Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Арктика и Антарктика в современной геополитике / Статьи
Китай и Арктика
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 30-04-2018

Несмотря на то, что Китай не является арктическим государством и членом Арктического Совета (АС), он обладает статусом постоянного наблюдателя при этой организации. В последние несколько лет Пекин все больше концентрируется на политике в регионе и пытается интегрироваться в «арктический процесс». Его инициатива "Полярный Шелковый путь" содержит в себе новое измерение арктических транспортных коммуникаций или Северного морского пути в Арктике. С тех пор, как Китай объявил свою политику "один пояс-один путь" для расширения своей геоэкономической мощи, он работает над тем, чтобы соединить различные части мира через мегаэкономические проекты и обеспечить морскую и сухопутную связь, как, например, в китайском проекте Пакистанский экономический коридор (CPEC). 

Теперь, посредством опубликования Белой книги по Арктике, Китай продемонстрировал свои полярные амбиции и намерение включить этот регион в свои долгосрочные проекты. Хотя Китай и озвучил, что основные интересы в Арктике связаны с энергетическими ресурсами, туризмом, судоходными маршрутами и созданием глобальной инфраструктурной сети, большинство из этих целей являются составной частью его глобальной долгосрочной стратегии. Ближайшая цель Пекина заключается в разработке нефтяных и газовых ресурсов региона, при условии, что он сможет наладить сотрудничество с государствами арктического региона, включая Россию. Экономическое присутствие Китая в арктическом регионе также даст ему рычаги влияния в районах, лежащих к северу от Японии, северной части Тихого океана и, что более важно, вблизи Аляски.

О своих экономических планах на Дальнем Востоке объявила Россия, но на текущий момент единственным мощным инвестором в этом регионе является Китай. Американские и европейские инвесторы, вероятно, не будут инвестировать в этот регион, опасаясь экономических санкций США, поэтому инвестиции позволят обрести Китаю геостратегическое преимущество и усилить эффективность арктической политики.

Сегодня навигация в Северном Ледовитом океане выглядит более перспективной, чем раньше. Так, только в 2013 году семьдесят один тяжелый корабль прошел по Северному морскому пути. Есть большая вероятность, что в будущем навигация по маршруту Севморпути будет круглогодичной. Китай, безусловно, будет бенефициаром развития Севморпути. Например, маршрут через Арктику до Гамбурга из Шанхая будет на 2800 морских миль короче, чем маршрут через Суэцкий канал. Китай также хочет уменьшить свою зависимость от навигации через Малаккский пролив по соображениям безопасности. В этой связи развитие арктического маршрута сэкономит много денег и времени и приблизит большой рынок Европы к Китаю.

В ближайшем будущем круглогодичная навигация по СМП не представляется возможной. Однако политика Китая по созданию центров разведки нефти и газа, исследовательских институтов и туристических комплексов, позволит иметь рычаги влияния на развитие региона к тому моменту, когда морской путь станет более пригодным для судоходства. Поэтому Северный морской путь является важной частью арктической политики Китая.

Другим важным аспектом политики Китая в Арктике является контроль и управление маршрутом. В этом вопросе Китай будет зависеть от действий  России и других арктических государств.

В Южно-Китайском море Китай отказывается следовать решению Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS), но в Арктике Пекин продемонстрировал свою готовность следовать уставу ООН, положения UNCLOS, договорам об изменении климата и окружающей среде и соответствующим правилам Международной морской организации. Но если Китай будет выполнять все международные обязательства, включая решения UNCLOS, то он может столкнуться с США и Россией. Стоит отметить, что США не ратифицировали UNCLOS полностью и не признают российских претензий к Арктическому региону.

Успех арктической политики Китая трудно предсказать, но можно утверждать, что она будет во многом зависеть от сотрудничества с Москвой, так как Россия не только самое мощное государство региона, но и де-факто обладает контролем над развитием региона. Китай, вероятно, не будет оспорить позиции России в Арктике, поскольку для решения других вопросов на глобальном уровне Китай нуждается в России.

Джавед Зафар - доктор наук, научный координатор Centre for Study and Research (Индия), эксперт в области политической географии, геополитики, геостратегии и энергетики


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение