Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Арктика и Антарктика в современной геополитике / Аналитика
Страны-наблюдатели в Арктическом совете: позиция и мотивы деятельности
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 06-10-2014

В работе впервые на системной основе проведен анализ мотивов и стратегии действий стран-наблюдателей Арктического совета. В докладе сделано предположение о том, что институт «стран-наблюдателей» сегодня может использоваться геополитическими центрами для усиления борьбы в арктическом районе. Сегодня в Арктике между ведущими странами достигнут некий видимый консенсус в стратегии совместных действий, что отчасти сковывает их инициативу и не позволяет принимать односторонних шагов. Этого лишены страны-наблюдатели, чем и пользуются ведущие игроки, стараясь использовать наблюдателей в собственных интересах.

Изменения климата на планете, а также исчерпание легкодоступных месторождений углеводородного сырья сделали в последние десятилетия вопрос разработки месторождений, расположенных в тяжелых климатических условиях, одним из наиболее актуальных.

С другой стороны, изменение геополитического баланса сил в мире, перераспределение финансовых, товарных и иных потоков между Западом и Востоком в начале XXI века сделали одним из важнейших вопрос о пересмотре направлений стратегических транспортных артерий.

Указанные выше причины, а также ряд иных факторов привел к тому, что тема освоения Арктики с ее внушительными запасами сырья, а также новыми транспортными возможностями в первом десятилетии XXI века стала одной из наиболее обсуждаемых в среде международного экспертного сообщества.

Ряд мировых центров силы поспешил заявить о своих претензиях на ресурсы региона и сам регион в целом.

В ходе масштабной и кропотливой дипломатической работы к концу первого десятилетия XXI века в арктическом районе удалось сформировать международное правовое поле, которое позволило избежать прямого противостояния. Благодаря созданию Арктического Совета и ряда иных институтов, сегодня международные отношения в Арктике сведены к взаимоприемлемому диалогу между ключевыми полярными государствами: Дания, Исландия, Норвегия, Канада, Россия, США, Швеция. Эти страны вошли в качестве стран-постоянных членов в Арктический Совет, и тем самым обеспечили легитимность этой организации.

Статус постоянных членов и достигнутое относительное благополучие в международных делах в вопросе освоения Арктики не позволяет указанным выше государствам, имеющим наиболее выраженные интересы в регионе, проводить активную экспансионистскую политику. Однако совершенно понятно, что значение Арктики таково, что удовлетвориться лишь достигнутым статус-кво невозможно и необходимо искать иные инструменты, которые позволили бы решать собственные задачи, не ставя под сомнение установившийся порядок вещей.

По нашим оценкам, таким инструментом на сегодняшний момент являются страны-наблюдатели. Это государства, так или иначе проявившие свой интерес к освоению Арктики, но не являющиеся странами региона, и по правилам, установленным странами региона, не могущие претендовать на его ресурсы. Однако они могут, тем не менее, оказывать политическое, экономическое и иное воздействие на ситуацию в регионе, пусть и не напрямую, а косвенно, через иные области и иные проекты. Сегодня в числе стран-наблюдателей нет таких, которые бы не являлись активными игроками на международной арене. Их интересы в Арктике часто могут пересекаться с интересами в иных регионах планеты, такие пересечения и являются предметом дипломатической игры.

Кроме того, за последние годы среди стран-наблюдателей появился также и Китай – стремительно развивающийся геополитический центр силы, который четко обозначил собственные интересы в Арктике и стремится во что бы то ни стало наращивать темпы освоения региона.

Многоаспектность и многоплановость отношений сторон в вопросе освоения Арктики сегодня ставит перед российскими внешнеполитическими институтами ряд вопросов, от решения которых будет зависеть успешность российской арктической политики.

В этих условиях крайне важным становится вопрос понимания «расклада сил» и выстраивания новых коалиций на основе взаимоприемлемых целей и инструментов их достижения.

Именно по этой причине выполненное исследование, основной задачей которого как раз и является изучение позиций и стратегий стран-наблюдателей Арктического Совета, является сегодня весьма актуальным.

Выполненное исследование не только позволило лучше понять интересы и мотивы стран-наблюдателей, но и выявить некоторые из взаимосвязей, объединяющие их и постоянных членов Арктического Совета.

Скачать файлы:

5813.pdf (11568 Кбайт)


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика