Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Арктика и Антарктика в современной геополитике / Статьи
Российская Арктика в современных геополитических условиях
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 28-10-2016
В статье рассмотрено развитие и применение Российской Федерацией оборонного потенциала в Арктическом регионе. Изложено решение проблемы взаимодействия стран Запада и Российской Федерации на Крайнем Севере.

XXI век не стал для человечества более спокойным и безопасным, энергетические проблемы явились «краеугольным камнем» мировой напряженности. Так на фоне развития восточных экономик и увеличения энергопотребления странами Запада и Исламского мира дефицит энергоресурсов стал ощущаться наиболее остро.

В настоящее время на Земле сохранилось 2 крупных региона, недра которых не поделены и не освоены окончательно: Антарктида, которая пока что малодоступна и Арктика.

По мнению исследовательской группы отраслевых аналитиков подо льдами Арктики залегает около 83 млрд. баррелей нефти, что составляет 13% от мировых неразведанных запасов, природного газа около 1550 трлн. кубометров, а также запасы редкоземельных металлов, золота, алмазов, вольфрама, ртути, молибдена, серебра, никеля и кобальта, общей стоимостью, превышающей 30 трлн. долларов.

Таяние льдов в результате потепления климата также является не маловажным аспектом для освоения Арктики. В обозримой перспективе глобальное потепление может сделать арктический путь открытым для судоходства круглый год, в настоящее же время его можно использовать только три-четыре месяца в году. Через Арктическую зону проходит 2 трансокеанских морских пути, имеющих немаловажное стратегическое значение: Северо-западный проход, который является Арктической зоной Канады и Северный морской путь, принадлежащий Арктической зоне России. [3,7]

Таким образом, все вышесказанное объясняет возрастающий интерес со стороны таких стран как США, Норвегия, Канада, Дания и показывает огромное значение Арктической зоны в экономике и национальной безопасности страны. Россия планирует сохранить за собой доминирующую роль в Арктике, однако отстаивать свои права на часть континентального шельфа, морские акватории и природные ресурсы становится все сложнее.

Новые инициативы России в Арктике реализовались, прежде всего, в военной области. В 2009 году Советом безопасности был принят документ «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», в котором поставлена задача создать группировку войск (сил) в арктической зоне страны. 24 ноября 2014 года, на базе Северного флота было создано Объединенное стратегическое командование (ОСК) «Север». В состав этой структуры также входят морская авиация, ПВО, береговые войска.

Сухопутная составляющая войск представлена двумя бригадами: первая арктическая мотострелковая бригада была сформирована 31 декабря 2014 года в поселке Алакурти Мурманской области. Вторая арктическая бригада будет сформирована в 2016 году в Ямало-Ненецком автономном округе. [6]

Основные центры базирования войск будут развернуты в районах заполярных аэродромов, так аэродром «Темп» на Новосибирских островах уже работает.

Рисунок 1 – Рекогносцировка местности на аэродроме «Темп»

В планах полноценное воссоздание аэродромов «Анадырь», «Тикси», «Амдерма», «Нарьян-Мар», «Нагурская», «Алыкель», «Рогачево». На последнем уже закончена модернизация взлетно-посадочной полосы.


Рисунок 2 – Рекогносцировочная группа перед вылетом на архипелаги Арктического региона

Соединения ПВО в Арктическом регионе оснащаются новейшими зенитно-ракетными комплексами С-300, которые будут расположены на архипелагах Северная Земля, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Всепогодная коротковолновая РЛС ближнего действия «Подсолнух» будет контролировать прибрежную обстановку в арктической зоне на глубину до 450 км.

До конца 2016 года планируется завершить создание военной группировки на о. Котельном (архипелаг Новосибирские острова), которая будет осуществляться в 2 этапа:

- на первом этапе должны быть построены административный и жилой комплекс, энергетический блок, склады ГСМ, площадки для боевых позиций ЗРК, узел связи, хранилище боеприпасов и т.д.;

- на втором этапе должна осуществляться постройка аэродрома, комплексов радиотехнического обеспечения самолетов, системы электроснабжения, мест для стоянки самолетов Ил-76, комплексов с метеорологическим оборудованием. [6]

Рисунок 3 – Подготовка к созданию группировки войск (сил) на острове Котельный

В последнее время восстановление военной и транспортной инфраструктур в Российской Арктике набирает все большие обороты, в первую очередь реализуется программа замены военной техники и оружия армии.

НАТО и США такое «доминирование» России не устраивает. В соответствии с этим американцы разрабатывают подводные лодки, военные корабли и самолеты для действий в условиях Крайнего Севера. Также планируется разместить в районе Дэдхорс на Аляске самолеты F-35 и бронемашины. Другие страны НАТО также ведут в регионе активную деятельность: британские подводные лодки с апреля 2016 года ведут боевое патрулирование; Канада планирует расширение на острове Корнуоллис Арктического учебного центра; на территории Норвегии размещаются авиация и радары.

Под эгидой ВМС США в Северном Ледовитом океане прошли учения «Ледовые учения-2016» совместно с Норвегией, Канадой и Великобританией, в результате которых было использовано: 2 ядерные
подводные лодки, спутники и беспилотники, задействовано около 200 военнослужащих и 2 автономных аппарата.

Таким образом, можно сделать неутешительные выводы: Арктический регион становится зоной долговременного соперничества ряда стран блока НАТО и России. [6] Анализируя современную геополитическую обстановку и исходя из всего вышеизложенного целесообразно применить следующие пути решения неизбежно возникающих проблем:

В области геополитических отношений и обеспечения национальных интересов:

  • разграничить в Северном Ледовитом океане зоны функциональной юрисдикции с другими государствами;
  • осуществить сбор геолого-геофизического материала для оформления прав России на хребты Ломоносова и Менделеева, что позволит расширить границу континентального шлейфа и присоединить территорию в 1,2-1,5 млн. кв. км;
  • укрепить на двусторонней основе и в рамках Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизировать научно-техническое, экономическое взаимодействие, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов и сохранения окружающей природной среды в Арктике;
  • активизация участия российских общественных организаций и государственных учреждений в работе международных форумов, занимающихся арктической проблемой;
  • взаимодействие в эффективном использовании и организации воздушных путей в Арктике, а также в использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции Российской Федерации. [1,4]

В области обеспечения суверенитета и военной безопасности границ Российской Федерации:

  • усиление государственного контроля над промысловой деятельностью и надводной обстановкой в Арктической зоне Российской Федерации;
  • техническое переоснащение пограничных органов Арктической зоны и развитие ее пограничной инфраструктуры;
  • создание системы береговой охраны в Арктической зоне, а также повышение эффективности взаимодействия с пограничными ведомствами соседних государств по вопросам охраны водных биологических ресурсов, пресечения контрабандной деятельности на море. [4,8]

В области развития Северного морского пути и транспортной инфраструктуры:

  • реализовать навигационный и гидрометеорологический контроль с целью обеспечить управление и безопасность транспортными потоками в районах интенсивного судоходства, в том числе за счет использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
  • обеспечить государственную поддержку береговой инфраструктуры, строительства судов вспомогательного, аварийно-спасательного и ледокольного флотов на уровне, необходимом для обеспечения перспективных перевозок в условиях меняющейся ледовой обстановки;
  • восстановление инфраструктуры арктических коммуникаций, в первую очередь восстановление аэродромов «Анадырь», «Амдерма», «Нарьян-Мар», «Нагурская» и портов «Тикси», «Хатанга», «Диксон», а также вновь создаваемых портов «Харасовей», «Индига» и др.
  • создание единых тарифов на оказание услуг, а также привлечение к деятельности крупных мировых перевозчиков, чтобы они могли принимать участие в составлении графика движения судов по арктическим трассам. [2,5]

Исходя из всего вышесказанного, очевидно, что Россия, решая политико-дипломатические отношения, должна иметь военный потенциал, необходимый для защиты своих национальных интересов в этом регионе.

Таким образом, в данной статье предложены пути решения проблем, которые стоят перед страной в ее нелегком пути возвращения в Арктику.

Список источников

  1. Иванов Г.В. Северный морской путь и объекты двойного назначения в эпоху глобального развития // Материалы конференции «Арктика-2015». Мурманск 2015 г.
  2. Материалы VI Всероссийской морской научно-практической конференции «Северный морской путь: развитие Арктических морских коммуникаций в глобальной экономике».
  3. Булатов В. Н., Шалев А. А. Баренцев Евро-Арктический регион и Архангельская область: международное сотрудничество. История и современность. – Архангельск: Изд. Центр ПГУ им. М. В. Ломоносова, 2001. – 174 с.
  4. Российская газета – Столичный выпуск №4877 (0). Основы государственной политики Российской федерации в Арктике на период до 2020 и дальнейшую перспективу. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www/rg/ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html
  5. Л. Г. Ивашов, генерал-полковник, д.и.н., профессор. Геополитическое значение Северного морского пути // Материалы конференции «Арктика-2015». Мурманск 2015 г.
  6. Материалы НИР на специальную тему.
  7. Аксёнкин В. И., Золотарев М. Л., Краснов В. С. О некоторых аспектах современного позиционирования России в Арктическом регионе // Перспективы развития системы материально-технического обеспечения ВС РФ. Москва 2015. – 278 с.
  8. Аксёнкин В. И., Золотарев М. Л., Краснов В. С., Романенко Я. Г. О некоторых аспектах развития Арктических транспортных коммуникаций в свете угроз национальным интересам в военной безопасности РФ // Перспективы развития системы материально-технического обеспечения ВС РФ. Москва 2015. – 278 с.

Роман Болдырев


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение