Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Настоящее и будущее Европы / Статьи
Новая миссия Франции
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 04-05-2013

Выдающие европейские интеллектуалы, как левого, так и правого толка, несмотря на весьма подробную дискуссию, так и не сумели придти к выводу, в чем заключается и каковы реальные угрозы для Европы, для ее социально-экономической модели.

Пока что ни одно обоснование не стало решающим в определении места и роли нынешнего кризиса Европы.

За истекшие десятилетия решены многие сложные вопросы, и, казалось, наступил момент логического и практического завершения европейской модели, но вскоре выяснилось, что само существование Европейского Союза оказалось под угрозой. Как бы ни искали причины «общего европейского кризиса» в экономических условиях, причина была и есть остается прежней – отсутствие обобщенных глобальных амбиций и интересов.

Великобритания демонстрирует крайние формы «экономизации» своей внешней политики, максимально ограничив свою внешнюю политику. Ожидания в части роста внешнеполитических амбиций Германии так и не оправдались, так как и современная германская элита, и общество оказались совершенно не заинтересованы в политической экспансии ни в одном из региональных направлений. Германия, где доля промышленности в ВВП составляет 27%, причем речь идет об отраслях, которые, практически, не имеют конкурентов на мировых рынках, без затруднений оказалась способной занять лидирующие позиции во всем мире, что предопределяет отсутствие ее внешнеполитических амбиций.

Деполитизация Европы стала знаком времени, и лишь Франция вполне осознала, что только она способна «спасти» Европу от политической деградации и, тем самым, сохранить и усилить свои глобальные позиции. В современном мире, как и прежде, решение глобальных политических задач означает утверждение присутствия в регионах. Ж.Ширак пытался осуществить эту задачу в рамках французской внешнеполитической традиции, то есть, заметной дистанции от атлантизма, пытаясь создать альтернативу НАТО в форме Европейский вооруженных сил. Н.Саркози вернул Францию в военную организацию НАТО (при важных условиях) и создал военный альянс с Великобританией.

Франция развернула свою политику в регионах, прежде всего, в зонах своего традиционного присутствия, то есть на Ближнем Востоке и в Западной Африке, и присматривалась к другим регионам. Вместе с тем, даже в данных регионах Франция пытается модернизировать свою политическую стилистику, решая политические и военные вопросы, вмешиваясь в политическую ситуацию в регионах и, одновременно, пытаясь заинтересовать и вовлечь европейцев и американцев в решение этих задач.

Особое место во французской политике занимает Магриб, страны которого она пытается, в той или иной форме, интегрировать в НАТО. Это вызвало зависть Турции, которая спешит стать проводником исламских стран Средиземного бассейна в НАТО, что, конечно же, не может привести к вытеснению Франции из выполнения данной задачи. В настоящее время Франция проводит региональную политику столь настойчиво и последовательно, что ее традиционные геополитические конкуренты вынуждены признать, что сами становятся заинтересованными в этой стратегии, и в настоящее время конкурентами Франции пытаются стать исламские государства, которые не обладают политическими и военными ресурсами для осуществления этой задачи.

Франция совершенно далека от желания проводить изолированную политику в регионах, и напротив, пытается стать локомотивом европейской политики в этих направлениях и тем самым поставить новые задачи перед Европой. Нынешнее правительство социалистов подает признаки того, что данная политика мало ее интересует, но стратегия развернута, и ограничить ее нынешний президент Франции не в состоянии. Кроме того, данная лево-центристская элита понимает, что, отказавшись от активной внешней политики, Франция рискует оказаться в совершенно застойном «болоте» европейской дремоты, а значит, перед угрозой утраты способности проводить глобальную политику. Франция продолжает осуществлять общеевропейскую задачу и функцию и всецело поддержала задачи, выдвинутые на Чикагском саммите НАТО по региональной политике.

Франция никогда не стремилась проводить в Южном Кавказе конкурентную политику и выжидала «свое время», пытаясь приблизить европейцев к пониманию задач в этом регионе и заинтересованности по ряду проблем. Франция всегда пыталась тесно сотрудничать со всеми государствами региона, вовсе не испытывая комплексы в отношениях с Азербайджаном, из-за более тесных отношений с Арменией, пытаясь утвердиться в нефтегазовом бизнесе на Каспии.

Теперь уже стало понятным, сколь интересной и существенной оказалась роль Франции в процессах и событиях в Грузии. Армения рассматривается Францией аналогично позиции США, которые придают Армении роль страны, обеспечивающей баланс сил в Южном Кавказе и в политике сдерживания Турции. В связи с этим, французская политика играет важную роль в реализации политики НАТО в части развития сотрудничества с партнерами в регионах.

Роль Франции тем более интересна, так как она тесно связана с интересами России, а также поддерживает отношения с Ираном. Французы считают, что они вполне выполнили задачу «не приближения к США, а напротив – приближения США к европейским интересам», в том числе по региональным проблемам.

Сейчас, когда в Европе усиливается политический кризис, именно Франция могла бы занять место лидера и проводника европейской политики в Южном Кавказе. Следует также отметить, что если в политике других ведущих европейских государств Южный Кавказ рассматривается как «частный случай» их внешней политики, в политике Франции региональная политика представляется гораздо более системной.

Игорь Мурадян


Источник: http://www.lragir.am/index.php/rus/0/politics/view/28107


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение