Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Морская политика / Статьи
С Днём Океанов!
Материал разместил: Горнова Анна МихайловнаДата публикации: 08-06-2020

Ежегодно 8 июня отмечается Всемирный День Океанов (World Ocean`s Day). Процессы, протекающие в глубинах Мирового океана, определяют существование экосистемы всей планеты Земля. Площадь поверхности Мирового океана, в состав которого входят океаны и моря, составляет около 71 % поверхности Земли. Океаны - это лёгкие планеты, обеспечивающие большую часть кислорода, необходимого для дыхания человека.  Океан формирует климат на Земле, поглощает более 30% производимого углекислого газа, что сглаживает последствия глобального потепления. До 90% вулканической деятельности происходит под водами океанов, которые существовали на планете ещё за 3 миллиарда лет до появления человека.

Если смотреть в трансценденте, Океан - владелец планеты, источник жизни на Земле, мощная стихия, присутствующая в среднем на 70% в каждом человеке, и присутствующая во всём что жизнеспособно. Как известно, вода запоминает, отражает, выражает, исцеляет, а может и уничтожать. Там, где вода уходит, остаётся пустыня, пока вода вновь не вернётся, что может произойти через десятки, сотни и тысячи лет.

Если выйти за пределы привычной нам дуальности и взглянуть на Океан как на иную форму сознания, открываются возможности для перехода на новый уровень осознанности. Трансцедентальное взаимодействие различных форм сознания движет эволюцией многомерного Мироздания. Только задумайтесь – Океан волнами дышит и говорит с нами, и как живое зеркало беспристрастно отражает и возвращает человеку всё происходящее. Три состояния воды – прекрасный пример триединства и преобразования материи.

Хочу поздравить с Днём Океанов всех, кто связан с морем - океанологов, рыбаков, моряков, экологов, ихтиологов, а также всех граждан планеты Земля, кто осознаёт взаимосвязь цивилизации и планеты. Наша цель – привлечь внимание всех стран к состоянию экологии Океана, его самочувствию и потенциалу.

Основными проблемами экологии океанов сегодня являются: рост интенсивности судоходства, загрязнение отходами цивилизации, особенно пластиком, перелов рыбы. Это приводит к окислению и повышению температуры воды, подводному шуму, таянию льдов Арктики и Антарктики.

Лоцманские службы в глобальной миссии по защите экологии моря

В этот день хочется сказать о древней и уникальной профессии лоцмана, вспомнить имена известных в мире лоцманов, с участием которых открывались и наносились на карты материки, континенты, острова, моря и проливы, под проводкой которых корабли проходили сложные и опасные воды, заходили в гавани. Среди них: Мартин Винсенте, Бартоломей Руис, Му`аллим Ахмад ибн Маджид, российский император Пётр Первый, американский писатель Марк Твен и удивительный серый дельфин Пелорус Джек, около четверти века (в 1888-1912 гг.), сопровождавший суда, пересекавшие пролив Кука между Южным и Северным островами Новой Зеландии. Лоцманы традиционно входили в морскую элиту и часто находились на службе при королевских дворах монархов.

Возвращаясь в наши дни, следует отметить, что из всех аварий морских судов в мировом океане 90% происходит в прибрежной зоне, большая часть из них в проливах и узкостях, а 70% из них в портах и на подходах к ним. Учитывая рост интенсивности судоходства, следует особо отметить роль лоцманских служб в сохранении экологии моря. Работа лоцманов относится к сфере публичных интересов государств в части обеспечения безопасности мореплавания в национальных акваториях и сохранения водной среды жизнеобеспечения человечества. В своих оценках и действиях лоцманы должны быть независимы от влияния коммерческих интересов частных лиц - судовладельцев, грузовладельцев, владельцев терминалов. Именно благодаря эффективной организации и развитию своих лоцманских служб прибрежные страны участвуют в глобальной миссии по предотвращению аварий, разливов и загрязнений на море. В основе лежит принцип универсального обслуживания - безопасная и эффективная лоцманская проводка в равной степени без какой-либо дискриминации для всех пользователей портов.   На данном направлении важна консолидация усилий, контроль и ответственная позиция всего мирового сообщества в части недопущении элементов коммерциализации лоцманских служб и рыночной конкуренции среди них. «Конечным выгодополучателем лоцманской услуги является государство и его народ», - такова позиция Европейской и Международной ассоциации лоцманов (EMPA и IMPA).

В международно-правовом поле лоцманская деятельность сегодня осуществляется в рамках целого ряда конвенций ООН, резолюций ИМО, позиции Европейской и Международной ассоциации лоцманов. Среди основных таких документов – Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., часть XII которой посвящена защите морской среды (ст.192, 235,218 и 219), резолюция ИМО А.159 (ES.IV), рекомендующая государствам–членам ИМО организовать у себя систему лоцманского обслуживания наиболее эффективным способом, резолюция ИМО А.960, регламентирующая подготовку, квалификацию и порядок работы морских лоцманов, а также резолюция ИМО А 1081, которая содержит рекомендации по работе лоцманов открытого моря на Балтике.

В будущем на первый план выйдет морская кибербезопасность

Сейчас мы наблюдаем стремительное развитие технологий во всех сферах нашей жизни и в 2020-м году темой этого Дня: «Инновации для устойчивого океана». Потребность в новых технологических решениях для восстановления экологии очевидна. Однако, каким будет океан будущего напрямую зависит от того, как будет развиваться судоходство – вопрос, который волнует футурологов и экспертов ещё с начала 80-х годов прошлого века. Каково будет соотношение обычных и автономных судов? Есть те, кто хочет сократить экипаж в пользу автоматизации судов и берегового управления, пожертвовать романтикой моря обосновывая свою позицию чисто бизнес-интересом - экономией до 50% на эксплуатационных расходах судна. Но подавляющая часть морского сообщества считает, что автономное судоходство безусловно будет развиваться, но затронет только лишь некоторые ниши. В частности, это могут быть небольшие поисковые и функциональные суда хозяйственного назначения, портофлот, и военная сфера. В данном случае на первый план выходит морская кибербезопасность. Многое будет зависеть от развития данного сегмента. В любом случае приоритет останется за безопасностью мореплавания и экологией, никто не станет рисковать большим танкером без экипажа на борту гружёным нефтепродуктами, который месяцы находится в море и оборудование которого элементарно может потребовать оперативного ремонта. Думаю, что в вопросе с переходом на автономное судоходство будет пропорция в пользу экологии и человека.

Право на благоприятную окружающую среду- акцент глобальной повестки

Сегодня в России активно обсуждается тема внесения изменений в Конституцию. В связи с этим хочу обратить внимание на статью 42 Конституции, в которой говорится о праве гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право на благоприятную окружающую среду является фундаментальным правом современного человека в условиях глобального экологического кризиса и трансформации цивилизационного сознания в направлении экологического партнёрства человечества и планеты. Это право гражданина подразумевает гарантию обеспечения государством основы его жизнедеятельности - нормальных экологических, экономических и эстетических условий жизни своих граждан. В условиях 2020 - 2021 гг. и перспективу конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду приобретает особый смысл как основная обязанность государства по отношению к своим гражданам. Это акцент глобальной повестки, актуальный не только для России, но и для многих стран.

 

Координатор проекта «Морская политика»

Центра стратегических оценок и прогнозов

Анна Горнова


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение