Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Морская политика / Статьи
Поддержка МСП
Материал разместил: Горнова Анна МихайловнаДата публикации: 21-05-2020

О том, как живут сегодня небольшие рыбные хозяйства в регионах, в какой господдержке они нуждаются, и о тех мерах поддержки малых и средних предприятий, что уже приняты Правительством, прокомментировали парламентарии и эксперты.

Заместитель председателя комитета по транспорту и строительству Госдумы Павел Федяев:

«Весна в этом году для многих стала испытанием. Вначале рыбохозяйственные организации не сбавляли темпов, но сегодня проблемы уже накапливаются. Карантинные меры являются сдерживающим фактором работы производств даже в регионах и на окраинных территориях нашей страны, где эпидемии в сравнении с Центральной Россией на момент весны у нас не было. Однако, меры безопасности легли на плечи работодателей и внесли свои коррективы в работу. Аграрный сектор, в том числе и рыбохозяйственные предприятия – это в основном скоропортящаяся продукция, для которой условия доставки и хранения играют решающую роль. Всем привычный контроль производства, доставки и хранения продукции в «ручном режиме» сейчас весьма затруднён. Предприятия стали задумываться о цифровых дистанционных инструментах такого контроля. Также наметился тренд на рассредоточение плотности работников и производств. Постепенно производства из мегаполисов будут уходить в сельские территории, где понадобится обустраивать инфраструктуру. В обществе есть запрос на небольшие предприятия МСП как производителей экологически чистой продукции».

Председатель Росрыбколхозсоюза Андрей Ануфриев:

«Меры сдерживания эпидемии легли на работодателей, которым в срочном порядке пришлось закупать в достаточном количестве и по завышенным ценам индивидуальные средства защиты, потому что вначале эпидемии индивидуальных средств защиты не хватало. Закупили дезинфицирующие средства, наладили периодическую санобработку производственных помещений, офисов. Эти мероприятия повлекли за собой дополнительные расходы организаций. Законодательства в части ЧС, соответствующего современному дню, у нас не было, законы принимаются по ходу развития ситуации, соответственно и правоприменение отрабатывается тоже на ходу. Санитарно-эпидемиологическая функция и контроль в такой для всех чрезвычайной ситуации – это всё же относится к функции государства. Если это передавать малому и среднему бизнесу, то надо это как-то компенсировать. В отношении крупного бизнеса пошли путём составления Перечня системообразующих предприятий, который устанавливается Правительством, и который может меняться и дополняться. Туда вошли предприятия- крупнейшие налогоплательщики региональных бюджетов, годовая выручка которых начинается от 10 млрд. рублей и выше, а количество работников составляет порядка 1,5 тыс. человек и еще более крупные с годовой выручкой более 20 млрд. руб. Эти предприятия могут рассчитывать в случае необходимости на различные меры господдержки в виде субсидирования, льготного кредитования по невысокой ставке, рассрочки различных платежей вплоть до освобождения от них и прочего. Правительство определило меры поддержки для малого и среднего бизнеса, а как эти меры поддержки коснутся малых и средних предприятий рыбохозяйственного сектора пока не очень понятно, хотя им эта поддержка нужна так же, как и крупному бизнесу. Ввиду небольших объёмов оборотных средств по сравнению с крупными, и потому, что за ними тоже стоят люди, с их семьями, населенные пункты.

Сегодня члены Росрыбколхозсоюза реализуют инвестиционные проекты – обновляют флот, инвестируют в рыбопереработку. Инвестиционные проекты идут сегодня во многих организациях, их нельзя останавливать. Им также потребуется помощь государства. И меры поддержки необходимо принимать уже сегодня».

Координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова:

«В агросекторе у нас с советских времён сохранилась уникальная организация – Росрыбколхозсоюз. На сегодняшний день Союз объединяет 55 рыболовецких колхозов (артелей), рыбопромышленных предприятий с другими формами ведения рыбохозяйственной деятельности малого и среднего предпринимательства, совокупный объём добычи которых составляет более 200 тыс. т. водных биоресурсов. Организации-члены Союза живут по системе СПК, как сельскохозяйственные производственные кооперативы и работают по закону о сельхозкооперации, а не закону об акционерных обществах. Система Росрыбколхозсоюза доказала свою надёжность и эффективность временем. Это тот самый настоящий «исторический принцип». Рыболовецкие колхозы успешно прошли Великую Отечественную войну, и сегодня в них работают дети и внуки того военного поколения, которым все мы гордимся.   Здесь не такие крупные организации как те, что прошли в Перечень системообразующих, но целый ряд организаций Союза расположены на окраинных северных и дальневосточных территориях, организации являются градо- и посёлкообразующими, содержат социальную инфраструктуру отдалённых поселений, обеспечивают занятость этих территорий. К тому же система сельхозкооперации – это экологически чистые производства России, экологически чистая продукция. Т.е. я уже назвала как минимум три приоритета-геополитический, социальный и экологический. Для системы таких малых и средних предприятий тоже должны быть инструменты поддержки в случае необходимости. Здесь можно идти по пути критерия градо- и посёлкообразующего предприятия, а также предоставления упрощённого порядка компенсирующих и стимулирующих субсидий для таких организаций. В конце апреля Союз обращался в Минсельхоз, а также в Комиссию Госдумы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства с просьбой предусмотреть возможности поддержки небольших предприятий в этот нелёгкий для всех период».

Член Комиссии Госдумы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства, руководитель Рабочей группы по транспорту Виктор Дерябкин:

«30 апреля мы провели заседание Комиссии по вопросам поддержки МСП. Накануне руководители рабочих групп проанализировали и обобщили поступившие от субъектов МСП предложения, итоговый перечень был передан в Правительство.  От рыбаков тоже поступили предложения, в частности от Росрыбколхозсоюза. В числе перечня мер поддержки касающихся судового топлива там были названы: 

  • введение моратория на поднятие стоимости ГСМ как один из способов поддержки транспортной отрасли;
  • компенсация фактических затрат на горюче-смазочные материалы, прочие расходы на текущую деятельность и заработную плату в полном объеме (уровень марта 2020 года) с налогами на неё.

Предприятия обратились с просьбой признать нынешнюю ситуацию в экономике форс-мажором и с 1 марта 2020 г. предоставлять в заявительном порядке:

  • субсидии части затрат на содержание объектов недвижимости;
  • льготы по услугам ЖКХ на период карантинных мер, не отключать в случае неуплаты;
  • субсидии на оплату коммунальных платежей предприятиям на ближайшие 9 месяцев.

В числе прочих мер поддержки были запрошены: специальные сниженные тарифы и нормативы на электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, вывоз и утилизацию ТБО. Запрет на отключение от сетей, как меры воздействия на должника, а также введение моратория на рост всех тарифов естественных монополий. Мораторий и перенос устранения выявленных нарушений на срок после карантина в случае наложения штрафных санкций контролирующими органами в отношении субъектов транспортной инфраструктуры за нарушение исполнения требований норм Закона № 270-ФЗ до 31.12.2020 года. Правительство готовит Общенациональный план действий по оживлению экономики, направленный на долгосрочные структурные изменения с учётом новой ситуации в мире. В этом документе будут интегрированы предложения отраслевых сообществ.

Хочу заметить, что на сегодняшний момент уже есть утверждённый Правительством набор мер поддержки для пострадавших отраслей, в которых для организаций МСП снижен размер страховых взносов, перенесены сроки сдачи отчётности по налогам и взносам, до конца года отменены плановые проверки, на год продлили действия разрешений, лицензий, спишут неустойки по госконтрактам, отсрочены и сокращены налоги и взносы. Предусмотрен целый ряд мер для сохранения занятости, в т.ч. безвозмездная финансовая помощь из бюджета. Можно получить две субсидии из расчёта 12 130 руб. на одного сотрудника. Заявление на субсидию могут подать также ИП без работников. Заявление на первую субсидию нужно подать до 1 июня. Для выплаты зарплат можно подать заявку на льготный кредит на срок не более года. Сумма рассчитывается исходя из МРОТ (с учетом коэффициентов, надбавок и взносов), и зависит от числа работников. Ставка первые 6 месяцев - 0%, потом 3,5-4%. Предусмотрена отсрочка по Закону о кредитных каникулах. Банк обязан дать отсрочку по первому требованию на срок до 6 месяцев. Период отсрочки заёмщик определяет сам. За время отсрочки проценты начисляются в обычном размере, а потом включаются в тело кредита.

Есть возможность отсрочки по кредитам по госпрограмме. Условия выгоднее, но финансирование программы ограничено и в ней участвуют не все банки. За период отсрочки (до 6 месяцев) начисляется только 0,33 от "обычных" процентов по договору. Их можно платить как в период отсрочки, так и после, в рассрочку до конца срока договора. Можно отсрочить платежи за аренду недвижимости. Арендодатель обязан предоставить отсрочку в течение 30 дней с момента обращения арендатора. На период режима повышенной готовности или ЧС отсрочка полная, далее и до 1 октября - 50%. Для арендаторов публичного имущества предусмотрены дополнительные меры поддержки. Ситуация очень подвижная, постоянно её мониторим, ведём плотную работу с отраслевыми сообществами и правительством, по ходу вносим необходимые коррективы и дополнения».


Источник: https://inform-24.com/18638-kak-zhivut-segodnja-nebolshie-rybnye-hozjajstva-v-regionah-v-kakoj-gospodderzhke-oni-nuzhdajutsja.html


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение