Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Арктика и Антарктика в современной геополитике / Статьи
Стратегические вызовы эффективному освоению Арктического шельфа России в современных геополитических условиях
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 15-11-2014

В условиях формирования транснационального мира границы между внутренней и внешней политикой государств становятся условными. В контексте геополитических проблем современности акцент субъекности международного права смещается от государственного к региональному уровню. Таким образом, происходит усиление значения регионов в национальном и глобальном аспектах. Это отражается в том, что экономические, политические, социальные и другие интересы государств теперь сталкиваются на ограниченной территории. При этом любые последствия принятых решений, касающихся данной территории, могут отражаться на всей глобальной экономической системе.

В настоящее время одной из таких территорий, имеющих геостратегическое, геоэкономическое и геополитическое значение для Российской Федерации, а также всего мирового сообщества, является Арктика.

До начала XXI века арктические территории не представляли особого экономического и политического интереса, как для Российской Федерации, так и для других стран. Особые климатические условия и невозможность осуществления промышленной деятельности ограничивали интересы стран в освоении Арктики, а также возможность возникновения политических споров о суверенитете арктических территорий. Глобальное потепление климата, привело к изменению ситуации и сделало доступными богатые природными ресурсами арктические регионы. Таким образом, климатические изменения подтолкнули многие государства к переоценке своих интересов в Арктике. Сокращение площади полярных льдов открыло большие перспективы промышленного освоения региона, прежде всего, разработки шельфовых месторождений нефти и газа, а также экономический потенциал морских маршрутов, а мировая проблема истощения традиционных запасов углеводородов послужила катализатором расширения деятельности в Арктическом регионе.

Правовой статус арктического пространства на международном уровне непосредственно не регламентирован [1]. Порядок определения границ континентального шельфа для прибрежных государств устанавливается Конвенцией ООН (принятой в 1982 г.) [2]. Конвенция ратифицирована всеми странами «арктической пятерки», за исключением США, которые, тем не менее, признают многие нормы Конвенции как нормы общего международного права и стремятся к мирному решению возможных притязаний на континентальный шельф. Остальные арктические государства также заинтересованы в защите своих прав и интересов в Арктике в рамках закономерного и устойчивого диалога.

Большинство арктических находится в пределах национальных границ арктических государств, однако, проблемы территориальных споров по-прежнему актуальны и включают в себя не только споры о границах исключительных экономических зон стран «арктической пятерки», но и вопросы безопасности и права на прохождение территориальных и международных вод. Например, такие неарктические страны как Китай, Япония, Южная Корея и другие рассматривают арктические ресурсы как достояние всего человечества, и считают, что их освоение должно проходить в рамках широкого международного сотрудничества, которое должно предполагать доступ к эксплуатации арктических ресурсов всех государств, имеющих технические и финансовые возможности.

Современная система международного взаимодействия в Арктике имеет двойственный характер. С одной стороны, возрастает конкуренция между арктическими странами за усиление позиций в регионе, с другой - ни одна страна не обладает достаточными научно-техническими возможностями для реализации арктических проектов самостоятельно. Кроме того, в регионе существует множество других проблем, требующих решения в рамках международного сотрудничества. Все страны, проявляющие свои интересы к освоению ар¬ктических ресурсов, понимая масштабы выгод, подходят к решению геопо¬литических и экономических проблем с по¬зиций развития международной кооперации [3]. В этих условиях особенно актуально четкое определение позиции России как крупнейшего арктического государства в отношении перспектив освоения Арктики, проработанности ее собственных проектов в регионе и их согласования с партнерами по арктическому диалогу.

Согласно принятой 12 февраля 2013 года новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации «Россия проводит инициативную и конструктивную линию, направленную на укрепление разноформатного международного сотрудничества в Арктике. Последовательно реализуя национальные интересы, Россия исходит из достаточности имеющейся международной договорно-правовой базы для успешного урегулирования всех возникающих в регионе вопросов путем переговоров, включая вопросы установления внешних границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане». Также подчеркивается открытость России к взаимовыгодному сотрудничеству с неарктическими государствами «при уважении ими независимости, суверенных прав и юрисдикции арктических государств в Арктике» [4]. Тем не менее, современные трансформации политического фона могут приводить к нарушению стабильности международного сотрудничества по арктическим вопросам. Поэтому особенно важно находить точки соприкосновения между заинтересованными государствами, которые предполагают взаимные выгоды.

Помимо сохранения политической стабильности наиболее значимыми вызовами для России при освоении арктических территорий также являются: социальные проблемы, проблемы обеспечения экологической безопасности, формирование транспортной инфраструктуры. Повышенный уровень уязвимости арктических территорий, связанный с особыми климатическими условиями, а также негативные последствия промышленной деятельности ведут к комплексу взаимосвязанных проблем, требующих стратегических подходов к их решению.

Основными социальными вызовами являются: сохранение целостности ландшафтов, поддержание устоявшегося образа жизни коренных народов, наращивание кадрового потенциала, поддержание уровня биологического разнообразия, создание условий для адаптации к современным изменениям в регионе и другие.

Формирование транспортной инфраструктуры подразумевает: модернизацию аэропортов, портов, средств навигации и средств связи, обеспечение развития Северного морского пути как полноценного транзитного морского маршрута в интересах национального и международного судоходства, обеспечение комплексом транспортных средств, наличие логистически проработанных траекторий и маршрутов авиации, автомобильного и железнодорожного транспорта и т.д.

Что касается экологических проблем, то их последствия такие как: резкий рост концентрации метана в атмосфере, повышение концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, сокращение срока эксплуатации зданий, повышенная опасность наводнений, хроническое неблагоприятное воздействие на экосистемы и многие другие, - могут иметь краткосрочный и долгосрочный характер глобального масштаба. Некоторые из них могут быть необратимы. Поэтому решению экологических проблем должно уделяться особое внимание на государственном и корпоративном уровне. Серьезность этой проблемы признается как отечественными, так зарубежными учеными [3, 5, 6, 7], однако, в настоящее время необходимо усиление экологической направленности при реализации любых арктических проектов.

Учитывая возрастающие геоэкономические и геополитические интересы со стороны арктических  и неарктических государств к Арктике, РФ необходимо проводить целенаправленную работу по усилению своего присутствия в регионе. В первую очередь, начать разработку на своих законных участках шельфа, что сделает Россию собственником соответствующих месторождений и позволит ей перейти к плодотворному экономическому сотрудничеству с другими странами. Во-вторых, необходимо выстраивать диалог между заинтересованными сторонами, для чего важно исключить ситуации пробелов законодательства и стремиться к единству в подходах по решению ключевых арктических вопросов во всех сферах.

 

Болсуновская Ю.А

 

Источники

[1] Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире. Архангельск: 2012. С. 34.

[2] Мотяшов В.П. Газ и геополитика: Шанс для России. Изд. 2-е. М.:ЛЕНАНД. 2014. С. 296.

[3] Чилингаров А. Россия в Арктике: возможности для международного сотрудничества в регионе и его специфика. Доклад Международной конференции «Арктика: регион развития и сотрудничества». URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2779#top

[4] Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F

[5] Basurko O., Mesbahi E. Methodology for Sustainability Assessment of Marine Technologies / Journal of Cleaner Production. 2014. № 68. P. 155-164/

[6] Johnston P. Arctic Energy Resources: Security and Environmental implications / Journal of Strategic Security. 2012. Vol. 5. №3. P. 13-32.

[7]   Shakhova N., Semiletov I., Salyuk A., Yusupov V., Kosmach D., Gustafsson O. Extensive Methane Venting to the Atmosphere from Sediments of the East Siberian Arctic Shelf / Science. 2010. Vol. 327. P. 1246-1250.

 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение