Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Арктика и Антарктика в современной геополитике / Статьи
«Маринет» определяет вектор развития морских технологий в Арктике
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 20-11-2019

О высоких технологиях в морской отрасли и важности их приоритета в государственной политике рассказал Александр Пинский, генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ» (рабочая группа Национальной технологической инициативы, поддерживающая развитие высоких технологий для морской отрасли).

Он выступил 7 ноября с докладом на VII ежегодном заседании Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике, на заседании "Информационные технологии в Арктике: навигация, связь, управление"

В своем докладе господин Пинский отметил, что Мировой океан, это новый малоизученный мир, который находится «на расстоянии вытянутой руки» и является источником большинства ресурсов, которые будут востребованы в настоящем и ближайшем будущем.

За освоение Мирового океана идет нешуточная гонка, которая сравнима с космической гонкой XX века.

Уже сегодня Мировой океан обеспечивает в глобальном масштабе транспортировку около 90 % всех крупногабаритных грузов, свыше 30% добычи углеводородного сырья, до 20% углеводного белка. Вместе с тем, изученность Мирового океана составляет не более 5%.

Александр Пинский

Ученые шутят: мы знаем обратную сторону Луны лучше, чем Мировой океан, который рядом с нами. Организация объединенных наций объявила следующее десятилетие международным десятилетием действий «Вода для устойчивого развития». Мировые лидеры включились в соревнование за освоение морей и океанов. Его результаты определят экономическую и политическую карту мира на ближайшие столетия. Стремительный рост населения земли, глобальное истощение природных ресурсов на суше будет неизбежно вести к тому, что фокус мировой экономики все больше будет смещаться в сторону «голубой» экономики, экономики Мирового океана, в сторону экономики тех стран, которые его контролируют.

В своем выступлении А. Пинский отметил, что в 2015 году Всемирный фонд дикой природы оценивал совокупную стоимость активов Мирового океана в несколько триллионов долларов США. Он напомнил, что Россия исторически и географически является одной из ведущих мировых морских держав: 87 миллионов квадратных километров (то есть свыше трети России — это моря); Россия занимает третье место в мире по морской территории после Соединенных Штатов и Франции; в российской Арктике расположен самый обширный в мире шельф, который представляет собой огромное скопление полезных ископаемых мирового значения.

Благодаря огромным запасам нефти, газа и других полезных ископаемых, морская отрасль в России сегодня находится в эпицентре общественного внимания и внимания крупных руководителей. Поистине, столь огромная «кладовая» природных ресурсов – это не случайная данность и не подарок господа Бога. Наши морские ресурсы — это результат труда, инвестиции десятков поколений, ученых, путешественников, исследователей.

Мир прекрасно знает имена Ивана Крузенштерна, Витуса Беринга, Отто Шмидта и других первооткрывателей, которые вписаны в историю и географические карты всего мира. Научно-прикладные исследования Степана Макарова, Алексея Крылова и многих других хорошо известны научному сообществу.

Сегодня к водам, которые не принадлежат ни одной стране мира, относится около 60% Мирового океана. Это больше, чем площадь Луны и Марса вместе взятые. По мнению эксперта, наша страна стоит не только перед возможностью использования богатейших природных ресурсов, но и перед важнейшим историческим вызовом. Россия хочет и должна фокусировать свои усилия на освоении океана и развитии морской отрасли.

Все сказанное выше имеет прямое отношение к Арктике. Океан - это не только географически основная ее часть. Арктика — это крупнейший регион планеты, с пока нетронутыми запасами углеводородов на Земле. При этом, 84% из них находится на шельфе Северного Ледовитого океана.

Его интенсивное освоение предполагается при наличии морских технологий и морского транспорта с одной стороны, и при обеспечении стабильной безопасности региона – с другой. В арктическом регионе производится продукция, обеспечивающая 11% национального дохода России и 22% общероссийского экспорта. Отсюда не только транспортируются значительные объемы сырья, но ввозятся промышленная продукция и продукция, необходимая для удовлетворения потребностей местного населения и бизнеса. Все это полностью осуществляется водным транспортом.

Необходимо помнить, отметил А.Пинский, что Арктика является регионом с очень хрупкой экологией. Влияние человека может стать фатальным для глобального климата и целого ряда биологических видов.  Поэтому вопрос о сохранении морской экологии имеет огромное значение для развития Арктики в целом.

По словам эксперта, стоит также отметить Северный морской путь между Европой и Восточной Азией. Он может стать новым удобным маршрутом, протяженность которого почти в два раза короче, по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. Ключевой вопрос в этой области —  обеспечение безопасности судоходства: наличие необходимой навигационной, бортовой, поисково-спасательной инфраструктуры на протяжении всего Северного морского пути.

Таким образом, ключевую роль в развитии этой морской отрасли будут играть новые технологии. Они всегда были ключом к освоению морей на протяжении всей истории человечества. Начиная от скафандра, созданного для работы под водой и заканчивая подводной робототехникой. По сложности технологий это такая же серьезная и опасная среда, как и космос.

С самого начала необходимо увязывать развитие морских технологий с освоением Арктики, поскольку они будут обеспечивать способность к освоению всего арктического региона. Апробирование в арктической зоне должно стать основой для тиражирования этих технологий на международном рынке.

Какие направления являются приоритетными, и что именно реализуется сейчас в России?

Во-первых, это средства цифровой навигации, ее расширенная концепция. Это - единая информационная среда всего морского транспорта, включая трюмное оборудование, и береговые системы связи-сервиса данных. Не менее важными являются ключевые изменения стандартов и самой модели функционирования морской отрасли, чтобы впервые в истории возникла возможность напрямую обмениваться данными и взаимодействовать компьютерным системам.

Примером использования технологии цифровой навигации в Арктике является оснащение ее системой Сабетты, арктического порта на западном берегу Обской губы Карского моря. Еще более комплексное и широкое апробирование этих средств происходит в рамках пилотной зоны навигации, развитие которой выполняет питерская компания «Морские проекты и технологии».

Во-вторых, важное значение имеет оперативная и полная гидрометеорологическая информация, и здесь «Маринет» (рабочая группа Национальной технологической инициативы, поддерживающая развитие высоких технологий для морской отрасли) реализует ряд уникальных проектов, которые сейчас востребованы в России и за рубежом.

Вот несколько примеров.

В конце прошлого года компания «Сканекс», один из лидеров в области спутникового дистанционного ориентирования Земли, запустила морской портал для российских и зарубежных пользователей, который предоставляет уникальные сервисы по мониторингу и анализу ледовой обстановки, погоде, движению объектов на поверхности моря, экологических загрязнениях и др.

Другая компания запустила опытную систему оперативного контактного гидрометеорологического контроля в Арктике, обеспечивающую передачу информации в любую точку мира в кротчайшее время.

Цифровые технологии необходимы также для обеспечения добычи полезных ископаемых и инженерных изысканий. Здесь тоже можно упомянуть ряд проектов: уникальный по степени разрешения и оперативности комплекс картирования морского дна компании «Гидромарин», новые технологии в геоинформационных системах компании «Моринформсистема-Агат» и многие другие. Это компании, которые опираются на мощные научные исследования в области инженерии, акустики и информационных технологий.

По мнению А. Пинского, огромное значение имеет применение морских робототехнических средств, поскольку в условиях Арктики работа человека не только тяжелее и сложнее, она еще и опасна для жизни. И потребность в робототехнике для мониторинга и обслуживания гидротехнических сооружений, прокладывания подводного трубопровода в Арктике, уже существует. Сегодня целый ряд реальных проектов уже осуществляется компанией «Моринформсистема-Агат».

Таким образом, освоение Арктики невозможно без опережающего освоения арктических морей, внедрения высоких морских технологий. Необходимо сфокусировать внимание государства, науки и бизнеса на развитии морских технологий для Арктики и в целом морской отрасли, сделать его приоритетом государственной политики.

Без этого Россия рискует утратить реальный суверенитет в Арктической зоне влияния и не получить необходимого эффекта от инвестиций в развитие региона. Арктика так и будет оставаться огромной кладовой с маленькой приоткрытой дверью, резюмировал Александр Пинский.

Марина Корнеева


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение