Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Настоящее и будущее Европы / Статьи
Проблемы регионального развития Германии и их возможные решения
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 16-05-2022

Сегодня Германия является одной из самых развитых стан Европы, которая, помимо прочего, успешно проводит политику управления регионами. Однако для нее по-прежнему характерна дифференциация по социально-экономическому развитию между Западом и Востоком страны. Также исследования показывают, что к данному разрыву добавляется еще различие в экономических показателях по осям Юг-Север и город-деревня. В данной статье проводится анализ основных проблем регионального развития Германии и предлагаются решения, которые в перспективе могли бы сократить социально-экономические различия между землями ФРГ и внести свой вклад в достижение основной цели регионального развития Германии – предоставление всему населению эквивалентных жизненных условий.

Региональная политика в Германии осуществляется посредством реализации широкого спектра мер, которые направлены на достижение главной цели – обеспечения равных условий жизни населения страны. Несмотря на достаточно успешное осуществление управления регионами, в Германии и ее федеральных землях по-прежнему существуют проблемы, решение которых требует еще более направленных мероприятий.

Основные трудности в развитии германских регионов существуют на данный момент в сферах экономики, демографии и инфраструктуры.

В экономическом плане не все земли и районы ФРГ одинаково развиты. Экономически структурно слабые регионы встречаются в основном в сельской местности Восточной Германии вдали от крупных мегаполисов, в которых разворачивается экономическая динамика. При этом стоит отметить, что разрыв в экономическом развитии не всегда проходит исключительно вдоль бывшей внутренней границы Германии, но наряду с уклоном Запад-Восток также обнаруживаются различия между Севером и Югом и городом и деревней.

К экономическим проблемам земель Германии можно отнести муниципальные денежные кредиты и долги муниципальных жилищных компаний, которые в Восточной Германии составляют около 2,1 млрд евро. [2. С. 120] Также важными показателями экономического развития региона являются валовый внутренний продукт на одного работника и уровень безработицы. Так, ВВП на одного занятого человека и, соответственно, производительность труда в регионах с развитыми рынками труда в 2020 г. составляли от 72% до 160% от среднего по стране. То есть производительность в сильнейшем регионе в два раза выше, чем в самом экономически слабом регионе. Среди 20 регионов рынка труда с самыми высокими показателями шесть из Баден-Вюртемберга и четыре из Баварии, четыре из Северного Рейна-Вестфалии, а также по два региона в Гессене и Рейнланд-Пфальце. Северная Германия представлена Вольфсбургом и Гамбургом, а восточные земли, напротив, не представлены вовсе. С другой стороны, 20 регионов с самой низкой производительностью (от 72% до 77% от среднего по стране) находятся в новых землях. Что касается безработицы, то в последние годы она снизилась повсеместно. Однако ряд регионов Северного Рейна и Вестфалии, в частности города Рурской области, входят в 20 регионов с самым высоким уровнем безработицы, помимо регионов Восточной Германии. Также выше среднего уровень безработицы наблюдается сегодня в прибрежных районах, на юго-востоке Нижней Саксонии и в некоторых частях Саара и Рейнланд-Пфальца. Так, в широком масштабе, помимо уклона Восток-Запад, наблюдается растущий уклон безработицы Север-Юг.

Рис 1. ВВП на душу населения в 2020 г. (в евро)           

 

Рис 2. Уровень безработицы в 2021 г. (в %)

 Источник: составлено автором на основе: Bruttoinlandsprodukt (BIP) je Einwohner nach Bundesländern im Jahr 2020. Statista. Business Data Platform. URL.: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/73061/umfrage/bundeslaender-im-vergleich-bruttoinlandsprodukt/ (дата обращения 30.03.2022)

Источник: составлено автором на основе: Arbeitslosenquote im Jahr 2021. Bundesagentur für Arbeit. URL.: https://web.arbeitsagentur.de/portal/metasuche/suche/information?volltext=arbeitslosenquote (дата обращения 30.03.2022).

Демографическое развитие также можно назвать проблемой в регионах Германии, особенно в сельской местности восточной части страны. Особенностью тут является высокий средний возраст. Проблематичными в этом плане являются регионы Саксонии-Анхальт (48 лет), Бранденбурга, Саксонии и Тюрингии (47 лет). В Саксонии-Анхальт, Меклембурге-Передней Померании наблюдаются также отрицательные тенденции численности населения. [1. С. 51] При этом относительно коэффициента рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни особенно проблемных земель и регионов в Германии нет. Таким образом отметим, что на данный момент наибольшее количество отрицательных демографических тенденций обнаруживается в сельских регионах, тогда как городские регионы ФРГ характеризуются относительной демографической стабильностью.

В отношении инфраструктуры внимание обращается в первую очередь на наличие широкополосного доступа в Интернет, количество врачей в регионе – доступность медицинского обслуживания, качество жилищно-коммунальных услуг и цены на недвижимость. Наиболее проблемными с точки зрения инфраструктуры на сегодняшний день является западная часть Германии – регионы Северного Рейна-Вестфалии, Рейнланда-Пфальца и Саара. При этом также следует отметить, что в сельских регионах инфраструктурные проблемы проявляются в сравнительно слабом широкополосном доступе в Интернет и высоких ценах на недвижимость, в то время как в урбанизированных регионах Германии слабым местом инфраструктуры является не всегда высокое качество жилищно-коммунальных услуг.

Суммируя проблемы в экономике, демографии и инфраструктуре, можно сделать вывод, что сегодня наиболее нуждающимися в направленных мерах регионального выравнивания являются районы Саксонии-Анхальт и Северного Рейна-Вестфалии, а именно Рурская область и сельские районы Восточной Германии.

В противодействии негативным последствиям демографических изменений в регионах Германии ключевую роль может сыграть миграция, которая наряду с уровнем рождаемости и смертности влияет на численность населения. Однако если говорить о регионах, то в основном крупные города и особенно экономически успешные регионы Южной Германии привлекают иностранцев. Очень немногие люди переезжают в сельские районы Восточной Германии и Северной Баварии, особенно пострадавшие от демографических изменений. [2. С. 157]

При этом более активная иммиграция является положительным фактором в том случае, когда интеграция иммигрантов с рынком труда и обществом проходит успешно. Ведь если иммигранты в долгосрочной перспективе остаются без работы, не только федеральный, но и муниципальные бюджеты несут существенные расходы на пособия по безработице, организацию убежища, социальную помощь и т.д.

Иммигрантов в Германии условно можно разделить на две категории: трудоспособные иностранцы и беженцы из стран третьего мира. Первые обычно въезжают в Германию по уже существующему трудовому договору, поэтому интеграция на рынке труда обеспечена с самого начала. Последние, как правило, имеют больше проблем с интеграцией не только в немецкий рынок труда, но и в немецкое общество.

Таким образом, для улучшения качества иммиграции необходимо, во-первых, поощрять ориентированную на трудовую деятельность иммиграцию в демографически и экономически слабые места. Если говорить об иммиграции через систему образования, то целесообразно было бы упростить процедуру приема в учебные заведения Германии лиц из стран вне Европейского Союза и принять меры по созданию большего количества рабочих мест в структурно слабых регионах страны, чтобы уже готовые специалисты могли переезжать в эти районы, а не только оставаться в крупных городах-университетах. Иммиграция уже квалифицированных специалистов может быть стимулирована посредством так называемого целевого маркетинга. Так, сельские регионы Германии в большинстве своем неизвестны за рубежом, поэтому потенциальным иммигрантам нужно сначала предоставить понятную информацию об этих местах. Кроме того, местным фирмам следует прибегать к целенаправленному найму специалистов за границей, в которой им могут помочь региональные ассоциации и компании по продвижению бизнеса. Этот метод может сработать и для привлечения отечественных студентов из других регионов.

Во-вторых, необходимо принять меры по распределению интеграционной нагрузки. Помимо создания рабочих мест и возможностей обучения для беженцев, было бы разумно информировать их о том, как их доходы и карьерный потенциал может быть представлен в других регионах. Если говорить о финансовом облегчении муниципалитетов, которые принимают особенно много иммигрантов и занимаются их интеграцией, то оно может быть достигнуто посредством целевого выделения федеральных средств.

Инфраструктура имеет большое значение для успешного позиционирования и развития регионов страны. Инфраструктура включает в себя различные подразделы, которые сталкиваются с разными проблемами. С одной стороны, существуют уже установленные области инфраструктуры, такие как дорожные и железнодорожные сети, энергетическая инфраструктура, сталкивающиеся с не большим количеством проблем. С другой стороны, есть новая инфраструктура, такая как современная коммуникационная сеть, пробелы в развитии которой уже гораздо существеннее.

Расширение цифровой инфраструктуры имеет особое значение в Германии, так как распространение широкополосной связи и технологий 5G идет на пользу не только домохозяйствам, которые могут, к примеру, помимо прочего получить лучший доступ к медицинскому или социальному обслуживанию, но и бизнесу, для эффективной работы которого необходим Интернет, и который вносит значительный вклад в развитие экономики региона и страны в целом. Безусловно, в Германии уже осуществляются программы по федеральному и земельному финансированию распространения широкополосного подключения к Интернету, но продвижение медленное, на карте есть еще много белых пятен. Таким образом, заявителям на федеральную программу финансирования необходимо обеспечить наибольшую бюрократическую поддержку. В то же время было бы разумно создать стимулы для инвестиций в оптоволоконные технологии, которые имеют преимущества в обеспечении высокой скорости передачи информации и не ограничивают количество пользователей. Если говорить о сети 5G, которая сегодня распространена в основном в таких крупных городах как Кельн, Дюссельдорф, Гамбург, Мюнхен и Берлин, то стоит отметить, что для более широкого покрытия необходимо также облегчить процедуру получения компаниями лицензии на распространение данной сети.

Возвращаясь к экономическим параметрам регионального развития в Германии следует отметить, что деятельность по улучшению экономического развития охватывает комплекс мероприятий, проводимых в нескольких сферах сразу. К ним относятся уже упомянутые выше меры, касающиеся демографического и инфраструктурного развития, так как сведение к минимуму проблем в этих областях оказывает положительное влияние на экономику регионов, особенно структурно слабых.

С точки зрения равных условий жизни, а также обеспечения региональной конкурентоспособности и пространственно сбалансированной экономической структуры у отдельных регионов существует заинтересованность в укреплении структуры и конституции регионального рынка труда. Это включает в себя две стороны рынка образования и труда. Во-первых, сохранение и привлечение специалистов посредством информирования молодежи об их перспективах обучения и работы в регионе. Для этого региональные компании должны участвовать в школьной и студенческой профессиональной ориентации, к примеру, через открытые встречи или стажировки. Для молодежи также особенно важна привлекательность учебных заведений и профессий на местах. Для этого компаниям и учебным заведениям следует создать или повысить целевые инвестиции в брендинг. Во-вторых, создание новых рабочих мест. Этому может помочь продвижение и удержание уже существующих в регионе компаний, стимулирование стартапов и привлечение компаний из других регионов за счет развития инфраструктуры во всех областях жизни.

Еще одной важной составляющей экономического развития регионов является финансирование муниципалитетов, которым в значительной степени не хватает автономии для самостоятельного определения собственного уровня доходов и расходов, так как муниципалитеты могут сами регулировать ставки налога на имущество и другие мелкие налоги, которые вместе составляют около 60 % налоговых поступлений. Оставшиеся 40 % являются поступлениями от налога на прибыль и НДС, доход от которых распределяется, однако, между федерацией и землями. [1. С. 92] Еще более тяжелым в этом контексте является то, что обязанности по региональному развитию передаются муниципалитетам без предоставления им достаточного финансирования. В результате чего многим муниципалитетам приходилось брать долги, из-за чего на сегодняшний день наблюдается ситуация с задолженностью, особенно в Сааре, Рейнланд-Пфальце, Северном Рейне-Вестфалии и Гессене. Несмотря на то, что на данный момент сами муниципалитеты стараются контролировать свои расходы, а федерация помогает им посредством дополнительного финансирования, решить проблему долгов пока не удалось. С экономической точки зрения, как в рамках муниципального, так и национального финансового баланса была бы важна улучшенная система стимулирования для укрепления самостоятельности для лучшего финансирования программ и погашения существующих кредитов. Для этого было бы важно территориальным органам разрешить сохранять большую долю налоговых поступлений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной региональной проблемой в Германии является неравномерное развитие земель страны. Сложности можно заметить в сфере демографии, которая характеризуется отрицательными тенденциями численности населения и высоким средним возрастом. Кроме того, следует уделять внимание инфраструктуре, особенно неравномерному доступу в Интернет. Еще одной проблемной областью можно назвать экономику земель, развитие которой осложняется муниципальными кредитами в регионах. Возможными решениями данных проблем может стать стимулирование миграции (включая внутреннюю), расширение цифровой инфраструктуры, дополнительное финансирование муниципалитетов и т.д., что должно привести к приближению к достижению главной цели региональной политики ФРГ – предоставление равных условий жизни для всего населения страны.

Список литературы

  1. Bundesministerium des Innern, für Bau und Heimat (BMI) (Hrsg.), Unser Plan für Deutschland. Gleichwertige Lebensverhältnisse überall – Berlin, 2019 – 164 S.
  2. Hüther Michael, Jens Südekum, Michael Voigtländer. – Die Zukunft der Regionen in Deutschland. Zwischen Vielfalt und Gleichwertigkeit. IW-Studien. Schriften zur Wirtschaftspolitik aus dem Institut der Deutschen Wirtschaft – Köln: Institut der deutschen Wirtschaft, 2019 – 292 S.
  3. Statista // Business Data Platform (https://de.statista.com/)
  4. Bundesagentur für Arbeit (https://www.arbeitsagentur.de/)

 

Гросман Эльза Анатольевна,

студентка 4 курса ИМОиСПН факультета зарубежное регионоведение, Московский государственный лингвистический университет


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика