
XXI век не стал для человечества более спокойным и безопасным, энергетические проблемы явились «краеугольным камнем» мировой напряженности. Так на фоне развития восточных экономик и увеличения энергопотребления странами Запада и Исламского мира дефицит энергоресурсов стал ощущаться наиболее остро.
В настоящее время на Земле сохранилось 2 крупных региона, недра которых не поделены и не освоены окончательно: Антарктида, которая пока что малодоступна и Арктика.
По мнению исследовательской группы отраслевых аналитиков подо льдами Арктики залегает около 83 млрд. баррелей нефти, что составляет 13% от мировых неразведанных запасов, природного газа около 1550 трлн. кубометров, а также запасы редкоземельных металлов, золота, алмазов, вольфрама, ртути, молибдена, серебра, никеля и кобальта, общей стоимостью, превышающей 30 трлн. долларов.
Таяние льдов в результате потепления климата также является не маловажным аспектом для освоения Арктики. В обозримой перспективе глобальное потепление может сделать арктический путь открытым для судоходства круглый год, в настоящее же время его можно использовать только три-четыре месяца в году. Через Арктическую зону проходит 2 трансокеанских морских пути, имеющих немаловажное стратегическое значение: Северо-западный проход, который является Арктической зоной Канады и Северный морской путь, принадлежащий Арктической зоне России. [3,7]
Таким образом, все вышесказанное объясняет возрастающий интерес со стороны таких стран как США, Норвегия, Канада, Дания и показывает огромное значение Арктической зоны в экономике и национальной безопасности страны. Россия планирует сохранить за собой доминирующую роль в Арктике, однако отстаивать свои права на часть континентального шельфа, морские акватории и природные ресурсы становится все сложнее.
Новые инициативы России в Арктике реализовались, прежде всего, в военной области. В 2009 году Советом безопасности был принят документ «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», в котором поставлена задача создать группировку войск (сил) в арктической зоне страны. 24 ноября 2014 года, на базе Северного флота было создано Объединенное стратегическое командование (ОСК) «Север». В состав этой структуры также входят морская авиация, ПВО, береговые войска.
Сухопутная составляющая войск представлена двумя бригадами: первая арктическая мотострелковая бригада была сформирована 31 декабря 2014 года в поселке Алакурти Мурманской области. Вторая арктическая бригада будет сформирована в 2016 году в Ямало-Ненецком автономном округе. [6]
Основные центры базирования войск будут развернуты в районах заполярных аэродромов, так аэродром «Темп» на Новосибирских островах уже работает.
Рисунок 1 – Рекогносцировка местности на аэродроме «Темп»
В планах полноценное воссоздание аэродромов «Анадырь», «Тикси», «Амдерма», «Нарьян-Мар», «Нагурская», «Алыкель», «Рогачево». На последнем уже закончена модернизация взлетно-посадочной полосы.
Рисунок 2 – Рекогносцировочная группа перед вылетом на архипелаги Арктического региона
Соединения ПВО в Арктическом регионе оснащаются новейшими зенитно-ракетными комплексами С-300, которые будут расположены на архипелагах Северная Земля, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Всепогодная коротковолновая РЛС ближнего действия «Подсолнух» будет контролировать прибрежную обстановку в арктической зоне на глубину до 450 км.
До конца 2016 года планируется завершить создание военной группировки на о. Котельном (архипелаг Новосибирские острова), которая будет осуществляться в 2 этапа:
- на первом этапе должны быть построены административный и жилой комплекс, энергетический блок, склады ГСМ, площадки для боевых позиций ЗРК, узел связи, хранилище боеприпасов и т.д.;
- на втором этапе должна осуществляться постройка аэродрома, комплексов радиотехнического обеспечения самолетов, системы электроснабжения, мест для стоянки самолетов Ил-76, комплексов с метеорологическим оборудованием. [6]
Рисунок 3 – Подготовка к созданию группировки войск (сил) на острове Котельный
В последнее время восстановление военной и транспортной инфраструктур в Российской Арктике набирает все большие обороты, в первую очередь реализуется программа замены военной техники и оружия армии.
НАТО и США такое «доминирование» России не устраивает. В соответствии с этим американцы разрабатывают подводные лодки, военные корабли и самолеты для действий в условиях Крайнего Севера. Также планируется разместить в районе Дэдхорс на Аляске самолеты F-35 и бронемашины. Другие страны НАТО также ведут в регионе активную деятельность: британские подводные лодки с апреля 2016 года ведут боевое патрулирование; Канада планирует расширение на острове Корнуоллис Арктического учебного центра; на территории Норвегии размещаются авиация и радары.
Под эгидой ВМС США в Северном Ледовитом океане прошли учения «Ледовые учения-2016» совместно с Норвегией, Канадой и Великобританией, в результате которых было использовано: 2 ядерные
подводные лодки, спутники и беспилотники, задействовано около 200 военнослужащих и 2 автономных аппарата.
Таким образом, можно сделать неутешительные выводы: Арктический регион становится зоной долговременного соперничества ряда стран блока НАТО и России. [6] Анализируя современную геополитическую обстановку и исходя из всего вышеизложенного целесообразно применить следующие пути решения неизбежно возникающих проблем:
В области геополитических отношений и обеспечения национальных интересов:
- разграничить в Северном Ледовитом океане зоны функциональной юрисдикции с другими государствами;
- осуществить сбор геолого-геофизического материала для оформления прав России на хребты Ломоносова и Менделеева, что позволит расширить границу континентального шлейфа и присоединить территорию в 1,2-1,5 млн. кв. км;
- укрепить на двусторонней основе и в рамках Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизировать научно-техническое, экономическое взаимодействие, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов и сохранения окружающей природной среды в Арктике;
- активизация участия российских общественных организаций и государственных учреждений в работе международных форумов, занимающихся арктической проблемой;
- взаимодействие в эффективном использовании и организации воздушных путей в Арктике, а также в использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции Российской Федерации. [1,4]
В области обеспечения суверенитета и военной безопасности границ Российской Федерации:
- усиление государственного контроля над промысловой деятельностью и надводной обстановкой в Арктической зоне Российской Федерации;
- техническое переоснащение пограничных органов Арктической зоны и развитие ее пограничной инфраструктуры;
- создание системы береговой охраны в Арктической зоне, а также повышение эффективности взаимодействия с пограничными ведомствами соседних государств по вопросам охраны водных биологических ресурсов, пресечения контрабандной деятельности на море. [4,8]
В области развития Северного морского пути и транспортной инфраструктуры:
- реализовать навигационный и гидрометеорологический контроль с целью обеспечить управление и безопасность транспортными потоками в районах интенсивного судоходства, в том числе за счет использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
- обеспечить государственную поддержку береговой инфраструктуры, строительства судов вспомогательного, аварийно-спасательного и ледокольного флотов на уровне, необходимом для обеспечения перспективных перевозок в условиях меняющейся ледовой обстановки;
- восстановление инфраструктуры арктических коммуникаций, в первую очередь восстановление аэродромов «Анадырь», «Амдерма», «Нарьян-Мар», «Нагурская» и портов «Тикси», «Хатанга», «Диксон», а также вновь создаваемых портов «Харасовей», «Индига» и др.
- создание единых тарифов на оказание услуг, а также привлечение к деятельности крупных мировых перевозчиков, чтобы они могли принимать участие в составлении графика движения судов по арктическим трассам. [2,5]
Исходя из всего вышесказанного, очевидно, что Россия, решая политико-дипломатические отношения, должна иметь военный потенциал, необходимый для защиты своих национальных интересов в этом регионе.
Таким образом, в данной статье предложены пути решения проблем, которые стоят перед страной в ее нелегком пути возвращения в Арктику.
Список источников
- Иванов Г.В. Северный морской путь и объекты двойного назначения в эпоху глобального развития // Материалы конференции «Арктика-2015». Мурманск 2015 г.
- Материалы VI Всероссийской морской научно-практической конференции «Северный морской путь: развитие Арктических морских коммуникаций в глобальной экономике».
- Булатов В. Н., Шалев А. А. Баренцев Евро-Арктический регион и Архангельская область: международное сотрудничество. История и современность. – Архангельск: Изд. Центр ПГУ им. М. В. Ломоносова, 2001. – 174 с.
- Российская газета – Столичный выпуск №4877 (0). Основы государственной политики Российской федерации в Арктике на период до 2020 и дальнейшую перспективу. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www/rg/ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html
- Л. Г. Ивашов, генерал-полковник, д.и.н., профессор. Геополитическое значение Северного морского пути // Материалы конференции «Арктика-2015». Мурманск 2015 г.
- Материалы НИР на специальную тему.
- Аксёнкин В. И., Золотарев М. Л., Краснов В. С. О некоторых аспектах современного позиционирования России в Арктическом регионе // Перспективы развития системы материально-технического обеспечения ВС РФ. Москва 2015. – 278 с.
- Аксёнкин В. И., Золотарев М. Л., Краснов В. С., Романенко Я. Г. О некоторых аспектах развития Арктических транспортных коммуникаций в свете угроз национальным интересам в военной безопасности РФ // Перспективы развития системы материально-технического обеспечения ВС РФ. Москва 2015. – 278 с.
Роман Болдырев
Теги: Россия , Арктика , конкурс А.Е.Снесарева
- 03-06-2021Как британцы создали в США первую фабрику троллей и дважды втянули американцев в войну
- 08-01-2021Foreign Policy (США): в 2021 году мир ждут мрачные последствия года 2020
- 29-12-2020Что нам 2021 год готовит? Технологические тренды ближайшего будущего по версии Gartner
- 23-11-2020Билл Гейтс назвал 7 глобальных изменений ближайших лет
- 11-11-2020О Третьей силе
- 04-07-2012России готовят нефтегазовую блокаду и крах по сценарию 80-х годов
- 23-12-2012Ведическое понимание политики государства
- 22-11-2013В архивах «мирового правительства»
- 08-01-2014Мегацеркви и их коммуникативные стратегии
- 08-11-2012Главная угроза миру или рецепт успеха