Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Арктика и Антарктика в современной геополитике / Статьи
Совместное обращение Европейского Парламента и Совета Европы: Объединенная Арктическая стратегия ЕС
Материал разместил: Медведев ДмитрийДата публикации: 25-05-2016

Как отмечается в документе, «мир и стабильность в Арктике важны не только для жителей, населяющих этот регион, но и для ЕС и всего мира». При этом Евросоюз намерен осуществлять ключевую роль в стратегическом развитии Арктики.

Три государства-члена ЕС (Дания, Финляндия и Швеция) носят статус приарктических стран, при этом еще два североевропейских государства –  Исландия и Норвегия – участники Европейской экономической зоны.

Важность развития сотрудничества в арктическом регионе обусловлена экологическими угрозами, в том числе изменением климата, а также тем фактом, что ЕС является главным потребителем энергоресурсов и рыбной продукции, которые приарктические страны добывают на Крайнем Севере. Здесь же авторы пишут, что «вместе с новыми возможностями развития для региона и местных сообществ, усиливаются и риски возникновения противоречий, например, связанные с борьбой за добычу ресурсов и интенсификации экономической деятельности».

Кроме того, как полагают в ЕС, недостаточная проработанность или отсутствие международно-правовой базы регулирования хозяйственной и иной деятельности в Северном Ледовитом океане усиливает риски и угрозы в Арктике. В этой связи, ЕС рассматривает разработку и расширение глобального управления океанами (в том числе Северным Ледовитым океаном) стратегически важным направлением международного сотрудничества. 

В документе сформулировано три ключевых направления политики ЕС в Арктике.

Климатические изменения и вопросы экологической безопасности

Как отмечено, ЕС вносит наибольший вклад в изучение Арктики (на арктические проекты уже потрачено 200 млн евро, в частности в рамках программы Горизонт 2020) и намерен сохранить финансирование исследовательских программ (в 2016-2017 планируется потратить еще около 40 млн евро). Однако, несмотря на значительные усилия исследователей, Арктика до сих пор остается малоизученным регионом.

Ключевым проектом в этом направлении ЕС станет «EU-PolarNet initiative», которая станет площадкой для координации 22 институтов стран Евросоюза, объединив тем самым европейских экспертов и ученых, исследующих Арктику. Кроме того, в проекте участвуют ученые из России, Канады и США.

В ближайшие годы «Еврокомиссия поддержит создание интегрированной системы мониторинга на Шпицбергене для наблюдения геологических изменений, которая аккумулирует усилия всех ученых Европы».

Евросоюз намерен также поддерживать программы, связанные с мониторингом и анализом изменений водных экосистем в Арктике.

Для поддержки исследований, а также для финансирования программ, нацеленных на снижение выбросов парниковых газов в Арктике и в целом поддержание экосистем в регионе, ЕС намерен использовать средства фондов European Structural and Investment Funds (ESIF).

Устойчивое социально-экономическое развитие в Арктике и прилегающих территориях

В документе подчеркивается, что арктический регион характеризуется слабой инфраструктурой и неразвитой транспортной системой. Европейская часть Арктики, являясь наиболее развитой частью, тем не менее, не имеет достаточно развитой мультимодальной транспортной системы «север-юг», создание которой представляется очень важной для доступа к ресурсам Северного Ледовитого океана. Северные территории Норвегии, Швеции и Финляндии должны быть поддержаны финансово и интегрированы в трансевропейскую транспортную систему (TEN-T).

«Тесно сотрудничая с Исландией, Норвегией и Гренландией, ЕС имеет возможность играть ключевую роль в экономике Арктики, формулируя нормы и правила Европейской экономической зоны и использования финансовых инструментов». Как указано в документе, сотрудничество с указанными странами в рамках Совета Баренцева \ Евроарктического региона и проекта «Северное измерение» признано успешным.

Также важными программами трансграничного сотрудничества являются «Interreg North», «Botnia-Atlantica», «the Baltic Sea Region», «Kolarctic» и др.

Одной из целей программы Горизонт 2020 была оценка факторов и условий устойчивости арктического региона. В результате, ЕС рассчитывает иметь научную основу для разработки «арктических стандартов» для хозяйственной деятельности в регионе. Проект InnovFin, осуществляемый в рамках Горизонт 2020, может быть использован для финансовой и консультативной поддержки в Арктике инновационных и экологичных предприятий малого и среднего бизнеса.

С целью привлечения инвестиций в арктическую часть Европы Еврокомиссия намерена организовывать ежегодный «European Arctic stakeholder forum», на котором будут выработаны направления и приоритеты инвестиционной политики ЕС и крупных европейских компаний. К участию в мероприятии будут приглашены Норвегия, Исландия и Гренландия.

ЕС намерен стимулировать применение Полярного кодекса, особенно, учитывая развитие Северного морского пути.

Всестороннее международное сотрудничество в вопросах развития Крайнего Севера

Евросоюз ориентирован на активное сотрудничество с арктическими и неарктическими державами как на двусторонней основе, так и в рамках крупных международных организаций. ЕС принимает участие в арктических проектах ООН, касающихся экологических вопросов, а также взаимодействует с Арктическим советом. Важнейшим направлением политики ЕС является участие в создании международных норм навигации и морского права, в частности, в работе Целевой группы Арктического совета по Морскому сотрудничеству в Арктике.

ЕС продолжит активно развивать региональное и субрегоинальное сотрудничество в рамках Совета Баренцева \ Евроарктического региона, проекта «Северное измерение» и Северного совета.

Дмитрий Медведев

Скачать файлы:

6785.pdf (370 Кбайт)


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение