Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Морская политика / Разное
Мобильное приложение АРМ «Лоцман» - вектор импортозамещения и импортонезависимости российских лоцманских служб
Материал разместил: Горнова Анна МихайловнаДата публикации: 07-04-2022

Активное санкционное давление в 2022-м году совершенно не затронуло функциональности приложения АРМ “Лоцман”. Отсутствие внешнего государственного влияния на проект будет сохранено и в перспективе, команда проекта ответственно придерживается вектора импортозамещения и даже импортонезависимости, не принимает в разработку модули, ограниченные авторскими патентами, в том числе, зарубежных компаний, использует данные и карты исключительно отечественных производителей.

В 2016 году компанией “Интеллектика”, в рамках развития системы лазерной швартовки судов MOORiNET, была инициирована разработка мобильного приложения АРМ “Лоцман” для планшетных компьютеров под управлением ОС Android. Были определены следующие базовые цели приложения:

  • обеспечение эффективной помощи лоцманам речного и морского судоходства в решении ежедневных служебных задач;
  • цифровизация процессов сопутствующего документооборота;
  • повышение безопасности лоцманской проводки и швартовых операций.

Также, изначально важнейшими требованиями развития проекта АРМ “Лоцман” были обозначены патентная чистота, независимость от авторских или смежных прав третьих лиц, а также соответствие нормативно-правовым актам, регламентирующим импортозамещение программного обеспечения. Поставленные цели были полностью выполнены и в 2021-году, совместно с лоцманской службой морского порта Архангельск, проведены эксплуатационные испытания, успешность которых закреплена документально. 

Активное санкционное давление в 2022-м году совершенно не затронуло функциональности приложения АРМ “Лоцман”. Отсутствие внешнего государственного влияния на проект будет сохранено и в перспективе, т.к. команда проекта ответственно придерживается вектора импортозамещения и даже импортонезависимости, не принимает в разработку модули, ограниченные авторскими патентами, в том числе зарубежных компаний, использует данные и карты исключительно отечественных производителей.

Помимо этого, постоянная плотная работа с лоцманскими службами и службами безопасности мореплавания портов Новороссийск и Архангельск, помогла увеличить полезный функционал, а также построить дорожную карту будущего развития приложения. Так были внедрены виртуальные районы на цифровой карте, что помогает, например, обозначать действующие природоохранные морские территории, находящиеся под экологической защитой.

Отображение актуальной навигационной обстановки акватории на экране планшета помогает избежать множества аварийных ситуаций. Даже в условиях низкой видимости, лоцман в режиме реального времени на экране планшета видит суда или другие препятствия и может заблаговременно скорректировать маршрут, рассчитать прогнозируемое движение собственного судна. Это особенно важно при транспортировке нефтепродуктов, где авария может нанести колоссальный невосполнимый экологический ущерб. В планах развития приложения присутствуют и другие важные механизмы, которые помогут обеспечивать сохранность природы нашей страны, такие как создание виртуальных слоев карты отражающих сезонные территории промысловой деятельности, коридоры миграции морских млекопитающих и птиц.

Необходимо сказать, что использование электронных карт с дополнительными информационными слоями, открывают неисчерпаемые перспективы для развития важного локального функционала АРМ “Лоцман” в будущем. Например, отображение на электронной карте актуальной ледовой обстановки может быть крайне полезной информацией для работы в условия Северного морского пути.

Системы зарубежных производителей, подобные АРМ “Лоцман” уже давно эксплуатируются лоцманами разных портов России, и сама идея цифровизации рабочих процессов давно стала необходимостью нашего времени. Среди лидеров таких решений можно отметить финскую компанию “Транзас” и шведскую “Треллеборг”, но как было отмечено многими лоцманами, локальные проблемы российских портов, зарубежные производители не планируют решать. А в последнее время обновления программного и технического обеспечения, стало крайне сложным или даже невозможным по причине санкционного давления стран, в которых располагаются упомянутые компании.  В свою очередь функционал АРМ «Лоцман» компании “Интелектика”, не только полностью перекрывает функционал конкурентных зарубежных систем, но и имеет множество расширений, нацеленных именно на российского пользователя.

“Интеллектика” изначально отказалась от использования планшетов на базе операционной системы iOS (Apple), в пользу открытой платформы Android. Также, изначально не привязывали систему к определенным навигационным датчикам, как выполнено это у зарубежных аналогов. АРМ “Лоцман” может работать с любыми существующими датчиками спутниковой навигации, как встроенными в судно, так и внешними переносимыми.

В АРМ “Лоцман” используются электронные карты производства Управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации (УНиО), которые покрывают все воды в зоне юрисдикции РФ и отличаются большей точностью и актуальностью отображения наших акваторий в сравнении с картами зарубежных производителей (IHO, PRIMAR, AVCS).

В АРМ “Лоцман” используются разные дополнительные данные, например, такие как приливы и отливы, которые предоставляет ФГБ “Государственный океанографический институт имени Н.Н.Зубова”, или слой актуальных глубин на цифровой карте, который может обновлять непосредственно отдел дноуглубительных и промерных работ порта из специализированного личного кабинета. Этот функционал очень востребован в связи с разнообразием природных условий России и местонахождения портов. Например, приливные колебания в Новороссийске практически не ощущаются, но разница между низким и высоким уровнем воды в Архангельске делает некоторые участки временно несудоходными. В таких портах как Усть-Луга, Калининград, Санкт-Петербург и других участках Балтийского моря и Финского залива большое значения имеют сгонно-нагонные явления. Данная информация должна оперативно поступать на планшеты лоцманов без ожидания обновлений корректур используемых карт.

Также кардинальным отличием АРМ “Лоцман” от систем-конкурентов является единый центральный сервер данных с административным доступом через веб-интерфейс. Данное новшество решает вопрос быстрого централизованного обновления данных на планшетах лоцмана, а также сохранения информации о совершённых проводках. Такие сопутствующие документы, как план проводки или лоцманская квитанция, могут храниться на сервере в электронном виде. Потеря или выход из строя планшета не является критичной проблемой, а размещение центрального сервера непосредственно на территории порта ограничивает поток данных только в пределах локальной сети без доступа извне. Всё перечисленное помогает поддерживать защищённый, отказоустойчивый обмен актуальной критически важной информации для выполнения задач лоцмана.

Уже сейчас можно отметить, что отечественное решение АРМ “Лоцман” от компании “Интеллектика”, превосходит функционал аналогичных систем от зарубежных производителей, а отсутствие каких-либо “политических” препятствий и тесная работа с сотрудниками портов, открывает перспективы развития системы, как той которая удовлетворяет потребности именно российских лоцманских служб.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика