Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Морская политика / Статьи
Судоводителям придётся плавать по новым правилам
Материал разместил: Горнова Анна МихайловнаДата публикации: 06-02-2020

В Совете Федерации предлагают радикально улучшить лоцманское обслуживание на морских трассах и в портах

Проводка судов в опасных акваториях исключительно государственными морскими проводниками повысит эффективность системы лоцманского обеспечения торгового мореплавания на трассах и во всех российских портах. Законодатели и эксперты положительно оценивают влияние внесённых в Госдуму поправок в Кодекс торгового мореплавания РФ, предполагающих создание единой государственной лоцманской службы.

Государственные интересы и частные желания

Лоцманские услуги сегодня входят в комплексную систему обеспечения безопасности мореплавания в российских акваториях, но качество и результативность их предоставления вот уже 16 лет вызывает жаркие дискуссии в среде законодателей и экспертов. Связаны они прежде всего с неурегулированностью деятельности частных лоцманов, которые по решению Конституционного суда в 2004 году вернулись на рынок портовых услуг после трёхлетнего забвения.

Напомним, Федеральный судебный орган конституционного контроля признал принятое в 2001 году постановление Правительства №538 не соответствующим нормам российского законодательства, предписав урегулировать деятельность негосударственных лоцманских организаций. Увы, до сих пор правовой пробел не закрыт. В результате такой многолетней «консервации» нормативной правовой базы лоцманского обеспечения сегодня наблюдается значительный дисбаланс — лоцманы-частники преуспевают, пристроившись в наиболее доходных и коммерчески выгодных портах, а их коллеги из Росморпорта, работающие в том числе и на низкорентабельных северных направлениях, терпят убытки, исчисляемые ежегодно сотнями миллионов рублей.

Установлены правила навигационного обеспечения в акватории Северного морского пути

По мнению законодателей и экспертов, такой перекос не только не отвечает государственным интересам, но идёт вразрез с международными нормами.

В 2014 году сенаторы и депутаты попытались исправить ситуацию, внеся в Госдуму соответствующий проект закона, однако тот в силу ряда объективных причин был отклонён. В конце прошлого года попытку изменить политику государства по отношению к лоцманскому корпусу повторила группа сенаторов во главе с первым зампредом Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергеем Митиным. Но из-за того, что вместе с поправками в Кодекс торгового мореплавания проектом закона предлагалось внести и изменения в КоАП, что противоречит регламенту Госдумы, документ отправили на доработку.

При повторном внесении 27 января текущего года из текста документа исключили изменения в КоАП. В интервью «Парламентской газете» Митин отметил, что законопроектом предлагается привести российские правовые нормы в соответствие с резолюцией Международной морской организации (ИМО), которой обязанность по организации лоцманской проводки судов в опасных районах возлагается на государство. В настоящее время в России это международное обязательство не отражено в национальном законодательстве, «что не позволяет организовать эффективную систему лоцманского обслуживания во всех морских портах и обеспечить её государственный надзор и контроль».

Парламентарий напомнил, что появление частных лоцманских компаний затормозило развитие всей лоцманской системы в России, вывело её из-под контроля государства и тем самым нарушило международные обязательства. По его словам, создание единой государственной лоцманской службы позволит обеспечить необходимый уровень безопасности мореплавания во всех морских портах России, «а кроме того, унифицирует вопросы профессиональной подготовки и контроля за квалификацией морских лоцманов».

 


СЕРГЕЙ МИТИН. ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

Примат международного права подтверждён

Важность инициативы сенаторов, по словам доцента кафедры государственно-правовых дисциплин РАНХиГС Киры Сазоновой, простирается гораздо дальше морского законодательства и устранения неопределённостей в функционале судоводителей.

«После выступления Владимира Путина с Посланием к Федеральному Собранию появились вбросы и разного рода спекуляции относительно того, что у нас якобы исчезнет примат международного права. Так вот, он никуда не денется. Пункт четвёртый статьи 15 Конституции сохраняется в полной неизменности. И тот факт, что предлагается создать единую лоцманскую службу — это как раз и есть имплементация примата международного права и выполнение решений международных органов со стороны Российской Федерации», — пояснила «Парламентской газете» эксперт.

«Здесь есть два момента, — добавила она. — Первое - это то, что мы являемся участниками конвенции ООН по морскому праву, и второе — мы прислушиваемся к такой влиятельной структуре, как ИМО, которая говорит нам о том, что у нас не синхронизированы правила по лоцманской проводке. Фактически эти правила долгие годы были отданы на откуп небольшой группе частников, периодически конкурирующих между собой».

Государство будет увеличивать доход от лоцманской деятельности, а суда получат надёжную и более безопасную проводку.

По мнению Киры Сазоновой, последнее обстоятельство, мягко говоря, не способствует повышению безопасности судоходства. И оно не может быть проигнорировано, тем более когда президент поставил задачу серьёзно увеличить объёмы грузоперевозок по Северному морскому пути к 2024 году. «В связи с этим инициатива будет как нельзя кстати, — заметила эксперт. — Государство будет увеличивать доход от лоцманской деятельности, а суда получат надёжную и более безопасную проводку».

Эту же мысль разделяет и координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова. Комментируя ИА REGNUM инициативу Совфеда, эксперт напомнила, что международное обязательство по лоцманской проводке судов уже давно нуждалось в привязке к российскому национальному законодательству «для восстановления единой системы лоцманского обслуживания в рамках её единого экономического пространства». По её мнению, это позволит оптимизировать тарифы на лоцманские услуги для каждого порта с учётом разницы в их посещаемости, огромной протяжённости морского побережья и различия климатических зон страны.


Страны Каспийского региона смогут обсуждать проблемы в новом формате

«При таком подходе проще будет исправить сложившуюся парадоксальную ситуацию, когда государство фактически вынужденно дотирует доходность частных компаний, обосновавшихся исключительно в прибыльных портах. На сегодняшний день получается, что лоцманский сбор — один из обязательных портовых сборов — регулируется разными законами в разных организациях. В одном случае он является целевыми средствами на безопасность мореплавания (ФГУП Росморпорт), а в другом — коммерческим доходом частных предпринимателей», — цитирует агенство слова Горновой.

 

Кроме того, координатор проекта «Морская политика» уточнила, что из-за неурегулированности деятельности частных судоводителей наблюдается понижение уровня подготовки лоцманского состава. «А в частных компаниях, где лоцманы вынуждены руководствоваться коммерческими интересами их хозяев, профрегламенты уходят на второй план, и нарушения режима труда лоцманов становятся нередким явлением», — констатирует эксперт.

Создание единой лоцманской службы, по словам Горновой, продиктовано ещё и соображениями национальной безопасности. Для обновления всей системы и централизации лоцманского сектора она предложила применять новейшие отечественные разработки и оборудование.

Источник: https://www.pnp.ru/social/sudovoditelyam-pridyotsya-plavat-po-novym-pravilam.html


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение