Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Арктика и Антарктика в современной геополитике / Статьи
Арктика остается для США стратегическим приоритетом
Материал разместил: Медведев ДмитрийДата публикации: 14-04-2015
В арктическом направлении политики США первоочередное значение играет обеспечение национальной безопасности в Арктике. В этой связи внимание уделено развитию военной инфраструктуры, а также усилению потенциала ВМС США, которое описано в новом документе US Navy Arctic Roadmap (2014-2030).

Стратегическими союзниками США в регионе видят Канаду, Данию и Норвегию. Канаду можно рассматривать не просто как союзника США, но и как «проводника» значительного числа американских инициатив, а также катализатора антироссийских настроений в арктическом процессе.

Вашингтон также объявил о планах тесного сотрудничества с Финляндией, которая после США примет председательство в Арктическом совете по вопросам общего видения будущего Крайнего Севера.

Со Швецией у Вашингтона не сложились крайне тесные отношения по вопросам освоения Арктики, однако у них нет и принципиального расхождения взглядов. США устраивает, что шведская позиция не совпадает с российской по многим ключевым вопросам.

Кроме того, Вашингтон активно сотрудничает с неарктическими странами, заинтересованными в совместном освоении арктических ресурсов, в частности, с Японией. Так, США и Япония подписали совместный контракт о добыче газа на Аляске.

Помимо этого, США проводят консультации и переговоры с другими азиатскими странами, включенными в арктический процесс (Индия, Китай, Южная Корея и Сингапур). Вашингтон поддерживает их тезисы, противоречащие интересам России, такие как международный доступ к Арктике, проблемы коренных народов и др.

131205_16x9_992.jpg

Нужно отметить, что Вашингтон провозгласил себя «Арктической нацией», ответственной за улучшение качества жизни народов Севера, а, значит, в ближайшие годы можно ожидать усиление политического давления на приарктические страны в вопросах сохранения экосистем и быта коренных народов. Кроме того, возможны инициативы по обязательному включению представителей этих народов в деятельность международных организаций.

Безусловно, основным конкурентом в борьбе за Арктику Вашингтон видит Россию, с её увеличивающимся арктическим мобилизационным резервом и растущей военной активностью. При всех опасениях, многие эксперты в США признают, что любое значительное решение по Арктике не может быть принято без согласия России. Здесь можно предположить, что США стремятся создать систему диалога по схеме «все плюс Россия», которая используется, например, в совете Россия-НАТО, где Москва имеет дело с консолидированной позицией стран НАТО. Это позволяет в случае кризиса изолировать или притормозить выполнение определенных соглашений, а в посткризисный период снова выстраивать диалог, без которого невозможно обеспечение глобальной безопасности.

Диалог с Россией по арктической проблематике Вашингтон в среднесрочной перспективе намерен осуществлять исключительно в рамках Арктического совета, что объяснимо председательством США в этой организации ближайшие два года.

Привлечение неарктических государств к работе Арктического совета и намерение значительно увеличить их количество объясняется «расширением ответственности за будущее региона», но на деле размывает российскую позицию в организации.

Взаимодействие с Китаем в большей степени направлено на ослабление позиций России. Однако китайско-американские отношения в Арктике не рассматриваются как стратегическое союзничество. Возможно, США будут выстраивать более тесную систему взаимоотношений с государствами Азии, опасающихся роста геополитической мощи Пекина в этом регионе. Вашингтон с опаской констатирует строительство китайских ледокольных судов для навигации по Северному ледовитому океану, а так же намерения России по привлечению Пекина к судоходству по Северному морскому пути.

Есть основания полагать, что во время своего председательства США попытаются усилить свое влияние в формирующейся структуре Арктического экономического совета, созданного в прошлом году. Для Вашингтона важно управлять экономическими процессами региона, чтобы избежать ситуации, когда, несмотря на санкционную политику и антироссийский дискурс, страны-наблюдатели продолжат наращивать кооперацию с Россией.

США позиционируют себя главным гарантом безопасности, а НАТО – важнейшей платформой военной кооперации арктических стран. В этой связи увеличение участников учений COLD RESPONSE, а странам, не входящим в НАТО, предлагаются новые платформы военного сотрудничества в Арктике.

США подчеркивают исключительную роль Арктического совета как площадки для переговоров, но не поддерживают инициативу дальнейшей институционализации организации и принятия обязывающих решений для её членов. Однако озвучиваются идеи принятия обязывающих международных актов в вопросах ответственности за экологический ущерб региону. Принятия таких документов может обеспечить Вашингтону сильный инструмент давления на приарктические государства, занимающиеся активным освоением месторождений.

Вашингтон проводит курс интернационализации морского арктического пространства. Среди трех ключевых инициатив, которые США сформулировали в качестве целей председательства в Арктическом совете, отмечается и международное «шефство» (stewardship) над Северным ледовитым океаном. В купе с провозглашенной целью закрепления лидерства США в этом регионе, можно заключить, что будет лоббироваться контроль Соединенных Штатов над морскими коммуникациями Арктики.

В области технологического сотрудничества озвучиваются идеи усиливать сотрудничество со странами Балтики для обеспечения тестирования в Балтийском море технологий и разработок, которые впоследствии планируется внедрять для работы на Крайнем Севере. Как отмечается, такое сотрудничество может помочь дополнительно наладить отношения с Финляндией, Швецией и Россией.

Дмитрий Медведев


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение