Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Арктика и Антарктика в современной геополитике / Мероприятия
Сергей Гриняев: "Арктику легче осваивать сообща"
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 25-02-2013

Какие экологические проблемы возникают в связи с освоением арктического региона, зачем создается международный экспертный совет по сотрудничеству в Арктике и насколько перспективен Северный морской путь, рассказал генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев

Гость программы - Сергей Николаевич Гриняев, генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов.

Ведущий - Максим Григорьев.


Совместный спецпроект радиостанции"Голос России" и Фонда исследования проблем демократии


Григорьев: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! У нас в гостях генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Николаевич Гриняев. Предлагаю обсудить целый комплекс тем, связанных с Арктикой, прежде всего вопросы освоения Арктики.

На мой взгляд, в последнее время в средствах массовой информации достаточно много внимания уделяется вопросам, связанным с военной тематикой, готовностью различных стран создавать какие-то отдельные подразделения, базы в Арктике, несмотря на то, что для Арктики характерен целый ряд других проблем, есть вопросы сложности освоения Арктики, сложности присутствия в таких регионах.

Я знаю, что ваш центр занимается в том числе и этой проблемой. Как вы видите комплексно проблемы, связанные с Арктикой?

Гриняев: Да, действительно, проблема освоения арктических территорий в последнее время приобретает особое значение. Сегодня, на наш взгляд, существует определенный перекос, если можно так выразиться, в вопросах обеспечения безопасности. Речь идет именно о конфронтационной окраске в освещении проблем освоения арктических территорий.

Этому есть свое объяснение. Арктика испытывает глубокие трансформации, прежде всего в связи с изменениями климата. Климат в Арктике становится несколько мягче, арктические льды начинают таять. Этот регион планеты становится более доступным для человека, для освоения его в интересах современной цивилизации.

Григорьев: Насколько масштабно таяние арктических льдов? Насколько действительно улучшилась ситуация для работы людей в Арктике? Много говорят об озоновой дыре, о таянии льдов, но в действительности эти изменения, на мой взгляд, не такие большие. В 30-50-летней перспективе, естественно, они будут больше. А что собой представляют эти изменения сейчас?

Гриняев: Я с вами соглашусь, действительно, изменения, идущие в арктических районах, не носят такого уж всеобъемлющего, глобального характера: пальмы там пока еще не цветут. Но, с другой стороны, природно-климатические процессы, происходящие на планете Земля, по своей природе циклические и занимают определенный промежуток времени.

Цикл потепления, в котором мы с вам живем и который затрагивает в том числе и арктический регион, неразрывно связан с тем, что условия для существования человека в этих районах становятся гораздо более приемлемыми. И уже речь идет о том, что Северный морской путь - основная северная артерия - становится доступен для транспорта грузов значительно дольше, чем это было, например, 10-15 лет назад.

Григорьев: А насколько? Хотя бы ориентировочные оценки.

Гриняев: Ориентировочные оценки таковы, что в перспективе до 2040 года Северный морской путь будет открыт для навигации в течение 8 месяцев в году.

Григорьев: А как было до этого, 10 лет назад?

Гриняев: До этого был открыт буквально один, два, максимум три месяца. Получается, что Северный морской путь действительно экономически эффективен. Перевоз грузов из Европы в Азию через Северный морской путь сокращает доставку того же груза через южные моря на несколько недель. В сегодняшних условиях развития мировой экономики это дает достаточно существенную экономию для любой логистической структуры…

Полная версия программы доступна в аудиоформате.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение