Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Морская политика / Статьи
Море волнуется за подготовку лоцманов в России
Материал разместил: Горнова Анна МихайловнаДата публикации: 09-02-2021

Ясного правового регламента нет, Резолюция ИМО А.960(23) не выполняется. Развитие портов и увеличение транспортного потока происходит у нас сегодня на всех направлениях водных путей. При этом в Стратегии развития морской деятельности РФ 2030 (распоряжение Правительства РФ №1930-р от 30.08.2019 г.) записано, что Россия имеет устаревшую систему организации лоцманского обеспечения. Речь идёт о лоцманских проводках, являющихся ключевым звеном не только безопасности мореплавания, но и экологической безопасности.

Возникают закономерные вопросы – соответствует ли такое положение дел стратегическим планам страны как ведущей морской державы? И почему в России не выполняется Резолюция ИМО А.960(23)? О проблеме подготовки морских лоцманов и не соответствии организации лоцманского обеспечения в стране Резолюции ИМО А.960(23) - в беседе координатора проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анны Горновой и Председателя Межрегионального профессионального Союза лоцманов Владимира Кабанова.

Анна Горнова: - Владимир Александрович, в конце 2020-го года вышло новое Положение о морских лоцманах (приказ Минтранса от 6.11 2020 г. № 462). Какие видите риски и проблемы в части подготовки лоцманского состава на сегодняшний день?

Владимир Кабанов: - В 1981-м году была принята Резолюция ИМО А.485(XII) о подготовке и сертификации морских лоцманов. В то время наша страна (СССР) была одной из ведущих морских держав, имела огромный торговый и океанический рыбопромысловый флот. Большое внимание уделялось подготовке морских специалистов и, соответственно, вопросам безопасности мореплавания. В то время порядок подготовки и сертификации морских лоцманов в полной мере соответствовал нормам Резолюции. Эти нормы и основные принципы подготовки лоцманов в мире в морских странах известны давным-давно, и существенно не меняются. Поэтому все они сохранились и в Резолюции ИМО А.960(23), которая пришла в 2003-м году на смену Резолюции ИМО А.485(XII) после того, как вместе с некоторыми изменениями она была дополнена разделом об эксплуатационных процедурах.

Анна Горнова: - О каких принципах подготовки лоцманов говорится в Резолюции? Что это за принципы?

Владимир Кабанов: - Принцип первый: должна быть компетентная лоцманская власть. Из пункта 1.3 Резолюции можно сделать вывод, что Правительство должно способствовать созданию или функционированию компетентных лоцманских властей. Из пункта 2.2 становится ясно, что компетентная лоцманская власть - это руководство лоцманской организации, на которое возлагается ответственность за оценку опыта, квалификации и пригодности претендента на получение лоцманского удостоверения. В принятом Положении о морских лоцманах содержатся требования к лоцману, но нет никаких требований к руководству лоцманской организации. Такое Положение позволяет назначать руководителями лоцманских служб, специалистов, которые не прошли подготовку лоцмана. Так происходит в настоящее время, к примеру - в Северо-Западном филиале ФГУП «Росморпорт».

Анна Горнова: - Кто и каким образом может оценить квалификацию и способности претендента на получение лоцманского удостоверения?

Владимир Кабанов: - Только лоцманы высшей квалификации, которые занимаются подготовкой лоцманов, могут оценить подготовленность лоцмана к самостоятельному выполнению лоцманской операции определенной сложности. Именно поэтому компетентная лоцманская власть, то есть руководство лоцманской организации, должна формироваться из лоцманов высшей квалификации.

Анна Горнова: - Можно ли считать компетентной лоцманской властью капитана морского порта?

Владимир Кабанов: - Конечно же можно, при условии, что капитан порта выполняет Резолюцию ИМО А.960 и сам является лоцманом высшей квалификации и способен ответственно оценить способности претендента. А если капитан порта никогда лоцманом не был, то каким образом он может оценить квалификацию лоцмана? И при этом не следует упускать из виду ответственность. Какую реальную ответственность может нести компетентная лоцманская власть, если она опрометчиво оценила квалификацию лоцмана, выдав ему лоцманское удостоверение, после чего в результате ошибки этого лоцмана случился серьезный инцидент?

Анна Горнова: - Резолюция предписывает, что компетентные лоцманские власти должны сотрудничать с национальными и местными объединениями лоцманов. Почему необходимо такое сотрудничество?

Владимир Кабанов: - Это второй важный принцип подготовки лоцманов. Прежде всего, это выработка требований к претенденту на получение лоцманского сертификата. Из п.2 действующего Положения о морских лоцманах мы узнаем, что претендент, как и лоцман, должен: «9) иметь стаж работы не менее 3-х лет в должности капитана и (или) старшего помощника капитана на морских судах валовой вместимостью 500 и более». Не будем здесь обсуждать само это требование и его происхождение. Просто констатируем, что если бы требования вырабатывались в соответствии с Резолюцией, то они могли бы быть несколько иными, несколько более высокими. В соответствии с Резолюцией должны вырабатываться не только исходные требования к кандидату, но и некие стандарты подготовки, которые, естественно, могут отличаться в различных портах. Понятно, что нужно не только разработать стандарты, но и добиваться того, чтобы они соблюдались. Без сотрудничества с объединениями лоцманов решение такой задачи для компетентных лоцманских властей становится затруднительным.

Ещё один важный принцип подготовки лоцмана изложен в пункте 5.2 Резолюции. Подготовка лоцмана должна включать практический опыт работы на судне в условиях реальной лоцманской проводки под непосредственным контролем опытных лоцманов. Это основной метод подготовки, который, как написано в этом же пункте, может дополняться различными тренажерами и прочими занятиями. В части 2 ст. 94 Кодекса торгового мореплавания сказано очень коротко, что «в целях прохождения практики» лоцмана может сопровождать стажер. Устаревший и необязательный сейчас к применению «ГОСТ Р 51874-2002 Безопасность мореплавания. Требования к морским лоцманам. Порядок подготовки. Аттестация» содержит пункт 5.3.2: «Практическую часть программы подготовки морские лоцманы проходят путем стажировки на проводимых судах под руководством квалифицированных морских лоцманов, имеющих стаж работы морским лоцманом не менее 5-ти лет.

Анна Горнова: - В прошлом Положении о морских лоцманах (Приказ Минтранса от 07.2008 №122) в пункте 30 было сказано, что стажировка проводится под руководством квалифицированных морских лоцманов, имеющих стаж работы в качестве морского лоцмана не менее 5-ти лет, и что морским лоцманам и кандидатам в морские лоцманы, успешно прошедшим стажировку, выдается справка, подготовленная на основании отзывов морских лоцманов, проводивших стажировку морского лоцмана (кандидата в лоцманы). Что об этом сказано в новом Положении?

Владимир Кабанов: - А в новом Положении об этом практически ничего не сказано.

Анна Горнова: - В 2017-м году Минтрудом был разработан и утверждён профессиональный стандарт «Лоцман», который и по сей день обязателен к исполнению. В этом стандарте были учтены предложения лоцманов?

Владимир Кабанов: - Представители лоцманов встречались с разработчиками Стандарта и участвовали в процессе его подготовки. Многие предложения лоцманов были учтены. Но как ни убеждали разработчиков, ссылаясь на КТМ, на ГОСТ Р 51874-2002, на действовавшее тогда Положение о морских лоцманах, в том, что одной из наиболее сложных и важных производственных функций лоцмана является руководство стажировкой, то есть, практической подготовкой кандидата в морские лоцманы, но такой трудовой функции у лоцманов в документе нет. А раз нет в профессиональном стандарте, то нет и в новом Положении о морских лоцманах. В пункте 10 нового Положения сказано лишь, что для прохождения квалификационных испытаний лоцманская организация направляет капитану морского порта некие сведения о прохождении практики по лоцманской проводке кандидатом в лоцманы. Однако, никакой информации о том, кто, как и каким образом организует и проводит такую «практику», и о том, какие именно сведения должны предоставляться, мы в Положении не находим. Неясно как долго такая практика проходится, кто руководит такой практикой, кто и какую ответственность несет за прохождение такой практики, кто и на каком основании принимает решение о том, что пройденной практики достаточно. Нет никакой информации о такой «практике» и в профстандарте «Лоцман». Как говорится, приплыли! То есть, в настоящее время лоцман, не желающий заниматься стажировкой или практической подготовкой кандидата, может просто сказать, что он не понимает, о чём идёт речь, что его этому никто не учил и т.д.

При этом важно понимать, что эта работа опытного лоцмана, когда он, в соответствии с текстом Резолюции, должен в условиях реальной лоцманской проводки на судне доверять практическую работу по осуществлению лоцманской проводки кандидату в лоцманы. При этом контролировать действия кандидата в лоцманы, сохраняя персональную пусть даже моральную ответственность за лоцманскую проводку, и в случае ошибки кандидата фактически быть автором навигационного инцидента. Такая работа существенно отличается от простого осуществления лоцманской проводки. И никто не пожелает делать такую работу, и не будет делать её хорошо, если он не имеет к тому конкретного, ощутимого стимула.

Анна Горнова: В нынешней нормативной базе в чём видите проблему?

Владимир Кабанов: - Основным документом, определяющим порядок подготовки морских лоцманов в нашей стране, в последние годы является Положение о морских лоцманах, последний вариант которого утвержден приказом Минтранса от 6 ноября 2020 года №462. Прочитав всё Положение, мы обнаружим, что слово «ответственность» встречается только в пункте 6, где говорится об ответственности капитана, слово «подготовка» встречается только в названии Конвенции ПДНВ (Международная конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты). А таких слов как «Резолюция ИМО», «сотрудничество», «компетентная лоцманская власть» в тексте Положения мы не находим. Таким образом, можно сделать вывод, что новое Положение не соответствует общепринятым во всём мире нормам Резолюции ИМО А.960(23) по подготовке и сертификации морских лоцманов.

Проблема в том, что из-за невыполнения Резолюции ИМО у опытных лоцманов отсутствует стимул для высококачественной практической подготовки лоцманов. Вследствие этого качество подготовки лоцманов неизбежно снижается. В этом можно убедиться, пристально рассматривая авариные случаи, произошедшие при лоцманской проводке в последние годы. Причиной многих таких случаев является ошибка лоцмана, которая является следствием того, что лоцман оказался недостаточно хорошо подготовлен, или того, что квалификация лоцмана оказалась недостаточной для выполнения лоцманской операции.

Анна Горнова: Какой фактор снижения аварийности на Ваш взгляд решающий?

Владимир Кабанов: - Решающим фактором снижения аварийности является высокий уровень ответственности компетентных лоцманских властей за подготовку лоцманов. Чем выше ответственность, тем ниже аварийность. Отсутствие ответственности компетентных лоцманских властей - одна из основных причин аварийности. Компетентные лоцманские власти должны определять необходимый лоцману объём практической подготовки как основного метода.

Анна Горнова: - На что бы Вы рекомендовали обратить внимание в процессе исправления текущего положения? Какие правовые нормы на Ваш взгляд были бы эффективны для решения такого ключевого вопроса как подготовка и стажировка лоцманского состава?

Владимир Кабанов: - Во-первых, привести нормативные акты, регламентирующие подготовку лоцманов в соответствие с Резолюцией ИМО А.960, и во-вторых, вернуть некоторые нормы из прошлого, когда СССР был ведущей морской державой, к чему стремится сейчас Российская Федерация.

В завершении скажу, что несмотря на технический прогресс и цифровизацию, несмотря на то, что улучшаются маневренные качества судов и повышается эффективность буксиров, функция лоцмана остается очень важной. Это и контроль соблюдения судами правил и конвенций, это общее руководство совместными действиями судна с буксирами, это и ответственность за безопасность плавания и экологическую чистоту наших морей. Всё это хорошо понимают власти ведущих морских государств, в которых лоцманское обеспечение организуется так, чтобы не допускать рыночной конкуренции лоцманских организаций на одной акватории. Как правило, лоцманская деятельность осуществляется либо государственными лоцманскими службами, либо некоммерческими организациями лоцманов и регулируется специальным законом. У нас в начале 2000-х с появлением в прибыльных портах частных коммерческих лоцманских организаций произошёл развал этой системы и до сих пор государство не наведёт порядок.




Источник:INFORM-24


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение