Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Морская политика / Статьи
России как ведущей морской стране нужна современная лоцманская служба
Материал разместил: Горнова Анна МихайловнаДата публикации: 14-10-2020
Лоцманская традиция России насчитывает уже более 400 лет. За это время в стране и в мире сменилась не одна эпоха. В неустойчивом современном и многополярном мире будущего лоцманы – это морская элита, представляющая одну из высших морских каст, состоящую в основном из опытных капитанов, прошедших дополнительную подготовку. Лоцман представляет государство на борту иностранного судна, является одним из основных звеньев в системе безопасности мореплавания, осуществляя лоцманскую проводку судна в сложных в навигационном отношении районах плавания. Функция лоцмана имеет большое значение для экологии акваторий, а также системы госконтроля, что уже в ближайшие годы сыграет важную роль для России на трассе Севморпути. России как ведущей морской стране нужна современная лоцманская служба. Об этом порталу "Море и Космос" рассказали эксперты Центра стратегических оценок и прогнозов.

Эксперт Центра стратегических оценок и прогнозов, вице-президент Ассоциации авиационно-космической, морской, экстремальной и экологической медицины Юрий Тарасов:

«Постоянно совершенствуя уровень обеспечения безопасности мореплавания, мировая практика пришла к выводам, изложенным в резолюциях IMO (Международной морской организации) и позиции IMPA (Международной ассоциации лоцманов). Сегодня мы видим, что лоцманские службы ведущих морских стран являются либо государственными, либо работают на некоммерческой основе и строго контролируются государством в соответствии национальными регламентами и стандартами. Конкуренция лоцманских служб в одном районе лоцманской проводки признана вредной с точки зрения безопасности мореплавания. В своих оценках и действиях лоцманы должны быть независимы от влияния коммерческих интересов частных лиц -  судовладельцев, грузовладельцев, владельцев терминалов. К примеру, в Норвегии, Финляндии, Швеции, Латвии, Литве, Эстонии, Греции, у лидера мировой экономики – Китая лоцманы являются сотрудниками государственных лоцманских служб. В Нидерландах, Германии, Бельгии, Франции и других странах лоцманское обслуживание организовано на некоммерческой основе по системе Self Employеd Pilot. Основными ориентирами здесь являются - монополия и целевой характер лоцманского сбора.

В Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 30 августа 2019 г. № 1930-р) сказано об устаревшей системе лоцманского обеспечения в России. И действительно, проблем в лоцманском секторе скопилось много: в нарушение ст. 88 КТМ (Кодекс торгового мореплавания РФ), не установлены требования к оснащённости, численности лоцманских организаций, их деятельность в России не лицензируется. В районах обязательной лоцманской проводки законодательно установлена обязанность судна взять лоцмана, но не установлена обязанность лоцманской организации предоставить лоцмана. С 2005-2006 года в лоцманский сектор проник частный бизнес в виде двух десятков частных организаций, и с того момента нормы КТМ в части некоммерческих целей лоцманской проводки и её публичных функций, принятые во всём мире, находятся в прямом конфликте с целями извлечения прибыли частными лицами, регулируемыми нормами Гражданского кодекса РФ. Эта ситуация блокирует развитие нормативного обеспечения лоцманской деятельности в нашей стране. Ежегодно лоцманский сектор теряет порядка 500 млн. рублей и более, которые извлекаются на нецелевые нужды. Нет баланса доходов-расходов прибыльных и убыточных портов, нет объединённой самодостаточной системы как в других странах, пример тому-Финляндия».

Координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова:

«В начале нынешнего года Россия в лице группы сенаторов Совета Федерации заявила обновление системы лоцманского обеспечения законопроектом № 889303-7 (внесение поправок в Кодекс торгового мореплавания РФ). Однако, образовавшиеся в условиях правовой неопределённости и неисполнения части 2 Постановления Конституционного Суда от 6 апреля 2004 г. № 7-П частные лоцманские компании и морские агенты пытаются вставлять палки в колёса. Логика понятна, они в нынешней ситуации - прямые выгодополучатели и в случае принятия законопроекта потеряют свой рынок и свои прибыли, но таковы уж основы лоцманской деятельности, она по сути своей не является бизнесом и предметом рыночной конкуренции. И в интересах государства следует заполнить этот правовой вакуум, и создать, наконец, современную технологичную лоцманскую службу, укомплектованную высококвалифицированным составом. В России имеется порядка 900-1000 лоцманов, которые ждут принятия этого закона.

В мае 2020-го года Межрегиональный профессиональный союз лоцманов обратился в департамент проектной деятельности Минтранса России. Лоцманы предложили свою проектную инициативу создания единого оператора лоцманского обслуживания на Балтике на некоммерческой основе. Логика проста- если государство создаёт единую государственную службу – замечательно. Тогда эта лоцманская инициатива туда может очень гармонично интегрироваться. Если государство затягивает и не спешит с вопросом создания лоцманской службы, то Союз лоцманов готов это организовать сам на некоммерческой основе в соответствии с Резолюцией IMO А.960 и базовыми основами лоцманской деятельности. Однако, потребовалось согласование с департаментом госполитики морского и речного транспорта и вот с этого момента началось удивительное. 1 июня лоцманы направили письмо со своей проектной инициативой и просьбой оградить их от противодействия и нападок частного лобби. Ответ получили с большим трудом лишь в конце сентября. При этом ответ был датирован 4 сентября. В тексте написано, что создание в России единой лоцманской службы соответствует наилучшим международным практикам и поддерживается Минтрансом. И что в случае законодательного решения о создании единой лоцманской службы, предложенная инициатива лоцманов в необходимой мере будет учтена. Т.е. ушло более 3-х месяцев, чтобы получить такой ответ. При этом регламент рассмотрения таких обращений – не более 30 рабочих дней. К сожалению, Минтранс до сих пор видит проблему через фильтр прошлого – или монополия в лице государства или частники, фактически возникшие в результате правовой неурегулированности, допущенной Минтрансом и не только им, вопреки всем допустимым нормам. Удивительно, что Минтранс и частное лобби не берут в расчёт, что лоцманы сами могут всё организовать и вести своё хозяйство на некоммерческой основе, у них есть свой Союз, и им не нужны хозяйчики в виде частников, сдающих лоцманов в аренду, и которые появились в тот переходный период, когда наше государство было слабым.

Лоцманы могут. И те страны, где это понимают, уже давно имеют самодостаточные, оснащённые современными катерами и необходимыми техническими средствами лоцманские службы. А мы никак не можем преодолеть начало 2000-х. И осознать, что высокого уровня качества жизни можно достичь только чётким разделением - что относится к обязанностям государства, а что есть бизнес. При этом бывшие коррупционеры, которые и привели ситуацию с лоцманским обеспечением к нынешнему плачевному состоянию, до сих пор предпринимают попытки пролоббировать законодательное закрепление коммерсантов в лоцманских проводках и пытаются тормозить лоцманские преобразования на различных уровнях. Когда предлагаются различные модели организации любой отрасли, сектора, важно видеть – эта модель сильного государства или слабого, она имеет цель –запутать, усложнить решение проблемы или она прозрачна и понятна».


Источник: https://more-i-kosmos.ru/eksklyuziv/eksperty-rossii-kak-vedushhej-morskoj-derzhave-nuzhna-sovremennaya-loczmanskaya-sluzhba/ 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение