Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Арктика и Антарктика в современной геополитике / Статьи
Северный пирог
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 25-10-2016
Вдали от неразрешённых мировых конфликтов и набирающей обороты информационной войны лежат снега «Северного королевства» Арктики. Край льдов с давних времен манит человека своими таинственными глубинами. Исторически сложилось, что Арктика вынуждена была быть интернациональной. В её покорении приняли участие известные ученые из разных стран. Экспедиции Уиллоби, Фробишера, Дейвиса, Баренца, Гудзона, Баффина, Беринга, Росса и Парри, Франклина, Норденшельда, Де-Лонга, Нансена, Андре, Пири и Кука1 внесли одинаково-значимый для планеты вклад в открытие «Северного королевства».

Край снегов и льдов неописуемо богат биоресурсами и такими полезными ископаемыми как углеводороды. Местонахождения нефти и газа делают этот регион лакомым кусочком для крупных мировых геополитических акторов, будь то страны или трансконтинентальные корпорации. Арктика скрывает под водами Ледовитого океана около 83 млрд баррелей нефти, другими словами 13% от неразведанных мировых запасов. По данным ученых, природного газа в Арктике около 1550 трлн кубометров, что равно одной третьей всем запасам планеты – достаточное количество для удовлетворения мировых потребностей в течение 14 лет1. Помимо этого, просторы Арктической пустыни – одно из немногих мест на Земле, где природа мало пострадала от руки человека. Уникальные представители сотен видов флоры и фауны, которых нет больше нигде в мире обитают в этих краях. Кроме того, именно здесь расположена пятая часть общемировых запасов пресной воды2. Нет ничего удивительного в том, что за богатства Севера готовы бороться ряд стран, играющих не последнюю роль на мировой арене.

В 1996 году Финляндия инициировала создание Арктического совета, с целью организации сотрудничества в Арктике по вопросам устойчивости развития региона, а также охраны окружающей среды. На данный момент в Совет входят страны арктической восьмёрки: Россия, Канада, США, Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Финляндия, Норвегия, Исландия и Швеция. Страны, имеющие выход к Северному-Ледовитому океану, а именно Россия, Канада, США, Дания и Норвегия, носят название «приарктических государств». И хотя Совет был создан с целью сотрудничества по региону, члены его с нарастающей силой становятся соперниками. Ряд противоречий по спорным территориям с каждым годом обостряет отношения между приарктическими государствами.

Установление в 2007 году Российского флага на дно Северного-Ледовитого океана эскалировало разногласия между Россией и остальными соседями по Арктике, «искусственно придавая этому событию политическую окраску»3. 16 сентября 2008 года Советом Безопасности Российской Федерации был принят документ «О защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике». А позже, в 2009 году были ратифицированы мероприятия, направленные на реализацию «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»4, провозглашённую 18 сентября 2008 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. К этим мероприятиям, в том числе, относилась подготовка армейских подразделений для арктической зоны, а также усиление пограничных воск и создание береговой охраны5. Цепочка этих событий привлекла внимание мировой общественности к Арктическому региону и спровоцировала их дальнейшую активизацию в нём. Об этом свидетельствует период с 2008 по 2012 года, когда был принят ряд стратегий со стороны приарктичеких и неарктических государств в зоне «Ледяного королевства»6, 7. На данный момент к Арктике приковано внимание почти всех мировых лидеров.

«Северный пирог» обрастает противоречиями, каждая сторона хочет получить свой кусок, с более насыщенной начинкой, чем её соседи. 16 ноября 1994 года в силу вступила Конвенции ООН по морскому праву, по которой 200 морских миль являются исключительной экономической зоной прибрежного государства8. Согласно этой конвенции в Арктике делить нечего – она уже поделена между Россией, США, Канадой, Данией и Норвегией. Вот только данная конвенция была подписана всеми приарктическими государствами, кроме одного – США. И хотя США пока никак не противоречит своими действиями конвенции, отсутствие подписи неоднозначно намекает, что вполне вероятно в будущем США будет в своей арктической политике обходить общепринятые законы.

Ледяные пустыни, поделённые между приарктическими государствами всё же, скрывают за собой ряд спорных вопросов. Продолжением чьей территории является Хребет Ломоносова? Канаде или Дании принадлежит остров Ганса? Когда закончатся противоречия по водным границам между Канадой и США? То, каким образом разрешатся эти вопросы, непосредственно повлияет на сферу влияния той или иной страны в Арктике.

Хребет Ломоносова является одной из важнейших стратегических задач для России в регионе. В 2001 году Россия подала заявку в Комиссию ООН, в которой аргументированно предлагала установить новые границы континентального шельфа. Эти границы выходили за пределы 200 миль экономической зоны. Россия подкрепила свои претензии утверждением, что Хребет Ломоносова является подводным продолжением Новосибирских островов. В заявке была представлена карта рельефа дна Северного-Ледовитого океана, разработанная Артуром Чилингаровым. Однако заявка не была принята. Зато переполошила соседей России по Арктике. В 2004 году Дания подала заявку на то, что Хребет Ломоносова является продолжением Гренландии. На Хребет Ломоносова также претендует Канада, утверждая, что он продолжает её территории. Тем не менее неоспоримых доказательств нет пока ни у одной стороны, а значит на ближайшее время Хребет Ломоносова остаётся спорной территорией. А ведь от того, кому будет принадлежать эта зона, зависит наращение присутствия одной из этих стран в Арктике.

Тоже самое касается и острова Ганса, который на протяжении десятков лет делят между собой Канада и Дания. От морских границ США и Канады тоже зависит какой величины кусок «Северного пирога» получит каждая из них. Эти противоречия будут набирать всё новые обороты по мере таянья арктических льдов и сокращения природных мировых ресурсов. То, с каким ожесточением сейчас борются африканские страны за воду, в скором будущем крупнейшие державы будут бороться за ресурсы Арктики.

Так называемые неарктические государство становятся всё более и более заинтересованными в этих территориях. В мае 2013 года Китай, Индия, Италия, Япония, Южная Корея и Сингапур получили статус наблюдателей в Арктическом совете. Многие из этих стран давно стремились добиться подобного статуса. Пока рано говорить, что неарктические страны претендуют на суверенитет территорий приарктических государств в ледяной пустыне. Однако факт их непосредственного присутствия в Совете не может не настораживать.

Россия владеет огромной территорией в арктической зоне. В российской части сосредоточены почти 80 % нефти всего «Северного пирога» и практически весь газ9. На эти запасы рано или поздно будут претендовать и другие государства – арктические и неарктические. Не удивительно, что эти государства активно протестуют против того, что «Россия наращивает милитаризацию Арктики»10. В первую очередь о милитаризации со стороны России заявляют Канада и США, непосредственно которые за последние несколько лет провели ряд военных учений в рамках программы НАТО в данном регионе11.

Милитаризация Арктики действительно происходит, но происходит со всех сторон. Все государства готовы пойти на многое ради отстаивания своих интересов в регионе со столь богатой начинкой.

На фоне всех этих противостояний забывается еще одна проблема, присущая стране снегов. Льды Арктики тают, облегчая путь к их богатствам. А вместе с тем они несут за собой огромное влияние на изменение климата, повышение уровня воды в океанах, угрозу затопления крупнейших населенных пунктов Земли и вымирание сотни видов животных и растений по всей планете. Арктика – хрупкий регион, и ни Россия, ни её заклятые друзья не должны забывать об этом.

Россия играет огромную роль в покорении и сохранении Арктики. Помимо ресурсов, Россия, как и любое другое государство, заинтересована в расширении своих территорий и зон экономического влияния, за счёт льдов Арктики. Так же немаловажную роль играют открывающиеся транспортные возможности региона12.

Соперничество за «Северный пирог» продолжается. Остаётся надеяться, что борьба за Арктику останется на дипломатическом уровне, хотя прогнозы не оптимистичны.

Источники

  1. https://www.gazeta.ru/science/2012/05/26_a_4602393.shtml
  2. http://ru.arctic.ru/resources/
  3. Война за Арктику. Хватит ли у России сил отбить шельф у конкурентов? // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://newsland.com/news/detail /id/98917.
  4. Об Основах государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/ A4qP6brLNJ175I40U0K46x4SsKRHGfUO.pdf
  5. У карты Тихого океана. // Информационно-аналитическая бюллетень №45(243) // Национальные стратегии освоения Арктики и будущее Арктического региона (по материалам круглого стола) // Центр Азиатско-тихоокеанских исследований ИИАЭ ДВО РАН// ISSN 2304-4586 (Print)/ ISSN 2304-4632 (Online)
  6. В мае 2008 года свою временную Стратегию арктической политики одобряет Дания (Arktisien Brydningstid. Forslagtil Strategi for Aktiviteter Idet Arktiske Område. Namminersornerullutikoqrtussatudenrigsministeriet, Mai 2008); В 2009 году пересматривается и конкретизируется принятая ранее Стратегия правительства Норвегии в отношении высокоширотного Севера (The Norwegian Government’s High North Strategy. Oslo: Norwegian Ministry of Foreign Affairs, 2006; Nye Byggesteiner i Nord - Neste Trinn i Regjeringens Nordområde strategi. Oslo: Departemente, 2009); январе 2009 года Директива «Арктическая региональная политика США» подписывается президентом Соединенных Штатов (National Security Presidential Directive and Homeland Security Presidential Directive. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://georgewbushwhitehousearchives.gov/news/releases/2009/01/20090112-3.html); В этом же году были одобрены Арктическая политика Исландии (Skarphedisson. Icelandic Perspectivesonthe Arctic. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.arcticfrontiers.com/index. php?option=com_docman&task=cat_view&gid =182&Itemid=306&lang=en) и Стратегия в отношении северных районов правительства Канады (Canada’s Northern Strategy. Our North, Our Heritage, Our Future. Published under the authority of the Minister of Indian Affairs and Northern Development and Federal Interlocutor for Métis and Non-Status Indians. Ottawa: Minister of Public Works and Government Services Canada, 2009); В 2010 году Стратегию политики в арктическом регионе принимает Финляндия (Finland’s Strategy for the Arctic Region // Prime Minister’s Office Publications. 2010. 8); В 2011 году аналогичный документ был одобрен в Швеции. Целый ряд документов по вопросам арктической политики принимается различными органами Европейского Союза The European Union and the Arctic Region.
  7. У карты Тихого океана. // Информационно-аналитическая бюллетень №45(243) // Национальные стратегии освоения Арктики и будущее Арктического региона (по материалам круглого стола) // Центр Азиатско-тихоокеанских исследований ИИАЭ ДВО РАН// ISSN 2304-4586 (Print)/ ISSN 2304-4632 (Online)
  8. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву.
  9. The Arctic // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.arctic.ru/resources/
  10. Милитаризация Арктики // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inosmi.ru/arctica/20110708/171774600.html
  11. НАТО проводит в Арктике масштабные военные учения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2607365
  12. Арктика и геостратегия России по ее освоению // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.km.ru/spetsproekty/2012/06/26/strategii-razvitiya-rossii/arktika-i-geostrategiya-rossii-po-ee-osvoeniyu

Мария Буреева


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение