Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Морская политика / Статьи
Эксперты оценили эксперимент по опытной эксплуатации автономных судов в РФ
Материал разместил: Горнова Анна МихайловнаДата публикации: 09-12-2020
Российские отраслевые эксперты оценили эксперимент по опытной эксплуатации автономных судов на внутренних водных путях РФ, который пройдет в 2020-2025 годы​​​. Мнения участников отрасли разделились, выяснило РИА Новости.

Правительство РФ во вторник опубликовало постановление, согласно которому эксперимент по опытной эксплуатации автономных судов под флагом РФ пройдёт с декабря 2020 по декабрь 2025 годов. Участие в нём принимают автономные суда под российским флагом, зарегистрированные капитанами морских портов, расположенных в 11 регионах: Краснодарском, Приморском, Хабаровском краях, Астраханской, Калининградской, Магаданской, Ленинградской, Мурманской, Ростовской и Сахалинской областях, а также в Петербурге.

Как сообщил гендиректор отраслевого центра "Маринет" Александр Пинский, сейчас компании активно развиваются в направлении автономного судоходства. "Мы благодарны аппарату правительства за оперативную работу и президенту за поддержку вопросов нормативной базы для автономных судов. Это то направление, где мы начинаем лидировать в мире и поддержание высокого темпа работы очень важно для этого. … Сегодня и вчера были подписаны первые соглашения о намерении оснастить первые 20 коммерческих судов системами автономного судовождения", - рассказал Пинский.

Речь идёт о двух соглашениях между разработчиком систем автономного судовождения "Кронштадт Технологии" и двух судоходных компаний РФ: "Морспецсервис" (Сахалин) и SeaEnergy (Петербург) об оснащении судов беспилотными технологиями. Так, разработчик оснастит 10 грузопассажирских судов компании "Морспецсервис" и еще 10 сухогрузов SeaEnergy. "Нам, безусловно, нужна такая же активная работа со стороны правительства, в том числе, в части развития нормативной базы в России и на уровне Международной морской организации, стимулирования первых внедрений автономных судов", - добавил глава "Маринет".

Как рассказала координатор проекта "Морская политика" Центра стратегических оценок и прогнозов" Анна Горнова, автономное судоходство - направление, которое будет развиваться, а России в этом сегменте нужно быть лидером. Однако она обратила внимание на продолжительный срок эксперимента, полагая, что могут возникнуть риски и последствия как с точки зрения безопасности мореплавания, так и экологии. "Если сравнить с авиа и автотранспортом, то в море судно находится неделями и месяцами. Предстоит сформировать законодательную базу, которой придётся постоянно догонять цифровой прогресс, а технологии будут развиваться стремительно", - считает Горнова.

Она отмечает, что помимо прочего, развитие направления беспилотников приведёт к негативным социальным последствиям на флоте: к сокращению рабочих мест. "На мой взгляд, оптимизация неизбежна, но её следует рассматривать с ограничениями в части трансформации комплекса обеспечения безопасности мореплавания. На первый план при таком сценарии конечно же выходит морская кибербезопасность", - рассказала она, добавив, что в декабре Российский морской регистр издал руководство по кибербезопасности, положения которого вступят в действие с 1 января 2021 года.

Впрочем, не все согласны с таким мнением. По словам транспортного эксперта, управляющего партнера ООО "Инфра Проекты" Алексея Безбородова, самой главной проблемой на внутренних водных путях является гидротехника, по которой необходимо долго работать. "Автономный транспорт – это отрасль, которая нужна для динамичных сегментов экономики, например, такси, автомобильные грузовые перевозки. Это там, где происходит постоянная текучка кадров, их удорожание", - заявил эксперт.

Он объяснил, что на речном и морском транспорте такой кадровой проблемы нет, добавив, что люди, приходящие в эту отрасль, крайне редко из неё уходят. "Речь идёт о судовом персонале. Это люди на век, навсегда туда уходящие. Заменять этих людей на роботизированные пароходы – это, как минимум, преступление против духа речного транспорта", - говорит Безбородов.

Эксперт считает, что введение подобных автоматизированных систем приводит к удорожанию как постройки новых судов, так и их последующей эксплуатации. "У нас в истории индустрии роботизации и автоматизации нет ни одного случая, когда бы производство или какие-либо процессы, в которые были бы внедрены "бесчеловечные" технологии, стали бы дешевле. Становится только дороже. Мы хотим внедрить роботизированные теплоходы на реках, которые будут стоить вдвое дороже по постройке и еще столько же – в эксплуатации", - резюмировал Безбородов.


 

Источник: «МФД-ИнфоЦентр»


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика