Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Арктика и Антарктика в современной геополитике / Статьи
Инициатива скандинавских стран по формированию единой арктической стратегии
Материал разместил: Медведев ДмитрийДата публикации: 26-03-2015
В 2012-2014 гг. в работе Северного совета отчетливо обозначилась приоритетность арктического направления координации. Так, на заседании совета 27-30 октября 2014 г. по результатам «особой недели» (superweek of Nordic cooperation) на уровне министров стран-участниц были озвучены приоритетные направления развития сотрудничества, а именно, общая координация внешнеполитической деятельности, взаимопонимание в вопросах безопасности (рассмотрены вопросы региональных кризисов в Украине, Сирии и Ираке) и сотрудничество в Баренцев-регионе и Арктике.

Еще в апреле 2013 г. премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен предложил своим коллегам из Норвегии и Швеции инициировать создание рабочей экспертной группы. Эксперты из этих стран должны были разработать документ, в котором будут выявлены «точки потенциального роста» в Арктике, а также предложены способы и инструменты усиления влияния Скандинавских стран в регионе.

20 января 2015 г. в Тромсё (Норвегия) премьер-министры Норвегии, Финляндии и Министр стратегии и североевропейского сотрудничества Швеции единогласно высказали поддержку выводам и рекомендациям представленного аналитического доклада «Развитие Севера» (Growth from the North).

В этом документе экспертами описаны четыре катализатора стратегического развития Арктического региона:

  • сжиженный природный газ и возобновляемые ресурсы;
  • экологически-ориентированные решения при разработке месторождений полезных ископаемых;
  • рост туризма;
  • преодоление проблем, связанных с климатическими условиями в Арктике.

Для использования обозначенных точек роста авторы документа предлагают североевропейским странам четыре инструмента влияния на процессы в Арктике:

  • единая нормативно-правовая база деятельности в регионе (преодоление межгосударственных барьеров, координация, общее публичное пространство);
  • единое пространство интеллектуального и трудового потенциала Скандинавских стран (гармонизация образовательных программ, стандартов в определенных профессиях, использование инновационных решений вне государственных границ, усиления сотрудничества по существующим образовательным программам);
  • единый долгосрочный план развития инфраструктуры региона (исследование потенциала фондовой поддержки креативных решений, усиление влияния на Европейскую комиссию для поддержки инфраструктурных проектов в Скандинавской Арктике до официального пересмотра транс-европейской транспортной программы в 2023 г.);
  • единая политическая позиция (единый «голос» в вопросах развития Арктики, формирование 2-3 совместных политических целей каждый год, влияние на «повестку дня» и лоббирование позиций стран в Брюсселе).

В заключении эксперты приходят к выводу, что при интенсификации использования обозначенных мер, североевропейские страны имеют достаточный потенциал выхода на передовые позиции в экономическом, экологическом и инновационном развитии Крайнего Севера.

По результатам обсуждения представленного доклада министр стратегического развития и североевропейского сотрудничества Швеции Кристина Персон выразила мнение о том, что североевропейские страны смогут выйти на главные роли в регионе только имея «единый голос», то есть общую внешнеполитическую позицию. Иными словами, можно говорить не только о согласовании позиций скандинавских стран по отдельным вопросам, но и формировании единой стратегии развития как в области международной безопасности, так и в энергетическом и инновационном секторе.

Рекомендации о необходимости немедленно начать активное лоббирование поддержки Северных стран в институтах ЕС может означать наличие опасений со стороны этих стран остаться «за бортом» развития событий в Арктике. Кроме того, есть основания предполагать о возможных разногласиях внутри ЕС в понимании роли скандинавских стран в освоении и разработке арктических месторождений. Наращивание политических позиций в Арктике Германии, Франции, Италии и др. заставляет правительства скандинавских государств принять невозможность сохранения конкурентоспособности в регионе, действуя сепаратно.

Руководства Швеции, Норвегии и Финляндии озвучивают насущную потребность сплотиться и выступить единым субъектом международно-политического процесса в Арктике. Задействуют ли для этого существующие инструменты Северного совета или будет создана иная платформа для объединения на данном этапе пока не ясно. Однако, очевидно, что в ближайшее время будут созданы и проработаны как общие механизмы финансовой поддержки проектов в Арктике (29 октября новая принята Программа финансирования арктических проектов на 2015-2017 гг. анг. NCM Arctic Co-operation Programme 2015-2017), так и нормативно-правовая база по линии обеспечения безопасности и устойчивого экономического развития в этом регионе.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение