Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Настоящее и будущее Европы / Статьи
Испания - новая ахиллесова пята Европы?
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 10-03-2018

События осени 2017 года в Каталонии серьезно отразились на международном авторитете Испании и вызвали экономическую неопределенность. Вследствие попытки проведения сецессии, в стране резко подешевели государственные облигации, инвестиционные проекты в Каталонии оказались замороженными. В 2018 году рейтинговое агентство Fitch присвоило рейтинг «А» Испании, тем самым повысив прошлые показатели. Ожидаются позитивные изменения в экономике и других сферах жизнедеятельности.

Кризис в Каталонии можно рассматривать как уменьшенную модель разделения и противоречий внутри всего испанского общества. Как показала практика, борьба между сепаратистами и испанским правительством оказалась не единственным полем битвы. Спустя сорок лет после начала демократического транзита, перед Испанией все еще стоят вопросы о собственной идентичности, отношении к историческому прошлому и видении будущего.

Методы решения правительством вопроса о независимости Каталонии серьезно пошатнули имидж Испании за рубежом. На фоне данного конфликта, вскрытыми оказались и конституционный кризис, и поставленная под сомнение независимость судебной системы страны. Ущемление гражданских прав и свобод - одна из главных затронутых проблем.

При этом, права человека активно защищаются Испанией на международной арене, являясь важным компонентом внешней политики. На период 2018-2020 гг. страна выбрана членом Совета по правам человека ООН. Главными приоритетами миссии в СПЧ Испания считает борьбу с расизмом, любыми проявлениями нетолерантности, незаконным перемещением людей, а также борьбу за гендерное равенство и права лиц с ограниченными возможностями.

Испания заняла данный пост в то время, когда страна только восстанавливается после экономического кризиса, на волне протестов и проблем в области защиты прав человека, которые остро стоят на повестке дня. Безусловно, все положения, заявленные в Совете по правам человека должны подкрепляться реальным состоянием дел в собственной стране. Испания ратифицировала практически все договоры и факультативные протоколы по защите прав человека (за исключением международной Конвенции ООН по защите прав рабочих-мигрантов и членов их семей (2003)), однако государство не перестает быть объектом пристального внимания Организации Объединенных Наций в данной сфере.

Права на свободу выражения мнений и мирных собраний приверженцев независимости Каталонии были крайне ограничены. Десятки людей привлечены к ответственности за «восхваление терроризма» и «оскорбления жертв» в социальных сетях. Во время беспорядков сотрудниками полиции неоправданно применена чрезмерная сила к демонстрантам, мирно выражавшим свое несогласие с решением Верховного суда об остановке проведения референдума[1].

Критическое отношение ООН к событиям в Каталонии обосновано тем, что власти Испании не содействовали открытому диалогу между сторонами, напротив, выбрали применение силы против политических разногласий.

После проведения референдума о независимости в 2017 году, каталонские сепаратисты призвали европейское руководство к международному посредничеству в ситуации, указывая на нарушение политических и гражданских прав испанским правительством. Однако, страны-члены Европейского союза сочли существующий кризис внутренним делом Испании, выступив за сохранение целостности и применение соответствующих конституционных мер для урегулирования конфликта. Как следствие, мнение политических сил Европы, а также мировых СМИ разделились на: тех, кто выступает против сецессионистских инициатив, тех, кто поддерживает действия Карлеса Пучдемона и его окружение, и тех, кто одобряет/не одобряет действия испанского правительства.

Список нарушений в области прав человека в Испании также включает: непропорциональное использование контртеррористического законодательства, распространенное насилие в отношении женщин, безнаказанность за преступления прошлого (закрытие дел времен Ф.Франко), неуважение к правам мигрантов и беженцев и др. Несмотря на стремление и амбиции играть более активную роль на международной арене,  в частности, в ООН, в первую очередь необходимо решить внутренние вызовы, стоящие перед страной.

Некоторые СМИ называют Испанию бомбой замедленного действия для Европейского союза. Это связано с теми сферами, которые могут стать потенциальными источниками кризиса в стране, а также ослабить стабильность в Европе:

  1. Неактивная молодежь
  2. Бюрократия
  3. Службы полиции
  4. Судебная система
  5. Политическая система[2]

Также согласно социологическим опросам, для испанцев главными проблемами являются: безработица, экономические трудности, коррупция, некачественная работа политиков, проблемы здравоохранения и образования (Centro de Investigaciones Sociológicas (2016)). Перечисленные выше 5 сфер коррелируются с данными опросов.

Мотивированность молодежи в Испании крайне низкая: 26% молодых людей не работают и не учатся. Тот небольшой процент, что заканчивает университеты, стремится уехать работать и жить за границу. В Испании высокий уровень безработицы, попытки правительства повлиять на ситуацию пока принесли мало результатов. Выделяется огромный пласт молодых людей, с каждым днем всё более недовольных экономической и политической ситуацией в стране, что в свою очередь ведет к участию в массовых демонстрациях.

Децентрализация страны и предоставление широкой автономии регионам серьезно затруднили осуществление контроля на всех уровнях власти. Раздутый аппарат государственных служащих снижает уровень ответственности, увеличивает бюрократические формальности и вредит  эффективности бизнеса, что в свою очередь отражается на экономике Европейского союза. Практически та же ситуация наблюдается с полицейскими службами: в Испании существует более 15 региональных и национальных служб, что препятствует оперативному решению задач, ослабляет безопасность граждан.

Серьезным вопросом является независимость судебной системы, как одного из фундаментальных демократических принципов. В Испании правительство и судебный аппарат тесно взаимосвязаны. Как следствие, любой приговор, вынесенный судьей, может быть отменен Верховным судом (в частности, используется для защиты политиков). Такое состояние дел подрывает репутацию правительства в глазах населения и руководства Европейского союза.

Внешний облик политической сферы серьезно пострадал в результате конфронтационных мер центрального правительства и каталонских борцов за независимость. Факт того, что стороны не смогли договориться путем диалога и мирно решить ситуацию демонстрирует слабость всей системы. Более того, возможность прецедента в лице отделения региона создает угрозу для целостности других европейских государств.

Совокупность вызовов, стоящих перед Испанией, постепенно становится общей проблемой Европейского союза, требующей реагирования. Позитивные изменения в экономике не должны становиться ширмой для огромного круга вопросов в различных сферах жизнедеятельности.

 

Готка Татьяна

 

[1] The Amnesty International Report 2017/18: Spain https://www.amnesty.org/en/countries/europe-and-central-asia/spain/report-spain/

[2] http://www.euronews.com/2018/03/01/five-reasons-why-spain-is-a-time-bomb-for-europe-view


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение