
Современная территория Молдовы, включая Приднестровскую Молдавскую Республику (ПМР), входит в состав идеологического проекта "Великая Румыния", который направлен на максимальное увеличение административных границ Румынии в историческом разрезе. Таким историческим периодом является время с 1881 по 1947 год, когда существовало Королевство Румыния, тогда как максимальная территория принадлежала Королевству Румыния с 1918 и 1940 годы. Данный проект базируется на историческом прошлом государства, так как этническое представительство румын на землях ирреденты незначительно. Кроме этого, можно утверждать, что данный проект является идеологическим, так как в органах власти широко представлены националистические силы, или "унионисты", тогда как сам проект стал для румын национальной идеей.
Таблица 1. Паспорт идеологического проекта "Великая Румыния".
Составлено автором
Название проекта |
Великая Румыния |
Материнское государство |
Румыния |
Население материнского государства (млн.чел) |
19,943 млн
|
Численность этнической группы в мире |
ок.24 млн
|
Потенциальная численности населения проекта |
25,8 млн
|
Площадь материнского государства |
238 391 км²
|
Потенциальная площадь проекта |
303 623 км²
|
Территориальные претензии (в современном АТД) |
|
Этапы предъявления территориальных претензий |
1878, 1919-1922,1941-1945, 1946-1947, 2006
|
Политические силы, от лица которой исходит идея |
Государство, почти все электоральное поле Румынии: наиболее активны - Румыния Маре (радик.), Демократическая либеральная партия (умер.) Партия "Великая Румыния" была создана в 1991 году по инициативе редакции газеты "Ромэния Марэ" ("Великая Румыния"). Партия выступала за воссоздание границ 1940 года, когда Румынии принадлежали территории Бессарабии (ныне республика Молдова) и Северной Буковины с Южной Бессарабией, которые на сегодняшний момент принадлежат Украине. Наибольшую поддержку избирателей партия получила в 2000 году, когда лидер партии Вадим Тудор, аппелировавший к антивенгерским и антисемитским чувствам избирателей, получил 28,34% голосов и вышел во второй тур президентских выборов вместе с Илуреску, тогда как ПВР заняла второе место по итогам парламентских выборов, как в Сенате, так и в Палате депутатов. После вхождения Румынии в состав Европейского Совета в 2007 году, количество праворадикальных депутатов, благодаря румынам, увеличилось на 6 человек, что позволило европейским националистам создать собственную политическую cилу. Несмотря на то, что на сегодняшний день фракции праворадикалов в Европарламенте больше нет, связи и поддержка партии "Великая Румыния" со стороны европейских праворадикалов остается. В Европарламенте на данный момент партия представлена 2 депутатами из 33 от Румынии [9]. |
Генезис проекта |
1-2.принцип «золотого века», 1-2 на основании культурной и этнической близости |
Основания для реализации |
Идея была реализована во время существования Королевства Румыния (максимальные границы 1918-1940), когда после объединения Румынии и провозглашения её независимости в ходе вооружённых конфликтов и войн границы государства были максимально расширены. Сейчас актуален только вопрос о присоединение Молдовы, так как румыны считают молдаван субэтносом румын. После дестабилизации ситуации на Украины началась активация ирредентистких идей относительно территории Украины с молдавским и румынским населением |
Относительно территории Молдовы даже существует название этого проекта - "Униря", что в переводе с румынского обозначает "объединение". Для жителей Молдовы оно означает присоединение к Румынии. Прежде всего, это касается территории Бессарабии, входившей в состав Королевства Румыния, однако территорией Бессарабии проект "Великой Румынии" не ограничивается, а распространяется на территорию всей Молдовы, включая ПМР. Хватило всего двадцати с небольшим лет оккупации для того, чтобы часть населения Бессарабии считала себя румынами, а национальным языком - румынский. Актуальность "Униря" приобрела в 2006 году перед вступлением Румынии в Евросоюз, когда президент Румынии Траян Бэсеску предложил Молдове объединиться в рамках ЕС. Для большинства граждан Молдовы, выживавших за счёт экспорта сельскохозяйственной продукции, перспектива стать гражданами ЕС ценой утраты собственной государственности оказалась привлекательней долгосрочной политики "евроинтеграции" Владимира Воронина. Идейная сторона "Унири" отошла на второй план, уступив место стремлению к личному благополучию [1].
После 1918 года развитие территории Республики Молдова происходило в составе разных государств: Правобережье Днестра в Королевстве Румыния, тогда как Левобережье Днестра в составе СССР. Румыния проводила колониальную политику на территории Бессарабии, искусственно переселяя в эти области этнических румын. За 20 лет население сократилось с 2,5 до 2 млн. чел. За период с 1918 по 1940 годы число промышленных предприятий и площадь жизненно важных для экономики региона садов сократилось почти в 2 раза, а поголовье скота уменьшилось на треть. Кроме того, создавались барьеры для развития новых областей, которые выражались в сильном ограничении в выдаче кредитов, повышении транспортных тарифов и таможенных ограничений и др. Данная ситуация вызвала хроническую безработицу в регионе, что привело к массовой эмиграции населения. За период 20-30-х гг. свыше 300 тыс. чел отправились на заработки в другие регионы Румынии и заграницу. Воздействию подверглась культурная и конфессиональная сфера. Система образования была реорганизована на основе румынской системы, а официальным языком провозглашен румынский. Три епархии, располагавшиеся на территории Бессарабии, силовым путем перерегистрировали с Русской Православной Церкви в состав Румынской Православной Церкви [2].
С распадом СССР, власти Молдовы начали искать основного партнера в своей внешней политике. Этим партнером и стала Румыния, благодаря своей исторической и культурной близости с Молдовой. Нынешнее руководство Молдовы ставит своей целью интеграцию с Румынией, которая позволит молдаванам вступить в ЕС, что, по мнению властей, приведет к улучшению благосостояния населения, экономическим привилегиям и к увеличению инвестиций в экономику страны. Население Молдовы не достигло компромисса в отношении вектора дальнейшего развития. Население разделено на меньшинство, приветствующее интеграцию с Европой и, стремящееся к налаживанию связей с Румынией, и на большинство, которое считает, что Молдова должна вести взвешенную и независимую политику. Наибольшая поддержка объединения с Румынией наблюдается со стороны молодой возрастной группы населения, что можно объяснить историко-психологическими причинами: более молодое население родилось после распада СССР и не проживало в этой стране.
Рисунок 1 и рисунок 2. Разное отношение жителей Молдовы к униатству с Румынией
Политические круги Румынии сочли, что с распадом СССР и провозглашением независимости Молдовы, могут стать предпосылками для воссоединения Румынии с Молдовой. После провозглашения государственной независимости Молдовы , Румыния стала первым государством, которое признало независимость Молдовы, рассматривая данное действие как шаг к унии с Румынией. Этим действиям предшествовали решения кишиневского парламента, утвердившие румынскую идентичность Молдовы. Такими решениям стало признание румынского языка официальным в 1989 году и введение национального флага, идентичного румынскому государству. Сегодня румынские унионисты требуют на установлении восточной границы страны по реке Прут, ссылаясь на последствия Пакта Молотова-Риббентропа. Фактически данные требования нарушают Парижский мирный договор от 10 февраля 1947 года, по условиям которого границы Румынии восстановлены такими, какими они существовали на 1941 год (кроме государственной границы с Венгрией). Этот договор юридически закреплял территориальную целостность государств в регионе, основанную на отношениях между победителями и побежденными во Второй мировой войне [3].
Картосхема 1. Доля румын по единицам АТУ, %. Составлено автором по [4]
По результатам переписи 2004 года [4] на территории Молдовы румын насчитывается свыше 73 тысяч человек, или 2,2% населения страны. Они почти равномерно распространены по всей территории и превышают 5% -ный барьер только в муниципалитетах Кишинев и Оргеевский. Однако проблема заключается в том, что Румыния не признает молдавского этноса, считая молдаван субэтносом румын. Тогда как 7 статья Конституции Румынии требует, чтобы румынское государство оказывало поддержку соотечественникам вне территории Румынии. Данное положение Конституции полностью соответствует международным соглашениям в области взаимодействия меньшинств с "материнской" страной. Таким образом, отрицая существование самостоятельного молдавского этноса, правительство Румынии путает национальные меньшинства и большинство населения молдавского государства, нарушая свои полномочия в области своих взаимодействий с меньшинствами зарубежом [3]. Перед Румынией стоит выбор: либо они переманивают все трудоспособное население Молдовы, либо присоединяют её вместе с ПМР. В 2012 году на встрече президентов Румынии и Молдовы Траяна Бэсеску и Николая Тимофти, глава Молдовы заявил, что "что Румыния и Республика Молдова — два независимых и суверенных государства, но в которых живут в основном румыны", тем самым провозгласил, что молдавского этноса не существует [5]. При этом экс-президент Молдовы Владимир Воронин неоднократно подчеркивал, что "94 % коренного населения Молдавии считают себя молдаванами, а не румынами" [6].
В 2012 году в Румынии был подписан так называемый "Pact pentru Basarabia" (Пакт по Бессарабии) [8]. Данный пакт был разработан гражданской платформой Civica Actiunea-2012 и движением "Правые консерваторы", а также более 30 неправительственными организациями и инициативными группами, которые выступают за объединение Румынии и Молдовы. Данный пакт содержит конкретные меры и действия, направленные на поэтапное присоединение Молдовы к Румынии. Сам пакт состоит из 19 пунктов, которые подразделены на общественный, законодательный, экономический и образовательный блоки. Данный документ предусматривает, что политические деятели должны открыто выступать в поддержку объединения двух стран и признавать факт несуществования молдавской нации. Унионисты настаивают на том, что Бухарест должен дать гарантии, что Румыния окажет помощь Молдове в случае внешней агрессии, тем самым признавая территорию Молдовы областью национальных интересов. Также пакт фиксирует такие положения как утверждение единого дня румынского языка 31 августа, автоматическую выдачу тем, кто заявит о себе, как об этническом румыне. В экономической сфере планируется создание единого экономического пространства двух стран через меры послабления относительно товаров из Молдовы, объединение инфраструктур железных и автодорог, сетей инженерной инфраструктуры, интеграцию систем почты и унификацию системы телефонных звонков, а также открытие рынка труда Румынии для граждан Молдовы. К геополитическим аспектам пакта можно отнести решение по созданию государственного департамента по реинтеграции и изменению стратегии по евроатлантической стратегии Румынии и ее роли в обеспечении безопасности восточного фланга НАТО. Данный пакт вступил в силу в 2012 году, делая идею по присоединению Молдовы национальной идеей [8].
Румыния оказывает влияние на Молдову практически во всех сферах. В Молдове наблюдается усиление ориентации на европейские рынки в части импорта товаров и услуг. В сфере подготовки кадров ярко выражено румынское направление: в Румынии обеспечивается обучение студентов в размерах, сопоставимых с Молдовой.
1. Общественная страта:
- Появления на публике, в которых будет поддержано воссоединение двух государств и признание существования единого румынского народа на обоих берегах Прута.
- Выступления на пленарных заседаниях парламента, которые напоминают о необходимости восстановления национального единства румынского народа путем воссоединения с Республикой Молдова
2.Законодательная страта:
- Помимо неправительственных организаций и инициативных групп, проект "Великой Румынии" поддерживается на уровне руководителей Румынии. Нынешний президент Молдовы Траян Бэсеску неоднократно высказывался, что присоединение Румынии является национальным проектом румын. Относительно реализации проекта Бэсеску поддержал инициативу политолога Станислава Белковского, предложившего план урегулирования конфликта на Днестре, согласно которого Бессарабия должна войти в состав Румынии, а ПМР получить независимый статус, после чего журналисты окрестили план по разделу Молдовы "Планом Белковского-Бэсеску". Помимо этого существует несколько политических сил, поддерживающих присоединение Молдовы, самой известной из которых является партия "Великая Румыния". Партия была создана в 1991 году по инициативе редакции газеты "Ромэния Марэ" ("Великая Румыния"). Партия выступала за воссоздание границ 1940 года, когда Румынии принадлежали территории Бессарабии (ныне республика Молдова) и Северной Буковины с Южной Бессарабией, которые на сегодняшний момент принадлежат Украине. После вхождения Румынии в состав ЕС в 2007 году, количество праворадикальных депутатов, благодаря румынам, увеличилось на 6 человек, что позволило европейским националистам создать собственную политическую cилу. Несмотря на то, что на сегодняшний день фракции праворадикалов в Европарламенте больше нет, связи и поддержка партии "Великая Румыния" со стороны европейских праворадикалов остается. В Европарламенте на данный момент партия представлена 2 депутатами из 33 от Румынии [9].
- Гарантирование безопасности Республики Молдова со стороны румынского государства и его международных партнеров в случае внешней агрессии;
- Завершение процедуры признания 31 августа (День румынского языка) законным праздником;
- Предоставление румынского гражданства упрощенным образом всем тем, кто объявляет себя этническим румыном;
- Отмена обязательства иметь минимальную сумму в 500 евро в случае предоставления визы гражданам Республики Молдова, которые хотят посетить Румынию. Румыния предоставляет гражданство тем гражданам Молдовы, которые имеют родственные отношения с теми, кто родился на территории Румынии до 28 июня 1940 года. При этом c 2007 года Румыния входит в ЕС и паспорт Румынии является паспортом ЕС. Более 300 тысяч молдаван обладают румынскими паспортами и еще более 800 тысяч человек планируют получить их [1]. Однако получить паспорт могут не только лица, имеющие этнические связи с румынами, но и лица других национальностей. Перспектива стать гражданином ЕС прямо сейчас весьма привлекательна для жителей Молдовы, поэтому распространены поддельные документы, подтверждающие этнические связи с румынами.Создание общего экономического пространства посредством:
3.Экономическая страта:
- Одним из условий вступления Румынии в ЕС был отказ от внешних территориальных претензий, однако Румыния и не подумала отказаться от идеи воссоединения с Молдовой. Она не ратифицирует договор между ЕС и Молдовой "О статусе молдавского языка", так как в Румынии не признают существование молдавского языка, считая, что населении Молдовы говорит на румынском. В 2013 году Конституционным Судом Молдовы официальным языком страны признан румынский, который согласно Конституции назван "молдавский на основе латинского алфавита"[7]. При этом, по результатам данным переписи 2004 года [4], 78,4% представителей молдавского этноса родным языком указали молдавский язык, тогда как 18,8% - румынский.
- Интеграции двух национальных энергетических систем;
- Интеграции инфраструктуры аэропортов, железных дорог и автомобильного транспорта;
- Интеграции почтовой системы и объединение телефонной системы.
- Открытия рынка труда для всех граждан Республики Молдова.
- Поддержки компаний из Румынии и Республики Молдова с целью расширения деятельности по всему пространству двух румынских государств.
- Молдова, стремясь вступить в ЕС, имеет налаженные торговые связи со странами данного союза. При этом, Молдова является членом СНГ, поэтому имеет устоявшиеся исторические торговые связи со странами этой организации. Согласно данным по внешнеэкономической деятельности Республики Молдовы за январь-сентябрь 2015 года [10] в структуре экспорта на 2012 год лидируют страны ЕС (62,1%), СНГ (25,3%) и Украина (2,6%). Непосредственно Румыния (24,3 %) занимает 1 место среди стран ЕС и является основным торговым партнером, хотя еще в 2013 таковым была РФ. Еще до 2006 года в структуре экспорта страны СНГ занимали 1 место, но переориентация на ЕС обуславливается стремлением Молдовы в ЕС, вступлением в 2001 году в ВТО и запрет на ввоз вина в РФ. Структура импорта по странам почти не отличается от структуры экспорта: лидерами выступают ЕС (49,3%), СНГ (25,1%), Украина (11,0%) и Китай (9,2%). Среди стран ЕС лидером является Румыния (16,15%) [10]. Однако переориентация импорта на ЕС произошла еще в начале 2000-х годов, что объясняется их близостью и стремлением Молдовы к евроинтеграции, а также тем фактом, что европейские товары в Молдове нужнее, чем молдавские в Европе (преимущественно с/х продукция).
Картосхема 2. Экспорт Республики Молдова по основным странам-партнерам за III квартал 2015, %. Составлено автором по [10].
Картосхема 3. Импорт Республики Молдова по основным странам-партнерам за III квартал 2015, %. Составлено автором по [10].
Наибольшее число трудовых миграций из Молдовы зафиксировано в РФ (68%) и Италии (16,7%), тогда как в Румынии работает всего 1% из числа всех работающих или ищущих работу граждан из Молдовы зарубежом [10]. В Румынии отсутствует спрос на рабочую силу из Молдовы, особенно это касается приграничных с Молдовой регионов, поэтому трудовые миграции направлены в Италию, где наблюдается близкая языковая среда и есть места приложения труда.
На границе Румынии и Молдовы функционируют 3 еврорегиона: "Сирет-Прут-Днестр" (улучшение качества жизни населения посредством программ, финансируемых ЕС), "Нижний Дунай" (деятельность по экономическому развитию, экологии и улучшению политической и культурной атмосферы в регионе) и "Верхний Прут" (развитие существующих трансграничных хозяйственных связей). Еврорегионы создаются для выравнивания регионов Европы, стирая границы между ними. На данный момент у этих еврорегионов начальная степень интеграции, что связано с их расположением между государством, недавно вступившим в ЕС, и государством, не являющимся полноправным членом ЕС. Можно считать, что создание этих еврорегионов, помогает Румынии присоединить Молдавию. Помимо этого, ЕС способствует развитию приграничного сотрудничества в регионе путем различных программ, финансирование которых осуществляется как ЕС, так и региональными властями. В рамках этих программ сегодня функционирует один из трансграничных коридоров Унгень-Яссы, на котором действует особый режим торговли. Для прохождения границы в данном коридоре гражданам РМ выдается специальный документ. Инициатива об облегчённой процедуре пересечения границы в данном коридоре принадлежит РМ, и была поддержана Румынией и ЕС.
4. Образовательная страта:
- Создание в рамках министерства образования и исследований Румынии специального бюро, ответственного за культурную и социальную интеграцию бессарабских студентов и школьников, находящихся на учебе в Румынии;
- Пересмотр системы селекции стипендий, предоставляемых молодежи из Республики Молдова таким образом, чтобы заявитель мог продемонстрировать приверженность румынским культуре, духовности и ценностям;
- Включение в учебники истории специального раздела о румынах в приграничных регионах и на Балканах, в особенности, об общей истории румын по обоим берегам Прута.
Образование является той сферой, которая имеет явно румынский вектор. Молдавская система образования является калькой с румынской, а с переводом официального языка Молдовы на румынский, вся система образования перешла на румынский язык. С начало 90-х годов отмечается активизацией исторических и общественных исследований в Молдове. В эти годы проделана большая работа по переосмыслению прошлого, при этом взят курс на румынизацию истории Молдовы. Такие действия по изменению общественного мнения, целенаправленно осуществляются Бухарестом для трансформации национального сознания молдаван [11]. Наибольшей трансформации подверглись гуманитарные науки, а в образовательных учреждениях курс истории заменен "историей румын и всемирной историей". В историческом разрезе преподавание не истории государства, а нации осуществлялось только в Третьем Рейхе и в современной республике Косово. В ВУЗах Румынии обеспечивается подготовка студентов в размерах, сопоставимых с Молдовой. На 2013-2014 учебный год правительство Румынии выделило 5500 стипендий для учебы граждан Республики Молдовы. Кроме этого Румыния предпринимает различные меры для привлечения студентов молдавского происхождения из Украины, объявив всех молдаван этническими румынами. В основном, стипендии предоставляются в гуманитарных науках, которые имеют воздействие на людей, а румынские элиты пытаются активно продвигать собственные интересы в Молдове [12].
Данные сферы взаимодействия, помимо образовательной, могут говорить, что объединение Молдовы и Румынии в ближайшее время не состоится. Молдова пока слишком ориентирована на РФ, хотя с каждым годом влияние России снижается и происходит переориентация Молдовы на Румынию. Сегодня выбран европейский вектор развития страны, курс на евроинтеграцию. Нынешнее руководство страны взяло курс на объединение с Румынией, тогда как население пока не выбрало вектор развития страны, и скорее стремится к реинтеграцией с ПМР, чем к "униатству" с Румынией.
В 1998 году было подписано 10-летнее соглашение об ассоциации Молдовы с ЕС, а проект нового соглашения был парафирован сторонами в 2013 году. В связи с этим граждане Молдовы получили возможность безвизового краткосрочного пребывания в странах ЕС, а с 2014 года возможно введения безвизового режима. У Молдовы выбран курс на евроинтеграцию, при этом существует 2 варианта вхождения в ЕС: объединение с Румынии или как независимое государство Молдова. Несмотря на несоответствие критериям ЕС, Молдову могут принять в ЕС из-за сравнительно небольшого населения страны и курса развития ЕС на Восток.
Однако основным препятствием вхождения Молдовы в ЕС является присутствие на территории Молдовы таких территориальных образований как непризнанное государство Приднестровская Молдавская республика и автономия Гагаузия. Данные территориальные образования не стремятся вступить в ЕС и видят своим стратегическим партнером Россию, а не Румынию. ПМР и Молдова не могут договориться самостоятельно, тогда как международное сообщество официально не признает ПМР, что делает невозможным вступление Молдовы в ЕС в рамках такого статуса ПМР. При этом территория ПМР входит в состав идеологического проекта "Великая Румыния", являясь наиболее развитой частью Молдовы. В 2006 году на референдуме [13] 97% населения ПМР проголосовало за присоединение к России в случае присоединения Молдовы к Румынии. На аналогичном референдуме в Гагаузии [14] в 2014 году, 98 % населения проголосовало за вхождение в таможенный союз при утере Молдовой государственности. В 2012 году председатель Еврокомиссии Жозе Баррозу заявил, что "Приднестровская проблема очень важна, но не стоит напрямую связывать эту проблему с короткими сроками европейской интеграции" [15], тем самым подтвердил, что Молдова может начать евроинтеграцию без ПМР. На данный момент ситуация такова, что Молдове для евроинтеграции в том или ином виде надо отказаться от ПМР. Осложнение придает тот факт, что большинство населения Молдовы стремятся к реинтеграции с ПМР, а РФ не признает независимой ПМР. Данные действия РФ направлены на препятствование вхождению Молдовы в состав ЕС. Для аналогичной цели может случиться искусственная эскалация гагаузского конфликта.
Роль Совместных Миротворческих Сил в урегулировании конфликта
Сложившаяся ситуация во взаимоотношении Приднестровской Молдавской Республикой (ПМР) и Республикой Молдовы в начале 90-х годов XX века не могла разрешиться самостоятельно и требовала внешнего вмешательства третьей стороны. Военно-политическое вмешательство Российской Федерации в конфликт между ПМР и Республикой Молдовой помогло в прекращении вооруженного конфликта. Для урегулирования ситуации мирным путем 21 июля 1992 года в г.Москве при участии лидеров трех сторон Б.Н. Ельцина, М.И. Снегура и И.Н. Смирнова было подписано "Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республика Молдова". Основные положения данного соглашения сводились к следующему:
- конфликтующие стороны обязались предпринять меры к полному прекращению огня, отвести войска, вооруженную технику из "зоны безопасности";
- для обеспечения контроля за прекращением огня, отводом войск и вооружений в этой зоне создавалась объединенная Контрольная комиссия, состоящая из представителей трех сторон, участвующих в урегулировании конфликта;
- комиссия использует в своей работе группы военных наблюдателей, ей в подчинение передаются созданные на добровольной основе воинские контингенты миротворческих сил стороны, участвующих в выполнении данного соглашения;
- Комиссия обеспечивает поддержание правопорядка в городе Бендеры;
- Части 14 армии Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированные в Республике Молдова, будут строго соблюдать нейтралитет. Обе стороны в конфликте берут на себя обязательство уважать нейтралитет и воздерживаться от любых противоправных действий в отношении военного имущества, военнослужащих этой армии и членов их семей. Вопросы о статусе армии, порядке и сроках ее поэтапного вывода будут определены в ходе переговоров между Российской Федерацией и Республикой Молдова.
Помимо основных положений, cоглашение регулировало так называемую "зону безопасности". “Зона безопасности” имеет глубину 225 км и ширину 12-20 км, расположена между конфликтующими сторонами и разделена на 3 участка: северный, центральный и южный. Разделение на три участка было сделано на первом этапе миротворческой операции для упрощения управления. ”Зона безопасности” покрывает, главным образом, территорию ПМР (60% территории) и весьма незначительную часть территории Молдовы (5%). В “зоне безопасности” определен район с повышенным районом безопасности с центром в Бендерах. В Бендерах, которые отнесены к району с повышенным режимом безопасности, и Дубоссарах располагаются военные комендатуры СМС, коменданты которых обладают соответствующими полномочиями, которые утверждены ОКК. В пределах этих зон было размещено более 40 миротворческих постов, которые располагались на основных транспортных магистралях, а также на мостах в пределах “зоны безопасности”. СМС взяло под контроль все понтонные переправы и плотины гидроэлектростанций. Впоследствии, после стабилизации ситуации в регионе, количество постов было сокращено до 15. При отсутствии разграниченного пространства безопасности между двумя сторонами, "зона безопасности" является стержневой основой взаимоотношений Молдовы и ПМР в вопросах безопасности и в системе региональной стабильности в целом.
С прекращением огня конфликтующие стороны в семидневный срок отвели в места постоянной дислокации подразделения своих вооруженных сил и иные формирования, технику и вооружения. Осуществленное таким образом разъединение силовой составляющей конфликта преследовало цель установление мира между сторонами и в "зону безопасности" были введены миротворческие войска, расположившиеся по линии их соприкосновения, также было создано 2 органа, регулирующих конфликт: Объединенная Контрольная Комиссия (ОКК) и Совместные Миротворческие Силы (СМС). СМС включили в себя миротворческие контингенты России, Молдовы и ПМР численностью 4,5 тысяч человек. Данное соглашение предусматривало доминирование российского воинского контингента при подключении воинских контингентов Молдовы и ПМР. Россия, подписав данное соглашение, закрепила свое положение стороны, которая участвует в урегулировании конфликта и стала страной-гарантом стабильности в регионе, однако в компетенцию органов миротворческих сил не входит принуждение сторон к переговорам. Данное соглашения является примененной гарантией безопасности и предотвращает появление условий для эскалации конфликта. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон".
Российский миротворческий контингент был введен в "зону безопасности", протянувшуюся вдоль Днестра на 225 км и на 12-24 км в ширину, в ночь с 31 июля на 1 августа 1992 года. Российский воинский контингент в "зоне безопасности" выполняет следующие задачи:
- восстановление мира и поддержание правопорядка в регионе, создание предпосылок для его разрешения мирным путем;
- контроль за соблюдением режима безопасности в зоне урегулирования конфликта и сбором информации о фактах нарушения противоборствующими сторонами принятых договоренностях по поддержанию мира и правопорядка;
- несение службы на стационарных односторонних, совместных двухсторонних и трехсторонних постах путем наблюдения, контроля, досмотра и пропуска транспортных средств, грузов и лиц, въезжающих или выезжающих в "зону безопасности".
- До 1996 года миротворческий контингент от России комплектовался из частей, расположенных в России, однако по прошествии времени было принято решении о комплектовании личного состава миротворческих сил России в Приднестровье. Это стало возможным, благодаря тому факту, что большинство населения ПМР обладает несколькими паспортами, в том числе и российским. На Днестре располагаются два батальона, укомплектованные по миротворческому штату: один дислоцируется непосредственно в зоне безопасности, а второй находится в пункте постоянной дислокации, где военнослужащие РФ проходят подготовку в соответствии с международными стандартами подготовки миротворцев. Основная часть российского миротворческого батальона дислоцирована в городе Бендеры и несет службу в южной части "зоны безопасности". На центральном участке выполняет задачи отдельная рота, расквартированная в Дубоссарах. В российском воинском контингенте Совместных миротворческих сил проходят службу только граждане Российской Федерации, все они являются военнослужащими по контракту, солдат срочной службы среди миротворцев нет. Миротворческий контингент принимает активное участие в общественной жизни региона: участвуют в организации разнообразных мероприятий, приуроченных праздникам и мероприятиям, по увековечению памяти погибшим во время ВОВ, ликвидации чрезвычайных ситуаций и помощи местному населению.
По прошествии определенного времени из-за отсутствия военной конфронтации между МПР и РМ происходило уменьшение численности СМС. 20 марта 1998 года в Одессе между руководством Молдовы и ПМР заключили "Соглашения о мерах доверия и развития контактов между Республикой Молдова и ПМР", которое обговаривало бы следующие положения:
- В двухмесячный срок сократить численный состав миротворческих сил Молдовы и ПМР в "зоне безопасности" ориентировочно до 500 военнослужащих с каждой стороны с каждой стороны со штатной боевой техникой и вооружением;
- Сократить количество стационарных контрольно-пропускных пунктов и совместных постов миротворческих сил, заменяя их мобильным патрулированием;
- направить в "зону безопасности" миротворцев 4-х сторон. (Данное соглашение регулировало подключение к миротворческой операции группы военных наблюдателей Украины, а также представители ОБСЕ на основе принципов сотрудничества). В марте 2009 года в совместном заявлении президентов Молдавии, ПМР и России было отмечено стабилизирующая роль СМС, действующих в регионе, и целесообразность замены российского миротворческого контингента мирогарантийной операции под эгидой ОБСЕ только после урегулирования молдо-приднестровского конфликта. Однако с 2011 году ОБСЕ требует вывода российских войск с целью "преобразования существующего механизма поддержания мира в многонациональную гражданскую миссию с международным мандатом со стороны ОБСЕ", а в 2013 году в Стамбуле принял резолюцию "Процесс приднестровского урегулирования", требующей изменить формат существующей миротворческой операции. Парламентская ассамблея ОБСЕ считает, что определение особого правового статуса Приднестровского региона в составе Республики Молдова наряду с укреплением и обеспечением суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Молдова в ее международнопризнанных границах составляет основную цель процесса урегулирования приднестровского конфликта. Власти России не планируют выводить миротворческие войска, так как по договорам 1992 г. и 1998г. Россия является страной-гарантом стабильности в регионе. Кроме того присутствие российских войск в регионе стратегически важно для России. Итогом миротворческой деятельности можно считать то, что в регионе отсутствует открытое вооруженное противостояние. За время пребывания совместных миротворческих сил в регионе не зафиксировано случаев протестного настроения местного населения. Присутствие СМС помогло не только остановить боевые действия, но и создали условия для мирного урегулирования молдо-приднестровского конфликта. Однако сами стороны конфликта самостоятельно не смогут разрешить конфликт, поэтому присутствие миротворческих сил в "зоне безопасности" необходимо. При этом сами стороны конфликта имеют разные позиции относительно состава миротворцев: если ПМР хочет оставить нынешний формат СМС, то Молдова планирует трансформировать СМС путем замены российских миротворцев международными наблюдателями. Саму деятельность миротворческих сил в регионе стоит признать успешной, так как удалось предотвратить эскалацию конфликта. Подтвеждением является тот факт, что ОБСЕ в 2009 году высоко оценил деятельность CМС в урегулировании конфликта между ПМР и Молдовой [17].
- В настоящее время в составе Оперативной группы российских войск в ПМР находятся около 1,5 тысяч российских военнослужащих, которые дислоцируется в регионе в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения от 21 июля 1992 года. ПМР предлагает увеличить численность российского миротворческого контингента до 2400 человек и восстановить летную эскадрилью СМС для моментального реагирования в случае каких-либо инцидентов. За сохранение действующего формата СМС выступают как официальные власти ПМР, так и ее население. Против вывода российских миротворцев высказалось 92 % жителей ПМР. Тогда как Молдова настаивает на том, что территория ПМР является их территорией и присутствие СМС неоправданно. Так президент Молдовы Николай Тимофти порекомендовал России “вывезти свое вооружение” и выступил с инициативой о замене российского миротворческого контингента гражданскими наблюдателями с международным мандатом. Позиция властей Молдовы базируется на замену российского миротворческого контингента международным контингентом ЕС. Несмотря на заявление Тимофти, Молдова пока не заявляла о выходе из соглашения.
- Соглашение фиксировало новый формат миротворческой операции, как "3+2", где Молдавия и ПМР выступают как стороны конфликта, Россия и Украина - гарантами стабильности в регионе и посредники, ОБСЕ-посредник. В 2005 году формат соглашения был трансформирован в формат "5+2", придав США и ЕС статус наблюдателей. Однако по-прежнему разграничителями конфликта выступали сами стороны конфликта и СМС, а не ОБСЕ. Формат "5+2" не позволяет добиться урегулирования конфликта," заморозив" его: с одной стороны не происходит кровопролития, но и к реальному мирному урегулированию оно не приводит. При этом единого блока документов всех миротворческих соглашений нет ни у одной стороны, что создает условия для трансформации СМС. Формат соглашения "5+2" будет действенным при эскалации конфликта, когда можно будет объективно оценить действия участников конфликта с точки зрения разных международных акторов. Однако нельзя не исключить тот вариант, при котором конфликт между ПМР и Молдовой превратится в арену для противостояния западного и славянско-православного миров. На данный же момент такой формат не является наиболее действенным, так как н ведет к разрешению конфликта [23].
В глобальном видении, конфликт на Днестре можно рассматривать на 3 уровнях:
1) ПМР-Молдова, 2) Россия-НАТО, 3) западная цивилизация - славянско-православная цивилизация. Распад СССР привел к разрушению единого цивилизационного пространства и образованию на его периферии в зонах контакта с другими цивилизациями нестабильных регионов.
1) Геополитические тренды в РМ и ПМР существенно различаются. В Республики Молдова практически во всех сферах ощущается влияние ЕС (влияние России значительно в сфере трудовых миграций, внешней торговли и в инвестициях, сохраняется в СМИ и культурной сфере), тогда как ПМР во всех сферах ориентируется на Россию (особенно в политической и социальной), сильны торговые связи с Украиной. Связи со странами ЕС минимальны [2]. При этом, экономически Молдова сильно связана, как с Россией, так и с ЕС. В 2014 году произошла "точка перегиба", когда основным торговым партнером Молдовы стала не Россия, а Румыния.
2) Российская Федерация сегодня признает территориальную целостность Молдовы, однако выступает против угнетения прав русскоговорящих жителей ПМР и выступает за мирное политическое разрешение конфликта на Днестре. «Мы хотим подтвердить суверенитет, территориальную целостность Молдавии, в рамках которой будет обеспечен особый статус Приднестровья при понимании, что Молдавия остаётся самостоятельным, независимым и нейтральным государством» (C.В.Лавров)[16]. Россия выступает за сохранение статуса Молдовы как независимого государства, тогда как ПМР и Гагаузия являются своеобразными "якорями", мешающими Молдове стать частью Румынии и расширить границы НАТО на восток.
3) Молдова располагается на стыке 2 цивилизаций (западной и славянско - православной у С.Хантингтона [19]). Страны с таким геополитическим положением ориентируются могут ориентироваться как на 1 цивилизацию, так и на другую (сильный запад + сильный восток = паритет) [20]. В 90-е годы при ослабление 1 игрока произошла переориентация Молдовы на западную цивилизацию (в лице Румынии). Сейчас же политическая роль России в мире меняется и РФ, как ядро славянско-православной цивилизации, пытается вернуть свои позиции в регионе. Тогда как западная цивилизация не собирается сдавать свои позиции, что приведет к конфликту 2 сторон.
Будущее Молдовы неопределенно, в следствии целого ряда противоречий. Для румын идея по образованию "Унири" является общенациональной, поддерживаемой высшими руководителями страны. Сам же проект "Великая Румыния" в настоящий момент актуален только относительно территории Бессарабии. Для идеологов проекта "Великая Румыния" существует два варианта развития ситуации: или румыны переманят в свою страну все трудоспособное население Молдовы, или со временем поглотят Бессарабию полностью. В рамках реализации проекта, cследующим шагом после отмены молдавского языка на основе кириллицы может быть официальная отмена молдавского этноса, а конечным шагом может стать образование единого государства Румынии и Молдовы. Особняком стоит ситуация с ПМР, статус которой является препятствием на вступление в ЕС. Наиболее вероятным вариантом развития ситуации с ПМР выглядит план "Белковского-Бэсеску", при этом большинство жителей Молдовы заинтересовано в реинтеграции с ПМР, что противоречит интересам правящей элиты страны. Позиция же самой Молдовы неоднозначна: Молдова имеет вектор на вхождение в ЕС, при этом может вступить в ЕС как часть Румынии, так и в качестве независимого государства.
Список использованной литературы
[1] "Великая Румыния" и русский интерес.// Сборник материалов.M.Regnum, 2011. С. 5-6, 18-20, 50-53
[2] Днестровский геополитический разлом: куда дрейфуют Молдова и ПМР?/ Антонов Е.В., Бочкарев А.Н., Гавдифаттова С.Н., Давтян К.Т., Земцов С.П., Крапчатов Е.С., Колдобская Н.А., Москвитина Н.А., Пестич А.С., Фаддеев А.М.// М. МАКС Пресс, 2011 С. 4-5
[3] Отношения Румынии с республикой Молдова / Г. Андрееску, В. Стан, Р. Вебер // Россия и современный мир. - 1995. - N 3. - С. 213-222
[4] Перепись населения республики Молдова - 2004. Populaţia după naţionalităţile de bază, limba maternă şi limba în care vorbeşte de obicei, recensămîntul populaţiei 2004.
[5] "Молдавской нации не существует": президенты Молдавии и Румынии "поставили точку" в этом вопросе.//ИА REGNUM, http://www.regnum.ru/news/polit/1527391.html#ixzz1u7m1BTSc
[6] В.Воронин заявляет о невозможности объединения Молдавии и Румынии.// Финмаркет http://www.finmarket.ru/news/435835
[7] КС Молдавии постановил официально называть государственным румынский язык.//РБК http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20131206021336.shtml
[8] Пакт по Бессарабии. PACT PENTRU BASARABIA. // http://www.pactbasarabia.ro/prevederi
[9] Румынские партии и общество : Современное состояние и немного истории / Т.Г.Битокова // Партии и избиратели в странах Центральной и Восточной Европы (2000-2010) // Иннион РАН, 2012. С. 72-94
[10] Национальное Бюро Статистики Республики Молдова.// http://www.statistica.md/index.php?l=ru
[11] Куда ведут навязчивые идеи, или историки Молдовы в поисках утраченного времени / Т. Л. Земба // Россия и современный мир. - 1995. - N 3. - С. 196-212
[12] "Дальний прицел" Румынской элиты // Кишиневский обозреватель http://ko.md/main/view_article.php?issue_date=2013-07-11&issue_id=3628&PHPSESSID=38113a076d3d94aa1a6fd92df7f247e6
[13] Приднестровье проголосовало за присоединение к России. за это высказались более 97% граждан республики, участвовавших в референдуме //Ольвия-пресс http://www.olvia.idknet.com/ol160-09-06.html
[14] Референдум в Гагаузии: итоги // Международная организация по наблюдению за выборами CIS-EMO http://www.cis-emo.net/ru/news/referendum-v-gagauzii-itogi
[15] Жозе Мануэль Баррозу: Нельзя напрямую связывать приднестровскую проблему с европейской интеграцией //Tribuna http://tribuna.md/ru/2012/11/30
[16] Лавров вместе с Украиной и Румынией хочет «реинтегрировать» ПМР в Молдавию // ИА REGNUM http://regnum.ru/news/polit/1906609.html
[17] По информации, полученной в ходе беседы c представителями российского миротворческого контингента в рамках зимней экспедиции кафедры СЭГЗС МГУ
[18] Бабилунга Н.В. Приднестровский конфликт: истоки, характер, особенности //Феномен Приднестровья. – Тирасполь, 2000. –205 с.
[19] Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. Т. Велимеева. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007.
[20] Социально-экономическая география мира под редакцией С.Б.Лаврова. - СПб.: Издательство С-Петербургского университета, 2001
[21] Волкова А.З. Референдумы в Приднестровской Молдавской республике (1989-2003 гг.). – Тирасполь: Типар, 2005. – 79 с.
[22] Герцен А.А. Быть ли Молдавии федерацией? // География, № 20 (603).- М, 2001.
[23] Трансграничное взаимодействие как фактор разрядки и нейтрализации политических конфликтов (на примере Молдовы и Приднестровья) / Белова Е.Д., Бражалович Ф.Л., Гладкий А.С., Ключников М.И., А.С., Кульчитский Н.А., Корюхин Д.А., Мамкин В.В., Мамыркин Г.Д., Никогосян К.С.,Пайлеванян Е.С., Подосинников И.С., Рачев П.А., Туров Н.Л., Хусаинова А.С., Шамало И.А., Ширыборов М.А., Щепинова А.М.// Материалы Международного молодежного научного форума ЛОМОНОСОВ-2014 / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс]. — МАКС Пресс Москва, 2014.
Исследование совершено на основе зимней экспедиции НСО кафедры СЭГЗС географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова "Трансграничное взаимодействие как фактор разрядки и нейтрализации политических конфликтов (на примере Молдовы и Приднестровья)".
Туров Н.Л.
- 03-06-2021Как британцы создали в США первую фабрику троллей и дважды втянули американцев в войну
- 08-01-2021Foreign Policy (США): в 2021 году мир ждут мрачные последствия года 2020
- 29-12-2020Что нам 2021 год готовит? Технологические тренды ближайшего будущего по версии Gartner
- 23-11-2020Билл Гейтс назвал 7 глобальных изменений ближайших лет
- 11-11-2020О Третьей силе
- 04-07-2012России готовят нефтегазовую блокаду и крах по сценарию 80-х годов
- 23-12-2012Ведическое понимание политики государства
- 22-11-2013В архивах «мирового правительства»
- 08-01-2014Мегацеркви и их коммуникативные стратегии
- 08-11-2012Главная угроза миру или рецепт успеха