Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Настоящее и будущее Европы / Статьи
Франция: гражданская безопасность и национальная защита в постколониальном мире
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 27-04-2020
Иммиграция из бывших французских колоний создает для Франции особые проблемы интеграции, которые осложняются связями с этими странами с точки зрения сотрудничества полицейских органов или обороны. К традиционным проблемам региональной стабильности этих государств добавляется проблема географического и социологического разнообразия миграционных потоков, которая вызывает глубокие разногласия между европейскими партнерами.

В то же время Франция является жертвой организованного на территориях некоторых бывших колоний терроризма, преднамеренно направленного против бывшей метрополии. Колониальная держава в Африке, посредническая держава на Ближнем Востоке, Франция исторически оказывала там сильное влияние, мобилизуя, при необходимости, военный инструмент.

В Африке нормализация отношений с бывшими колониями стала политическим приоритетом после окончания срока полномочий Франсуа Миттерана. Французская военная география — показатель этого перелома. Во время правления Саркози произошел пересмотр многих оборонных соглашений [1]. Страны, с которыми Франция связана оборонными соглашениями, содержащими оговорку о военной помощи, — за исключением НАТО и Европейского Союза, — теперь находятся в основном в Восточной Африке и на Ближнем Востоке. Якорь французского военного потенциала смещается соответственно с открытием базы Абу-Даби, которая знаменует собой сильный символический разрыв, став первой постоянной базой Франции, расположенной за пределами постколониального пространства, и открывает тесное стратегическое партнерство [2]. Средняя держава с международным влиянием, Франция, таким образом, позиционирует себя на ближневосточной арене.

Эти направления имеют несколько последствий для баланса между дипломатией и военным инструментом. Во-первых, они приводят к изменению французской военной географии в постколониальном пространстве: от внедрения суверенитета она переходит к «увеличению числа концентраторов», с целью «сохранения точек входа для успешного первого вмешательства» [3]. Оборонное сотрудничество и обучение также становятся приоритетными для решения дефицита потенциала африканских армий и реализации принципа «африканских решений для африканских проблем», нового лейтмотива французской дипломатии. Во-вторых, следует отметить изменение французской доктрины интервенции, которая отдает предпочтение вступлению первой в одиночку или с ограниченным числом партнеров.

Наконец, террористические атаки во Франции привели к существенному стратегическому устранению барьеров между Францией и постколониальными территориями. Осуществившийся в 2000-х годах переход от «внешнего терроризма к частично национальному» [4] поставил в 2008 году перед авторами Белой книги вопрос об определении соотношения гражданской безопасности и национальной защиты. Доведя эту логику до крайности, Франсуа Олланд вёл «войну с терроризмом», в результате чего военный инструмент был применён в целях внутренней безопасности с последствиями для подготовки и определения сил. Несмотря на то, что он больше не использует термин «война с терроризмом», Эммануэль Макрон изменил общее право, чтобы адаптировать его к ситуации в области безопасности, пересмотрел формат операции «Дозор» и вызвал размышления о восстановлении связи между армией и нацией в контексте, когда возвращение джихадистов и освобождение задержанных могут привести к дальнейшему усилению внутренней угрозы.

Эммануэль Макрон, кажется, считает своей исторической миссией вернуть Франции былое величие на международной арене, однако удастся ли ему возвратить геополитическое влияние, обеспечив при этом гражданскую безопасность и национальную защиту?

Покровская Наталия

Список используемых источников и литературы

  1. Jean-François Guilhaudis: Les accords de « défense » de deuxième génération, entre la France et divers pays africains (Inf.8/1-7). Режим доступа: http://revel.unice.fr/psei/index.html?id=1132#tocto1n1
  2. RAPPORT №742. Режим доступа: https://www.senat.fr/rap/l10-724/l10-7241.pdf
  3. RAPPORT D’INFORMATION №2114. Режимдоступа: http://www.assemblee-nationale.fr/14/rap-info/i2114.asp
  4. L’AGENDA DIPLOMATIQUE DU NOUVEAU PRÉSIDENT. Режим доступа: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/ifri_agenda_diplomatique_nouveau_president_2017.pdf#page25

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение