Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Морская политика / Статьи
Перспективы развития глобальной тунцовой индустрии и возможности развития российской тунцовой отрасли
Материал разместил: Горнова Анна МихайловнаДата публикации: 25-07-2019
Публикуем обзор фонда «Марлин» о перспективах развития глобальной тунцовой
индустрии и возможностях развития российской тунцовой отрасли, подготовленный к
«правительственному часу» заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ 23
июля 2019 г. с участием министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева.

1. История российского тунцового промысла

Советский Союз был одним из пионеров освоения тунцового промысла в Мировом океане. Освоение советскими рыбаками тунцового промысла началось в 60-е года XX века с началом специализированных научно-исследовательских и рыбопоисковых экспедиций в Атлантическом и Индийском океанах. В 1960 г. начались экспедиционные работы автономных тунцеловных сейнеров в Индийском океане, в 1962 г. - экспериментальный кошельковый лов керченской базы Гослова, с 1964 г. промысел вели керченская и дальневосточные тунобазы, а с 1983 г. - специализированные кошельковые сейнера дальневосточного и западного бассейнов.

Советский тунцеловный флот состоял из тунобаз типа «Солнечный луч», больших тунцеловных сейнеров (БСТ) типа «Родина», средних тунцеловных сейнеров (ССТ) типа «Тибия». Все тунцеловные сейнера вышеназванных проектов были построены по устаревшим проектам и не могли конкурировать с иностранными сейнерами. 

Учитывая перспективность промысла и с целью модернизации тунцеловного флота в конце 80-х годов прошлого века в СССР была принята государственная программа модернизации советского тунцеловного флота, предусматривающая строительство на испанских верфях 10 современных тунцеловных сейнеров типа “Каури”.  В период 1991-1993 гг. сейнера были сданы в эксплуатацию и направлены для ведения промысла в Атлантический и Индийский океаны. В Атлантическом океане вели промысел 9 средних тунцеловных сейнеров и тунцеловные базы ярусного промысла.

До 90-х годов прошлого века тунцеловный флот СССР был одним из наиболее многочисленных в мире, насчитывал до 30 тунцеловных сейнеров и осуществлял промысел во всех океанах. Общая промысловая мощность тунцеловного флота СССР, а позднее Российской Федерации, составляла до 135 тыс. тонн добычи тропических тунцов, стоимостная оценка годового вылова в ценах 2018 года составляла бы свыше 250 миллионов долларов США. 

С развалом СССР прекратилось развитие российского тунцового промысла. В начале 90-х годов прошлого века все российские крупнотоннажные тунцеловные сейнера, в том числе новые были выведены под иностранные флаги, российский промысел тунца в Тихом и Индийском океане прекратился. В период 1992-2009 гг. лишь 9 устаревших средних сейнеров продолжали вести промысел под российским флагом в Атлантическом океане, что позволило Российской Федерации сохранить право промысла тропических тунцов в Атлантике. 

В 2010 году вследствие принятия решения Международной комиссией по сохранению атлантических тунцов (далее – ICCAT) о запрете грузовых операций в открытом море, а также технического и морального износа, последние российские сейнера были выведены из эксплуатации и специализированный промысел тропических тунцов в Атлантике был остановлен и до настоящего времени не ведётся.

2. Состояние мировой тунцовой индустрии

Тунцы относятся к числу ценнейших промысловых рыб Мирового океана, являются одним из наиболее распространенных ресурсов Мирового океана. Тунцовый промысел широко распространен в Мировом океане, является одним из важнейших направлений мирового морского рыболовства, одним из самых высокорентабельных видов океанического промысла. По объёмам добычи промысел тунцов занимает третье в мире место после анчоусов и скумбрии.

Наиболее распространённым видом тунцового промысла является промысел тропических тунцов. Современный промысел тропических тунцов отличается высокой рентабельностью, высокой степенью регулирования со стороны международных региональных рыболовных управляющих организаций, низкими и контролируемыми рисками. 

Регулирование промысла осуществляется международными конвенционными организациями (далее – T-RFMO), учреждёнными ООН:

  • в Тихом океане:

- Комиссия по рыболовству в Западной и Центральной части Тихого океана – Western & Central Pacific Fisheries Commission (WCPFC);

- Межамериканская Комиссия тропического тунца - Inter-American Tropical Tuna Commission (IATTC);

- Комиссия по тунцам Индийского океана - Indian Ocean Tuna Commission (IOTC);

- Международная комиссия по сохранению атлантических тунцов - International Commission for the Conservation of Atlantic Tunas (ICCAT);

- Комиссия по сохранению южного синего тунца - Commission for the Conservation of Southern Bluefin Tuna (CCSBT)

Задачи комиссий - эффективное управление запасами тунцов и сопутствующих видов рыб и длительное сохранение устойчивого использования тунцов во всех промысловых районах Мирового океана, эффективное регулирование и контроль за промысловыми операциями, борьба с незаконным и неконтролируемым промыслом. 

В отличие от прочих видов океанического промысла, промысел тропических тунцов ведется круглогодично в тропических и субтропических водах Тихого, Индийского и Атлантического океанов. 

Основные промысловые объекты – тропические тунцы. Коммерческие виды тропических тунцов – желтопёрый тунец (Yellowfin tuna), полосатый тунец (Skipjack tuna), большеглазый тунец (Bigeye tuna), синий тунец (Bluefin tuna). Объём мирового глобального годового улова в 2017 году только тропических тунцов превысил 4,8 млн. тонн, в т.ч.:

  • полосатый тунец - 2,8 млн. тонн (57% от общего объёма вылова);
  • желтопёрый тунец - 1,4 млн. тонн (29% от общего объёма вылова);
  • большеглазый тунец - 0,4 млн. тонн (8% от общего объёма вылова);
  • альбакор - 0,2 млн. тонн (4% от общего объёма вылова);
  • синий тунец - 42 тыс. тонн (1% от общего объёма вылова).

Стоимостная оценка мирового улова тропических тунцов в 2017 году превысила 10,5 млрд. долларов США.

Основные промысловые районы 

Объёмы вылова тропических тунцов добываются в тропических зонах Мирового океана, в т.ч.:  

  • Западная и Центральная части Тихого океана – 2,535 млн. тонн (53% объёма вылова);
  • Индийский океан – 0,983 млн. тонн (21% объёма вылова);
  • Восточная часть Тихого океана – 0,722 млн. тонн (15% объёма вылова);
  • Атлантический океан – 0,493 млн. тонн (10,5% объёма вылова).

Основными видами тунцового промысла являются промысел специализированными тунцеловными сейнерами с использованием кошельковых неводов (tuna purse seiners) и ярусными судами (long liners). 

Основной объём коммерческих тунцов добывается специализированными тунцеловными сейнерами, оснащенными кошельковыми неводами. Основу сейнерного тунцеловного флота составляют высокотехнологичные тунцеловные сейнера грузовместимостью 1000 - 2000 тонн. 

В 2017 году промысел тропических тунцов в Мировом океане осуществляли 673 крупнотоннажных тунцеловных сейнеров. Наиболее крупные тунцеловные сейнерные флотилии ведут промысел под флагами Республики Корея – 53, Тайваня – 34 сейнера, Испании – 26, Японии – 29, Франции – 28, США – 36, Китая – 24, Республики Гана – 16, Панамы – 20, Сейшельских острова – 13. 

Расстановка тунцеловного сейнерного флота по зонам ответственности T- RFMO:

  • Комиссия по рыболовству в Западной и Центральной части Тихого океана – 385 сейнеров;
  • Межамериканская Комиссия тропического тунца – 236 сейнеров;
  • Комиссия по тунцам Индийского океана – 148 сейнеров;
  • Международная комиссия по сохранению атлантических тунцов – 56 сейнеров.

В последнее десятилетие всё больше стран, в том числе развивающихся, активно включается в промысел тунца. Активно модернизируют свой сейнерный тунцеловный флот практически все страны, участвующие в тунцовом промысле и новички этого промысла. За период 2013-2018 г.г. было построено 86 современных тунцеловных сейнеров, в т.ч. – Тайвань – 10 судов, Южная Корея – 8, Франция – 2, Испания – 4, Япония – 4, Китай – 8, Папуа Новая Гвинея – 13, Мексика, Филиппины, Сейшельские острова – по 7 судов, Федеральные Штаты Микронезия – 4, Соломоновы Острова – 3, Эквадор – 2, Венесуэла, Сальвадор, Капо–Верде, Кюрасао, Кирибати – по 1 судну. Программы строительства нового тунцеловного сейнерного флота в большинстве стран пользуются поддержкой государства и реализуются в качестве национальных проектов.      

Глобальные рынки мороженого тунца и продукции из тунца

Глобальный рынок тунца определяется такими факторами, как растущий потребительский спрос на переработанного готового к употреблению тунца, рост доходов и увеличение потребления тунца на душу населения, как одного из основных видов продукции, полученной из «дикой» рыбы.

Общемировые продажи коммерческих видов мороженого тунца в 2017 году превысили 10,5 млрд. долларов. Это широко покупаемый продукт для конечных потребителей, ресторанов и консервной промышленности. Растущий спрос на консервированный и переработанный тунец является основной движущей силой мирового рынка тунца. В настоящее время Европа доминирует в списке регионов, импортирующих консервированный и переработанный тунец.  Страны Ближнего Востока, такие как Саудовская Аравия, Израиль и Египет, стали одними из крупнейших импортеров тунца в мире.

Согласно отчету аналитической компании IMARC Group - «Рынок тунца: мировые тенденции в отрасли, доля, размер, рост, возможности и прогноз на 2018-2023 годы», мировой рынок продукции из тунца достигнет значения 11,38 млрд долларов США в 2023 году.

Исследовательская компания «Grand View Research Inc» на основе анализа тенденций развития глобального рынка продукции из морепродуктов - «GLOBAL CANNED TUNA MARKET 2017-2021», прогнозирует ежегодный рост рынка на 3,2% до 27,8 млрд. долларов США к 2025 году.  При этом доля глобального рынка консервированной продукции из тунца составит 47,8 % от общего объёма рынка морепродуктов.  Ежегодный рост потребления консервированной продукции из тунца составит 4,8%. К 2025 году стоимостная оценка мирового рынка продукции из тунца составит -  13,75 млрд. долларов США.  

Глобальный рынок тунца и продукции находится на подъёме. Экспертная оценка стоимости глобального рынка мороженого тунца и продукции из него в 2017 году составляет 19 млрд. долларов, к 2025 году возрастёт до 25 млрд. долларов США (рост 32%).

3. Перспективы развития российской тунцовой индустрии

Несмотря на тот факт, что в настоящее время российский промысел тропических тунцов не ведётся, Российская Федерация сохраняет хорошие перспективы для возрождения отечественного тунцового промысла в Мировом океане и строительства национальной тунцовой индустрии.

Как было отмечено выше, тунцеловные сейнера под флагом России ещё в 1995 году вели промысел во всех океанах. В связи прекращением промысла в Тихом и Индийском океанах, в настоящее время Российская Федерация представлена лишь в одной международной тунцеловной комиссии – Международной Комиссии по сохранению атлантических тунцов (ICCAT).  

Несмотря на то, что российский специализированный промысел тропических тунцов в Атлантическом океане не ведётся с 2010 года, Россия сохраняет членство и право промысла в этой Комиссии и может вывести на промысел в конвенционную зону ICCAT до 9 тунцеловных сейнеров. 

С целью возрождения отечественного тунцового промысла Фондом восстановления и развития тунцового промысла «Марлин» разработан проект развития тунцовой отрасли в рамках российского рыбохозяйственного комплекса.

Проект предусматривает:

  • развитие российского тунцового промысла в Атлантическом океане за счёт покупки на первоначальном этапе 2 тунцеловных сейнеров с последующим строительством серии высокотехнологичных сейнеров;
  • строительство на территории Калининградской области рыбоперерабатывающего комплекса;
  • создание базы для возрождения российского тунцового промысла в Тихом и Индийском океанах.

Проект является экспортоориентированным, имеет хороший экспортный потенциал и отвечает требованиям, предъявляемым к региональным проектам, обеспечивающим достижение целей, показателей и результатов федеральный проектов, входящих в состав национальных проектов, определенных Указом Президента РФ от 7.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года».

Анализ сложившейся ситуации позволяет сделать вывод, что, в случае невыхода тунцеловных сейнеров под флагом РФ на промысел в ближайшее время, установленные квоты на вылов тунцов будут распределены без участия Россия и страна потеряет возможность ведения промысла тунцов - одного из наиболее рентабельных видов океанического рыболовства.

Потеря возможности ведения промысла связана с тем, что с каждым годом процесс промысла тунцов в Атлантическом и других океанах становится все более зарегулированным решениями конвенционных организаций и поэтому, существующий до сих пор термин "свобода рыболовства в открытом океане" становится все более относительным. Длительное отсутствие тунцеловных сейнеров под флагом РФ приведёт к распределению квоты на добычу тропических тунцов, закреплённое за Россией среди других участников промысла.

В настоящее время промысел тропических тунцов в Атлантике регулируется Многолетней программой сохранения и управления запасами тропических тунцов (REC 16-01 TRO). В соответствии с Программой страны, участвующие в промысле, могут добывать желтоперого тунца в пределах общего допустимого улова (далее – ОДУ) без распределения на национальные квоты, а наиболее массового полосатого тунца, без ограничений.

Однако, в ходе ежегодной сессии ICCAT в 2018 году ряд стран стран-участниц Комиссии внесли предложения по внесению изменений в Программу, включая фиксирование ОДУ по всем видам тунцов с последующим распределением ОДУ на национальные квоты в объёмах, выловленных сейнерами каждой страны за период 2008-2017 гг.

Изменения не были приняты по инициативе стран Евросоюза (Испания, Франция), активно реализуют программы по обновлению сейнерного тунцеловного флота. В соответствии с экспертным заключением Фонда «Марлин», новое обсуждение внесения изменений в Программу возможно не ранее 2021 года. 

Учитывая вышесказанное, для сохранения российского тунцового промысла в Атлантическом океане Россия должна вывести на промысел тунца не менее 2-х тунцеловных сейнеров в течение 2019 года и приступить к реализации программы по строительству серии тунцеловных сейнеров не позднее 2020 года. 

Перспективы тунцового промысла в Тихом и Индийском океанах

Несмотря на то, что РФ не является членом Комиссии по тунцу Индийского океана (IOTC) и Комиссии по рыболовству в Западной и Центральной части Тихого океана (WCPFC), возможность восстановления российского тунцового промысла в этих районах сохраняется на основе:

  • принципа преемственности рыболовства (исторический принцип). В конвенционной зоне WCPFC до 1994 года вели промысел 5 сейнеров типа «Каури», в Индийском океане – 5 сейнеров типа «Каури», 2 сейнера типа «Родина»; 
  • вхождения территориального моря и особой экономической зоны России в конвенционную зону WCPFC;
  • большого вклада СССР и РФ в исследование водных биологических ресурсов Индийского океана. В период 70-80 гг. и до начала 90-х СССР/Российская Федерация выполнили в Индийском океане более 100 научно- исследовательских экспедиций, накопив огромный массив научной информации.

Всего в Индийский и Тихий океаны Российская Федерация может вывести до 12 тунцеловных сейнеров, с учётом 9 сейнеров Атлантической тунцеловной экспедиции тунцеловный флот России может составить 21 судно, с общим объёмом вылова до 164 тыс. тонн.

Стоимостная оценка годового вылова – более 300 млн. долларов США. 

К сожалению, до настоящего времени все попытки реализовать проект с помощью крупнейших российских рыбодобывающих компаний не увенчались успехом по причине приоритетного освоения последними национальных морских биоресурсов в экономической зоне РФ.

Выводы:

  1. Тунцовый промысел является одним из наиболее перспективных видов океанического промысла. Состояние ресурсов коммерческих видов тунцов находится в стабильном состоянии, спрос на продукцию из тунца стабильно растёт;   
  2. Развитие российского тунцового промысла позволит уменьшить нагрузку на национальные водные биологические ресурсы, вернуть российские промысловые суда в ранее освоенные промысловые районы, увеличит присутствие Российской Федерации в отдалённых районах Мирового океана;
  3. Для сохранения и развития российского тунцового промысла необходимо принятие государственной программы возрождения этого вида океанического промысла, которая позволит сохранить присутствие России в ранее освоенных районах Мирового океана и которую затруднительно решить исключительно за счёт привлечения частных инвестиций;
  4. Проект развития российского тунцового промысла имеет хороший экспортный потенциал и отвечает требованиям, предъявляемым к региональным проектам, обеспечивающим достижение целей, показателей и результатов федеральный проектов, входящих в состав национальных проектов, определенных Указом Президента РФ от 7.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года». Целевые индикаторы проекта соответствуют целям и задачам, установленным федеральным проектом «Экспорт продукции АПК», предусматривающим увеличение экспорта рыбы и морепродуктов к 2024 году до 8,471 млрд. долларов США (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам - протокол от 24.09.2018 г. № 12). Расчётный среднегодовой объём экспортных продаж мороженого тунца в 2020 году составит 29,7 млн. долларов США с увеличением объёмов к 2024 году до 85 млн. долларов США (до 9,4% от объёма регионального экспорта продукции АПК в 2017 году);
  5. Проект соответствует принципам, предъявляемым к подготовке региональных проектов, изложенным в «Методических рекомендациях по подготовке региональных проектов» (письмо Аппарата Правительства РФ от 30.11.2018 г. № 9861п-П6). Реализация первого этапа проекта позволяет оптимизировать и минимизировать стоимость последующих мероприятий – строительство современного высокотехнологичного тунцеловного флота и берегового перерабатывающего комплекса, способного выпускать востребованную на внутреннем и внешнем рынках продукцию из тунца с высокой долей добавленной стоимости. Годовой объём экспортных поставок после запуска перерабатывающего комплекса превысит 120 млн. долларов США;
  6. Реализация программы по восстановлению и развитию российского тунцового промысла позволит:
  • создать отечественную тунцовую индустрию, располагающую крупным тунцеловным флотом и современными перерабатывающими производствами;
  • полностью обеспечить российскую рыбоперерабатывающую промышленность качественным сырьём, защитит российский потребительский рынок от импортной продукции, создаст конкурентные преимущества для российских переработчиков, вынужденных работать на низкосортном сырье. Интерес к российскому рынку переработки тунца проявляет лидер мировой переработки тунца ”THAI UNION Group”;
  • создать в профильных высших и средних учебных заведениях новые программы обучения по выпуску специалистов для тунцовой индустрии;
  • создать новые высокооплачиваемые рабочие места;
  • увеличить налоговые отчисления в бюджеты разных уровней, а также социальные отчисления во внебюджетные фонды.

 

Материал подготовили:

Управляющий Фонда «Марлин» Владимир Еремеев,

Координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение