казахстан и Белоруссия заложат матрицу единого государства "Евразийский Союз"» // Информационное агентство REGNUM, 16.10.2011 –  http://www.belarus.regnum.ru/news/analitics/1456296.html
  23. Панарин И. «СМИ, пропаганда и информационные войны» // История пропаганды – http://propagandahistory.ru/books/Igor-Panarin_SMI--propaganda-i-informatsionnye-voyny/45
  24. Будущее Евразии: БРИКС или Евразийский союз? Вопросы устойчивости союзов. Материалы круглого стола // Центр стратегических оценок и прогнозов, 25.05. 2012 г.
  25. Баскаков В.В., Гудков Б.И., Федосеев С.А., Фомин А.Н. «Методологические основы антикризисного управления и стратегического планирования в экономических системах». Монография // МО РФ, Академия военных наук – М., ВА РВСН им. Петра Великого, 2012
  26. Фомин А.Н. «Основная причина инфляции в России» // Центр стратегических оценок и прогнозов, 2011 – http://www.csef.ru/pdf/1616.pdf
  27. Вся статистика. Страны мира//www.expert.ru – http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country&count=russia&table=pdecia
  28. Эксперты: «Валютой развития» Евразийского пространства не может быть рубль! // Информационное агентство REGNUM, 27.06.2012 – http://регнум.рф/news/analitics/1545876.html

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение